С «Учительской газетой» я познакомился в 1997 году. И в том же году участвовал в профессиональном конкурсе «Учитель года России». На тот момент я отработал в школе шесть с небольшим лет, уверенно цитировал учителей-новаторов и, как мне тогда представлялось, знал о педагогике сотрудничества все, что положено знать. Возможно, именно такого же мнения обо мне придерживалось и мое тогдашнее руководство, посылая меня на конкурс. Мотивация была такой: «Через десять лет будешь директором, встанешь перед людьми на педсовете. И что ты им скажешь?»
Директором я так и не стал, но в конкурсе участие принял. И в дни своей фортуны стал победителем муниципального и регионального этапов. Конкурсные материалы ушли в Москву, я же продолжал работать в своей школе. Но как-то раз, оказавшись в районном методическом кабинете, совершенно неожиданно услышал: «А вы уже читали свою статью?»
Мне передали «Учительскую газету» №33-34 от 25 августа 1997 года. На первой странице значилось «Учитель – главный герой реформы!». А во вкладке финалисты представляли свои творческие работы: размышления о настоящем и будущем школы, о времени, о себе. На странице 25 была моя статья. Моя первая публикация!
Через девять лет, 22 декабря 2006 года, в Государственном Кремлевском дворце победителей первого конкурса лучших учителей Российской Федерации, проводившегося в рамках приоритетного национального проекта «Образование» со сцены дворца приветствовал человек-легенда Сергей Петрович Капица. Человек, видевший живого Резерфорда в кембриджском доме своего знаменитого отца Петра Леонидовича Капицы. Беседовал с Сергеем Петровичем Капицей Петр Григорьевич Положевец, ныне исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а на тот момент главный редактор «Учительской газеты». Беседовали обо всем, в том числе и о фундаментальных понятиях классической и современной науки. А два года спустя коллектив газеты совместно с лучшими учителями страны регулярно издавал уникальный спецвыпуск «Фундаментальные понятия» – сборник учебно-методических материалов, основной идеей которого было взглянуть на традиционные предметы школьного общеобразовательного курса с философско-мировоззренческого ракурса. Сборник удался. Жаль, что не вышел отдельным изданием… А через пять лет в статье Лоры Зуевой «Фундаментальные понятия. Метаморфозы и горизонты» («УГ» №48 от 1 декабря 2015 года) шла речь о съездах московских учителей, на которых фундаментальные понятия стали основными темами мастер-классов. За два года до этого на сайте «Учительской газеты» появилась публикация Евгения Вирячева, учителя из Вологды, под названием «Сколько сегодня педагогов с новыми педагогическими идеями и особым взглядом на проведение урока?» Мне довелось прочесть обе работы и, поразмыслив над их содержанием, составить свой мастер-класс. Получилось по Чехову: «Запоминайте только какое-нибудь поражающее слово, какое-нибудь меткое имя, а сюжет сам придет. Не идея рождает слово, а слово рождает идею».
«Поражающие слова» нашлись в статье Вирячева: «…черный квадрат черный и квадратный, и он нам нужен просто позарез». Прилагательные «черный» и «квадратный» вызвали к жизни идею. А из нее родился мастер-класс «О новых педагогических идеях, или Черный квадрат как совокупность фундаментальных понятий». Впоследствии я неоднократно выступал с ним на различных педагогических форумах. Справедливости ради стоит отметить, что реакция аудитории была самой разной. Чаще звучало вопросительное: «А что это вы сейчас нам показали?» Нередко слышалось раздраженное: «Вы не хотите, чтобы вас поняли!» И вместе с тем время от времени кто-нибудь произносил: «В этом что-то есть!» В конце концов дело закончилось тем, что я был удостоен грамоты «За оригинальное представление педагогического опыта на VIII региональном Фестивале-конкурсе».
Конечно же, это был далеко не единственный случай «подсказки» «Учительской газеты». Пройдя в 1997‑м через конкурс «Учитель года России», я не покинул его. В своей послеконкурсной жизни я встретил Галину Михайловну Нестеренко, человека, без всяких преувеличений, уникального по масштабу своей личности. Человека, который, по словам победителя конкурса «Учитель года России»-2013 Светланы Колесниченко, сумел создать вселенную под названием «Клуб «Учитель Дона». Мне в этой вселенной посчастливилось неоднократно выступать в роли ведущего круглых столов и открытых трибун, быть модератором различных дискуссий, вести острейшие споры-разговоры с их участниками. И вместе с ними попасть на страницы «Учительской газеты»…
Наверное, можно было бы рассказать совсем другую историю. И начать ее с того, как, прибыв на конкурс «Учитель года России» в 1997‑м, я развернул «Учительскую газету» №40 от 7 октября и среди поздравлений с Международным днем учителя увидел обращение к конкурсантам Екатерины Алексеевны Филипповой, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1996. Там были следующие строки: «…каким бы ни был исход конкурса, он останется навсегда в вашей памяти, будет продолжением творческого поиска, даст импульс новым открытиям – профессиональным и человеческим…». А продолжить тем, что 21 год спустя, будучи уже членом жюри конкурса «Учитель года России»-2018 и поглядывая в окошко микроавтобуса, который вот-вот должен был отправиться в экскурсионную поездку по Санкт-Петербургу, неожиданно для себя услышал знакомый женский голос: «Орлы летают в одиночестве?» Фраза была не совсем точной, и, улыбнувшись, я внес поправку: «Гордые орлы». И в свою очередь произнес: «Рязань под Ива Монтана». Екатерина Алексеевна улыбнулась в ответ. Мы обменялись фразами из «Пеликантъ-дейли» – газеты пресс-центра конкурса. Обо мне было написано: «На каверзный вопрос, почему он, собственно говоря, приехал в Москву без сопровождающего, учитель физики из Ростовской области Игорь Изюмов ответил коротко: «Гордые орлы летают в одиночестве». О Екатерине Алексеевне говорилось: «Сначала мы слушали «божественного» Ива Монтана. Что-то про опавшие листья и прошедшую любовь. Захотелось плакать. Так началась творческая мастерская учителя года-1996».
Комментарии