Я подбирала команду с учетом требований профессионального конкурса «Учитель будущего», но под себя. На самом деле из моих сотрудников практически каждый достоин того, чтобы стать членом команды. Среди них немало тех, кто стал обладателем президентского гранта ПНПО, всевозможных регалий и наград. Я сама и многие мои педагоги принимают активное участие в самых разных конкурсах профессионального мастерства, у нас есть опыт и желание выступать перед аудиторией и делиться своими наработками. Но все-таки в данном случае я остановилась на молодом педагоге, преподавателе физики, математики и информатики Резиде Закировой, она привлекает учеников своей мобильностью, способностью браться за любое дело и с успехом доводить его до конца. Вместе с детьми она снимает видеоклипы, сочиняет сценарии, снимает фильмы, ведет блоги в соцсетях о школьной жизни. А еще одним членом команды стала Галия Салимова, учитель русского языка и литературы со стажем работы 34 года, она руководит школьным научным обществом «Созвездие».
Что же касается меня самой, то, признаюсь, несмотря на собственный 30‑летний стаж, я решилась на этот шаг, потому что мое руководство прямо сказало: «Очень надеемся на вас и уверены, вы не подведете!» После таких слов было как-то неловко посылать на конкурс кого-то вместо себя. Вместе с коллегами после уроков остались, выполнили тест (каждый в своем кабинете!), отправили результаты… и оказалось, что мы стали полуфиналистами конкурса! Причем, что самое интересное, от нашего региона было восемь команд и только наша – сельская. Учитывая довольно солидный совокупный стаж наших участников, мы поняли: старый конь борозды не портит!
Тем не менее на полуфинале стало понятно и другое – очень хорошо, что в конкурсе есть как молодые, так и зрелые участники. Проблема профессионального выгорания в учительском сообществе стоит довольно остро, а подобного рода мероприятия помогают эмоционально возродиться тем, кому за… Мы наблюдали за молодежью, поражались кипучей энергии, быстрому уму, стремлению схватывать все на лету и заряжались от них энтузиазмом.
Хотя, знаю, есть и скептические мнения, мол, конкурсы придуманы только для молодых, а пожилые участники находятся в заведомо проигрышной позиции, да и очень обидно проиграть тому, кто в два раза моложе тебя и в школе работает всего ничего. А мне кажется, очень хорошо, что мы все разные, и огромное спасибо организаторам, ведь они разработали концепцию конкурса, где есть место каждому, все находятся в равных условиях, никто никого не притесняет.
Вот сейчас много говорят о реальной проблеме – молодежь не идет в школу. И в качестве главных причин этого называют низкие зарплаты. Безусловно, это очень больная тема, но позволю себе заметить, что помимо твердой валюты есть и мягкая, то есть моральные стимулы, интерес, увлеченность своим делом. Здесь, на конкурсе, мы увидели то, что вселило в наши сердца надежду: среди участников было очень много молодых мужчин и женщин с горящими глазами, людей, у которых есть желание что-то менять к лучшему, искать новые методы, работать на общее благо, а не только на себя любимого. Таким педагогам очень нужна поддержка опытных коллег, причем, что важно, именно тех, кто разделяет их оптимизм. Беда наша в том, что опыт, увы, часто приходит в том возрасте, когда у педагога уже нет никаких стимулов к самосовершенствованию, многое он делает по инерции и к любым изменениям относится крайне скептически, а то и враждебно. Но участники конкурса «Учитель будущего» – это люди всех возрастов, и благодаря им название данного мероприятия вполне обоснованно. Как филолог даже хочу заметить, что есть такой стилистический прием – синекдоха, когда единственное число используют для обозначения множественного. Вот как раз в данном случае «Учитель будущего» – это синекдоха, то есть речь идет не о каком-то одном педагоге, а о целом сообществе, людях новой формации, готовых жить и работать в XXI веке, не отрицая традиции предыдущих веков. А в выигрыше остаются все.
Теперь на стене в моем кабинете висят грамота и диплом финалиста конкурса, на столе лежит памятный блокнот с логотипом. Для тех, кто мыслит категориями низких зарплат, это, конечно же, мелочи, но вот для меня и моих коллег по команде это признание того факта, что мы тоже люди из будущего и для будущего.
И еще. Нас поразило то, с какими заданиями пришлось столкнуться в ходе прохождения конкурсных испытаний. Они предполагали очень широкий диапазон интерпретаций, то есть можно было ответить и так и сяк, но, если команда могла обосновать свою точку зрения и аргументированно отстоять ее, никто не мог сказать, мол, вы ошибаетесь, все на самом деле совсем не так. При отсутствии единственно верного ответа и при наличии свободы выбора у участников появлялось пространство для формирования мышления учителя будущего.
Таких конкурсов пока, к сожалению, слишком мало, ведь обычно упор делается только на личные достижения. А коллективные конкурсы – это, пожалуй, только «Учитель будущего» от АНО «Россия – страна возможностей» да «Успешная школа» от «Учительской газеты». Эти конкурсы ничуть не отрицают, а дополняют друг друга, поэтому мы обязательно примем участие в них на следующий год.
Хотя неплохо было бы сначала завершить этот. Ведь из-за коронавируса финальные испытания конкурса «Учитель будущего» перенесены на начало 2021 года, а когда все так растянуто во времени, сложно сосредоточиться и показать такой же высокий результат, что и на полуфинале. Но будем стараться! За нами школа и регион!
Ризиля КАГАРМАНОВА,
учитель русского языка и литературы, директор Старокутлумбетьевской школы
Матвеевский район,
Оренбургская область
Комментарии