Сорок процентов вчерашних школьников не работают по специальности. Каприз юности? Лень несусветная?
Объяснение простое: система профтехобразования недостаточно гибка. Веяния времени застают ее врасплох. Качество рабочей силы оставляет желать лучшего. Особенно это касается выпускников ПТУ, лицеев и колледжей. Рынок труда скорее готов принять человека с незаконченным высшим образованием, нежели пэтэушника с третьим разрядом.
Все дороги ведут к профориентации. С этого начался разговор на коллегии в Министерстве труда и социального развития. Чем своевременнее она будет проводиться, тем больше вероятность осознанного выбора выпускника. Тем лучше он преуспеет в постижении профессиональных основ, а следовательно, выйдет толковым специалистом.
Взаимодействие Минтруда и Минобразования востребовано временем. Одно огорчает: главное ведомство прогнозирования – Министерство экономики – в коллегии участия не принимало. А жаль: разве трудности на рынке труда – не следствие ошибок прогноза? Не состоялся разговор и с работодателем.
Пора разработать российский классификатор профессий, пора ввести в школы основы профессионального самоопределения (как это сделали в Ярославле). Может быть, договор о сотрудничестве на 2000-2005 годы, подписанный Владимиром Филипповым (Минобразование) и Сергеем Калашниковым (Мин-труд), облегчит участь выпускника, а качество нашей рабочей силы заметно улучшится?
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Комментарии