31 октября – 3 ноября Творческий союз учителей Красноярского края при поддержке Министерства образования региона, Дома работников просвещения, краевой организации Общероссийского Профсоюза образования, красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького и средней школы №3 города Бородино провел третью региональную школу «Учитель года Красноярского края». За эти три дня участники школы дали 55 уроков, 67 мастер-классов. Работали 33 модератора, 8 методистов Творческого союза учителей, 11 методистов педагогического колледжа №1 им. М. Горького. На уроках обучались 576 учеников, 160 студентов, гостями стали 262 учителя, 15 студентов. А теперь подробности от организаторов и участников.
Надежда КНЯЗЕВА, учитель начальных классов средней школы №137 Красноярска, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013
Мне очень хотелось показать учителям нашего региона Межрегиональную экологическую экспедицию школьников России, которую проводит Межрегиональный клуб «Учитель года» и другие заинтересованные организации под руководством московского учителя химии Владимира Головнера. Хотелось, чтобы коллеги увидели, как проходят профессиональные встречи, какие формы продуктивного взаимодействия работают в каникулярное время (во время летних и зимних каникул). И просто – как у педагогов, уставших в классных стенах, вырастают крылья. Взять с собой в экспедицию всех желающих не получится, а вот привезти экспедицию к нам… можно! Помочь в этом непростом деле взялся наш родной Творческий союз учителей (ТСУ). Он состоит из смелых и энергичных педагогов. Сразу и безоговорочно я приобрела двух сподвижников: лауреата конкурса «Учитель года России»-2014 Татьяну Бернгардт и руководителя филиала ТСУ в Ачинске, заместителя начальника управления образования городской администрации Галину Нефедову. Мечты превратились в региональную школу «Учитель года Красноярского края».Первым, кто решился принять региональную школу, стал Ачинский филиал ТСУ. Тогда 1‑й лицей города Ачинска задал высокую планку для проведения региональной школы и показал, что невозможное возможно. Возможно разместить около двухсот гостей одновременно на десяти уроках, возможно вернуть победителей конкурса в кипучую деятельность, возможно обучение на каникулах, возможен диалог между впервые встретившимися учителем и учениками.Тогда у нас была одна гостья из другого региона: Елена Юрьевна Мякишева, представляющая Иркутскую область, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016.Воодушевленные успехом первой региональной школы, мы с Татьяной Бернгардт организовали вторую в городе Красноярске. Ее принимало мое учебное заведение – средняя школа №137. Более 250 гостей посетили уроки победителей конкурсов. Именно тогда мы отвели один день программы для поездки в красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького, где участниками мастер-классов модераторов стали студенты.Проведение третьей региональной школы инициировала руководитель Бородинского филиала ТСУ Анна Ефимкина, знающая об «Учителе года России» не понаслышке, она была победителем краевого конкурса в 2014 году. Дружно, как один, сработала команда школы №3 города Бородино, принимавшая у себя третью региональную школу. Снова были полные аудитории, снова отзывы благодарных участников. В этом году к нам приехали уже шестеро представителей других регионов: Сергей Софенко из Санкт-Петербурга (финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013), Елена Мякишева и Марина Тараканова из Иркутской области, супруги Александр и Людмила Буханистовы из Новосибирской области (Александр Александрович – лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2001), а также Марина Чёшева, победитель конкурса «Учитель года Новосибирской области»-1992.Бородинцы не только на высшем уровне организовали проведение открытых уроков в классах, но и расселили гостей школы, а также провели для всех желающих отличную экскурсионную программу с выездом на угольный разрез, самый большой в России, между прочим. Методисты ТСУ, работающие в школе №3, были экспертами на анализе уроков. А какой вечерний капустник состоялся после занятий! В листах обратной связи даже были просьбы устроить дискотеку для учителей. И это несмотря на очень насыщенный график региональной школы, который включает в себя уроки, анализ уроков, мастер-классы, экскурсии и взрослый час. В отличие от Межрегиональной школы «Учитель года», наша региональная считает одной из своих главных задач методическую работу со слушателями, то есть гостями на открытых уроках. Рефлексивные остановки после каждого урока – это возможность для каждого выяснить, какие способы предъявлял учитель, задать волнующие вопросы и просто поделиться впечатлениями. А учителей, то есть модераторов, было о чем спрашивать, ведь здесь собралась плеяда победителей регионального конкурса «Учитель года», например 6 из 10 победителей краевого финала 2018 года, и среди них абсолютный победитель Елена Труфанова, а также финалисты Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет: Сергей Пикалов (2009 год), Татьяна Бернгардт, Светлана Бордукова (2003 год), Надежда Князева, победитель студенческого конкурса «Учитель, которого ждут» Валерий Власов и многие другие. Трое учителей, только планирующих участие в конкурсе «Учитель года», рискнули показать свой мастер-класс на площадке «Открытая проба» (новшество этого года) для экспертов и всех желающих и получили рекомендации по его усовершенствованию.Ничто не могло помешать работе региональной школы: ни поломка автобуса, в котором ехали модераторы, ни даже шквалистый ветер, оборвавший линии электропередач и поставивший под удар церемонию открытия. Директор школы №3 города Бородино Ольга Яковлевна Зевакина сделала пару звонков, и… свет дали! Регистрация продолжилась, открытие состоялось, уроки начались. Надо отдать должное директору школы, все рабочие вопросы решались незамедлительно и качественно. Учителя школы №3, как герои, отстояли два дня, а на третий мы по традиции переехали в красноярский педагогический колледж №1. Здесь у нас тоже были нововведения – студенты давали мастер-классы для профессионалов. Пятнадцать студентов попробовали свои силы в демонстрации педагогических практик, и семерых из них ТСУ отметил дипломами за успешные мастер-классы.После горячего трехдневного марафона грустно было расставаться с друзьями, готовыми ради этого конкурсного драйва ехать в другой город, давать открытые уроки, делиться опытом. Учителя называли разные причины, толкающие их на участие в этом эмоционально затратном и трудоемком деле. Кто-то стремится за методическими находками, кто-то за общением с друзьями, кто-то не может остановиться после конкурсной гонки «Учителя года России». Хороший итог спорам на эту тему подвела Нина Александровна Костина, член правления Творческого союза учителей: «Миссия школы – профилактика профессионального выгорания».
С удовольствием будем готовиться к следующей региональной школе. Тем более что в рядах ТСУ немало учителей, готовых оказать любую помощь в ее организации: от подготовки презентации до оформления документов. Потому что ТСУ – это союз единомышленников.
Комментарии