search
main
0

Горький о воспитании, о труде

Не раз обращался Алексей Максимович к вопросам воспитания подрастающего поколения. Нечего говорить о том, что историю педагогических учений он знал с исчерпывающей полнотой. И Жан-Жак Руссо, и Песталоцци, и Амос Коменский, Пирогов, Ушинский и Толстой, Лай и Мейман – их труды ему были хорошо известны. Обращаясь к нашим дням, Горький особенно ценил практику и методику педагога А.С.Макаренко – руководителя детских колоний. Он буквально был влюблен в этого человека.

– Приглядитесь: в богатых и не очень культурных семьях вы часто увидите, что их отпрыски, не приученные к работе, буквально рассыпаются на глазах. Превращаются в мертвые души, в живые трупы и, как правило, безвременно уходят из жизни.

Однажды, полушутя, он сказал:

– Мне иногда хочется пойти по стопам Льва Толстого и открыть свою школу – но только не для детей, а для родителей…

И он рассмеялся:

– Педагог я, пожалуй, неважный… Разозлился бы на первой же лекции и поссорился бы со своими слушателями, а вообще-то мне очень хочется написать обращение к матерям и сказать в нем…

И он стал развивать свою мысль о том, что прежде всего надо внушить всем родителям:

– Я бы сказал им так: «Дорогие мамаши и папаши! От вас и через вас идут все начала и все концы. Вы источник жизни! И вот мой вам задушевный совет – результат «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет»… Поскорее вытравляйте из себя остатки госпожи Простаковой – мамаши Митрофанушки, и мамаши Илюши Обломова, и прочих подобных чад. Вы им дали жизнь, и вы их можете умертвить для жизни, отняв у них, по неразумию своему, радость труда, и погасив тем самым для них красоты мира!..» – И Алексей Максимович рассмеялся: – Ну вот и вся моя лекция, ибо матери стащили бы меня с трибуны и прогнали с позором, как своего врага…

– А между тем, – продолжал он серьезно, – я сказал чистую правду… Но… правда – глаза колет!

Он поднял со стола пачку писем.

– Получаю от матерей жалобы на деток своих. Пишет: «Я своему отдавала все – лучший кусочек, одевала, обувала, не перегружала работой – только бы он учился, достиг высших знаний и жил бы другой, не такой тяжелой жизнью, как его родители… И до 15 лет это был золотой ребенок, а потом вдруг – его будто подменили»…

Горький покачал головой:

– Бедная мамаша! Она не видит, что сама целиком повинна в грехах своего дитяти. Сама себя жница бьет, когда не чисто жнет… Сеяла плевелы, собирай злое зелье… Водила за ручку – получила белоручку… Манной кашкой кормила – жевать не научила…

Вопрос о детях всегда волновал его как-то по-особому, вызывая целый поток мыслей. Он говорил:

– Забывают, очень часто забывают – и мамаши, и папаши, и педагоги, что не оберегать детей надо от физического труда, а толкать их к нему – от пеленок до тех дней, когда они станут себя и семью свою кормить. Забывают, что без физического труда и тело и дух – вырождаются, гибнут!.. Наша задача – устранить разрыв между умственным и физическим трудом! Семья и школа должны привить детям вкус к самой обыкновенной работе, развить рефлекс труда! Преподавание и воспитание надо так построить, чтобы трудовое начало – в поле, в саду, в огороде, в мастерских – было таким же элементом в системе воспитания, как хлеб – в рационе питания…

В памяти сохранилось столько мыслей Алексея Максимовича о благодетельности мускульного труда в деле воспитания подрастающего поколения, что они могли бы составить содержание целой брошюры. Часто мы слышали от него:

– Я старик, иду к финишу и скажу: всю жизнь я ощущал укрепляющее действие на себе физических усилий. Они мне нужны, как воздух… Труд – лучший доктор. Недаром елизаветинских времен врач Лодырь гонял своих ожиревших пациентов по царским паркам… И знаю: правильно организованное чередование умственных и физических занятий возродит человечество, сделает его здоровым, долговечным и радостным. Вместе с рациональным питанием и исключением алкоголя из людского быта это принесет человечеству чудесное преображение…

– Пусть мамаши и папаши привьют своим детям любовь к труду – и они дадут им в руки самое сильное оружие для жизни. Не растите детей, подобно комнатным растениям! Закаляйте их тело и дух на воздухе, в труде! И поменьше показывайте детям, что все – для них. Что они – цветы жизни, соль земли, центр Вселенной!..

Давайте им лучший кусочек, кормите, берегите, но не делайте себя рабом, а их – вашим тираном… Не показывайте им, что… доченьке шелк, а себе тряпку. Пора понять, что подобный подход к детям создает из них Митрофанушек, Обломовых, бездельников, черствых эгоистов! Именно от таких деток мамаши потом плачут и волосы рвут на себе, обвиняя, конечно, всех, но не себя…

Алексей Максимович считал, что воспитание может творить чудеса… Однажды он сказал:

– У Этиен де ля Боэси я читал о Ликурге… Он доказывал силу воспитания на таком примере. Вот вам два щенка, выросших от молока одной матери… Но один был взят в комнату и ел пищу из горшка, другой бегал по полям, ловил зайцев… И вот – обоих псов после голодной выдержки вывели в поле и поставили перед ними зайца и горшок мясной снеди… И что же? Один полетел за зайцем, а другой кинулся на горшок… Вот вам роль воспитания… Даже кошку можно приучать спать с мышью, а собаку – с кошкой… А Чехов, правда, шутя, говорил, что, если зайца бить, он научится зажигать спички. Так что, мамаши и папаши, познайте сии истины, они не очень сложные, и знайте: вы сами создаете из деток своих или полезных граждан, или Митрофанушек. Мамаши на меня обозлятся, а я им скажу: Да, воспитывать трудно – но и рожать-то ведь нелегко… Нет уж, милые, умели родить, умейте и воспитать… Конечно, в союзе с государством! А государство-то ведь – это мы с вами, а не французский король!..

…На даче в Тессели (Крым) Алексей Максимович, слабый старик, с чисто юношеским задором убирал территорию парка, жег костры… Он всегда искал для себя работу – для рук, для ног, для спины.

Слова у него никогда не расходились с делом.

Таким он запомнился мне навсегда.

И. ГРИНЕВСКИЙ (И. Шкапа)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте