Если попытаться объяснить, что я беру за основу, когда работаю с детьми, то это прозвучало бы так: «Удивление – шаг к восхищению и путь к творчеству».
Однако использование готовых методик по художественно-эстетическому направлению в моей работе не всегда приводило к тому, чтобы дети проявляли такую эмоцию, как удивление, а ведь познание начинается именно с этого. Поэтому моей задачей стало выявление наиболее эффективных не только приемов формирования у дошкольников представлений о предметах изобразительного искусства, но и приемов, стимулирующих удивление, включенность в художественную деятельность, радость от внесения собственного вклада в создание красоты.
В работе с детьми я опираюсь прежде всего на создание условий для удивления с использованием нового, нестандартного материала, способа или техники изображения. В практике использую различные техники рисования: эбру, кляксографи, рисование нитью, набрызг и др. Но вначале мы пробуем технику без какого-либо замысла, наблюдаем за формами, цветом, слиянием и сочетанием красок. Также мы вместе с детьми обсуждаем возможности практического применения того, что изобразили, обращаясь к личному опыту каждого ребенка.
Еще один важный элемент работы – знакомство воспитанников с культурными образцами. Я стараюсь предоставить каждому ребенку возможность по желанию дополнить свой рисунок линиями, красками, деталями, которые его впечатлили, вдохновили. На этом этапе дети импровизируют и творят. И конечно, каждый индивидуальный или коллективный замысел должен быть воплощен! Если изначально с детьми обсуждался коллективный замысел, то создаем общий продукт из сделанных каждым ребенком элементов. В итоге дети удивляются, включаются в деятельность, ощущают себя творцами предметов окружающей среды.
Ольга ВАНДЫШЕВА, воспитатель детского сада №8 «Сказка» Волхова, лауреат всероссийского этапа конкурса «Воспитатель года»-2023, обладатель специальной премии «Симпатии детей»
Комментарии