На семинаре, организованном службой здоровья гимназии №586, тему «Профилактика профессионального выгорания как здоровьесберегающий фактор педагогической деятельности» назвали актуальной. Особенно в условиях той социальной ситуации, в которую оказался погружен мир в начале 2020 года. Пандемия стала большим психологическим испытанием, в том числе для педагогов, особенно для возрастных, поскольку пришлось переходить на дистант. И некоторые, между прочим, так и не оправились от шока, что привело к профессиональному выгоранию.
По словам педагога-психолога гимназии №586 Татьяны Хохловой, синдром профвыгорания включает в себя три симптома. Основной из них – это эмоциональное истощение. Оно характеризуется тем, что человек испытывает усталость, им владеет ощущение беспомощности и безнадежности.
Второй симптом – деперсонализация, то есть появление циничного отношения к окружающим, негативизм. Третьим симптомом психологи считают редукцию личностных достижений, когда человек недоволен своими успехами в профессии и при небольших затруднениях на работе убежден в своей профессиональной некомпетентности.
Так кто же находится в группе риска, когда речь идет о профессиональном выгорании?
Прежде всего те, у кого слабая нервная система. Также в группе риска трудоголики, которые часто хобби заменяют своей профессией. Таким людям не остается времени на семью, и у них возникает не только профессиональное, но и эмоциональное выгорание. Есть еще категория «рисковых» работников, которые вынуждены работать в условиях острой нестабильности. И это как раз случай мировой пандемии-2020. Если говорить о педагогах, то они безоговорочно в группе риска, поскольку работают с людьми. Кроме того, задача педагога – заниматься не только обучением детей, но и их воспитанием, что влечет за собой большие энергетические затраты.
Как заметила Татьяна Хохлова, психологи рассматривают профвыгорание как постепенный процесс. Первый этап можно обозначить как «медовый месяц», когда человек приходит на работу, готов выполнять любые поручения и получать от этого удовольствие. Второй этап – «недостаток топлива». Здесь появляется усталость, возникает апатия, и интерес к работе может периодически пропадать. На третьем этапе уже проявляются хронические симптомы: появляются повышенная раздражительность, гневливость, агрессивность, человек часто уходит в болезнь, где… отдыхает. Четвертый этап можно назвать кризисом, потому что человек из-за приобретенных серьезных хронических заболеваний начинает терять свою трудоспособность. На пятом этапе необходимо «пробивание стены», так как на фоне истощения ресурсов возникают депрессивные состояния, которые требуют медикаментозного лечения.
Как отмечают психологи, профвыгоранию подвержены все возрасты. Также характерно для всех возрастов эмоциональное истощение, а вот в деперсонализацию больше погружаются возрастные педагоги. Она срабатывает как защитный механизм, когда силы и энергия много лет тратятся на решение школьных вопросов. Человек становится нечувствительным.
Высокая педагогическая ответственность в этом случае является негативным фактором, потому что человек слишком много берет на себя забот.
Но, как бы ни был сложен профессиональный путь педагога и какие бы ухабы его там ни поджидали, со всем можно справиться, если понимать, как себе помочь. Взять, например, такой симптом, как редукция личностных достижений. Как пояснила педагог-психолог гимназии №586 Евгения Яковлева, молодой специалист, приходя в школу из университета, думает, как он прекрасен, как умен, а потом, разочарованный реальностью, попадает в так называемую яму страданий. Человек начинает сомневаться в своем профессионализме, чувствует себя самозванцем. Однако время – лучший лекарь, и уверенность приходит с опытом. Есть даже определенное правило, которое говорит, что 10 тысяч наработанных часов выводят вас на стадию эксперта. Но это касается молодежи, а зрелому педагогу важно пополнять свою базу знаний, менять виды деятельности, участвовать в различных развивающих семинарах.
С эмоциональным истощением тоже можно разобраться. По сути, эмоциональное истощение напоминает нашу внутреннюю батарейку: насколько мы заряжены и насколько заряд на момент деятельности полон. Каждый может определить у себя этот уровень заряда – от 1 до 100%. Хотя заряд может быть снижен, и вот по каким причинам. Первая: аккумулятор барахлит изначально. Возможно, из-за различных внутренних макро- и микродефицитов. На это влияет и физическое истощение: отсутствие гигиены сна, нежелание заботиться о себе и т. д. Второй причиной может стать искаженное восприятие действительности. Каждый воспринимает мир через призму своих реакций, и, наверное, что-то в современных реалиях не соответствует представлениям о них данного человека. Зарядиться полностью также могут мешать перегрузка и многозадачность. Снижать зарядку способны и токсичная коммуникация, и… отсутствие удовольствия в жизни. Психологи настаивают: нужно любить себя в каждый момент бытия. Позволять себе выспаться, дистанцироваться от людей, которые неприятны в общении, сходить туда, куда давно хочется, и т. д. Можно устраивать себе небольшие приятные пятиминутки в течение дня: пить кофе, смотреть на то, что нравится.
Как говорят специалисты, люди часто недооценивают такие мимолетные радости, но это ошибка. К сожалению, доказано, что психика человека легко впитывает негативные эмоции и переживания. При этом для позитивных переживаний наша психика является тефлоном, отталкивает их. Легко напитаться негативом и потерять позитив. Поэтому важно научиться замечать приятные моменты и наслаждаться этим.
С деперсонализацией все обстоит гораздо сложнее. Это глубокая вещь, и, условно говоря, человек с таким симптомом начинает терять смыслы. Это опасно. Здесь необходимы смыслообразующие вещи, какие-то долгосрочные перспективы. Нужно мысленно построить ту жизнь, которой вам бы хотелось жить. И начинать последовательно подниматься по лестнице, ведущей к самому себе. Кому-то будет легче, кому-то – сложнее, но выигрывает, как правило, тот, кто использует просоциальную модель поведения, то есть не закрывается, а прибегает к помощи других людей. Это помогает преодолеть трудности.
И, главное, нужно помнить, что все успеть, все охватить невозможно. Примите мир и себя в этом мире такими, какие есть, и радуйтесь каждому дню.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии