search
main
0

Гордые орлы летают в одиночестве,

или Как слово рождает идею

С «Учительской газетой» я познакомился в 1997 году. И в том же году участвовал в профессиональном конкурсе «Учитель года России». На тот момент я отработал в школе шесть с небольшим лет, уверенно цитировал учителей-новаторов и, как мне тогда представлялось, знал о педагогике сотрудничества все, что положено знать. Возможно, именно такого же мнения обо мне придерживалось и мое тогдашнее руководство, посылая меня на конкурс. Мотивация была такой: «Через десять лет будешь директором, встанешь перед людьми на педсовете. И что ты им скажешь?»

Директором я так и не стал, но в конкурсе участие принял. И в дни своей фортуны стал победителем муниципального и регионального этапов. Конкурсные материалы ушли в Москву, я же продолжал работать в своей школе. Но как-то раз, оказавшись в районном методическом кабинете, совершенно неожиданно услышал: «А вы уже читали свою статью?»
Мне передали «Учительскую газету» №33-34 от 25 августа 1997 года. На первой странице значилось «Учитель – главный герой реформы!». А во вкладке финалисты представляли свои творческие работы: размышления о настоящем и будущем школы, о времени, о себе. На странице 25 была моя статья. Моя первая публикация!
Через девять лет, 22 декабря 2006 года, в Государственном Кремлевском дворце победителей первого конкурса лучших учителей Российской Федерации, проводившегося в рамках приоритетного национального проекта «Образование» со сцены дворца приветствовал человек-легенда Сергей Петрович Капица. Человек, видевший живого Резерфорда в кембриджском доме своего знаменитого отца Петра Леонидовича Капицы. Беседовал с Сергеем Петровичем Капицей Петр Григорьевич Положевец, ныне исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а на тот момент главный редактор «Учительской газеты». Беседовали обо всем, в том числе и о фундаментальных понятиях классической и современной науки. А два года спустя коллектив газеты совместно с лучшими учителями страны регулярно издавал уникальный спецвыпуск «Фундаментальные понятия» – сборник учебно-методических материалов, основной идеей которого было взглянуть на традиционные предметы школьного общеобразовательного курса с философско-мировоззренческого ракурса. Сборник удался. Жаль, что не вышел отдельным изданием… А через пять лет в статье Лоры Зуевой «Фундаментальные понятия. Метаморфозы и горизонты» («УГ» №48 от 1 декабря 2015 года) шла речь о съездах московских учителей, на которых фундаментальные понятия стали основными темами мастер-классов. За два года до этого на сайте «Учительской газеты» появилась публикация Евгения Вирячева, учителя из Вологды, под названием «Сколько сегодня педагогов с новыми педагогическими идеями и особым взглядом на проведение урока?» Мне довелось прочесть обе работы и, поразмыслив над их содержанием, составить свой мастер-класс. Получилось по Чехову: «Запоминайте только какое-нибудь поражающее слово, какое-нибудь меткое имя, а сюжет сам придет. Не идея рождает слово, а слово рождает идею».
«Поражающие слова» нашлись в статье Вирячева: «…черный квадрат черный и квадратный, и он нам нужен просто позарез». Прилагательные «черный» и «квадратный» вызвали к жизни идею. А из нее родился мастер-класс «О новых педагогических идеях, или Черный квадрат как совокупность фундаментальных понятий». Впоследствии я неоднократно выступал с ним на различных педагогических форумах. Справедливости ради стоит отметить, что реакция аудитории была самой разной. Чаще звучало вопросительное: «А что это вы сейчас нам показали?» Нередко слышалось раздраженное: «Вы не хотите, чтобы вас поняли!» И вместе с тем время от времени кто-нибудь произносил: «В этом что-то есть!» В конце концов дело закончилось тем, что я был удостоен грамоты «За оригинальное представление педагогического опыта на VIII региональном Фестивале-конкурсе».
Конечно же, это был далеко не единственный случай «подсказки» «Учительской газеты». Пройдя в 1997‑м через конкурс «Учитель года России», я не покинул его. В своей послеконкурсной жизни я встретил Галину Михайловну Нестеренко, человека, без всяких преувеличений, уникального по масштабу своей личности. Человека, который, по словам победителя конкурса «Учитель года России»-2013 Светланы Колесниченко, сумел создать вселенную под названием «Клуб «Учитель Дона». Мне в этой вселенной посчастливилось неоднократно выступать в роли ведущего круглых столов и открытых трибун, быть модератором различных дискуссий, вести острейшие споры-разговоры с их участниками. И вместе с ними попасть на страницы «Учительской газеты»…
Наверное, можно было бы рассказать совсем другую историю. И начать ее с того, как, прибыв на конкурс «Учитель года России» в 1997‑м, я развернул «Учительскую газету» №40 от 7 октября и среди поздравлений с Международным днем учителя увидел обращение к конкурсантам Екатерины Алексеевны Филипповой, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1996. Там были следующие строки: «…каким бы ни был исход конкурса, он останется навсегда в вашей памяти, будет продолжением творческого поиска, даст импульс новым открытиям – профессиональным и человеческим…». А продолжить тем, что 21 год спустя, будучи уже членом жюри конкурса «Учитель года России»-2018 и поглядывая в окошко микроавтобуса, который вот-вот должен был отправиться в экскурсионную поездку по Санкт-Петербургу, неожиданно для себя услышал знакомый женский голос: «Орлы летают в одиночестве?» Фраза была не совсем точной, и, улыбнувшись, я внес поправку: «Гордые орлы». И в свою очередь произнес: «Рязань под Ива Монтана». Екатерина Алексеевна улыбнулась в ответ. Мы обменялись фразами из «Пеликантъ-дейли» – газеты пресс-центра конкурса. Обо мне было написано: «На каверзный вопрос, почему он, собственно говоря, приехал в Москву без сопровождающего, учитель физики из Ростовской области Игорь Изю­мов ответил коротко: «Гордые орлы летают в одиночестве». О Екатерине Алексеевне говорилось: «Сначала мы слушали «божественного» Ива Монтана. Что-то про опавшие листья и прошедшую любовь. Захотелось плакать. Так началась творческая мастерская учителя года-1996».

Можно привести и другие истории. А можно попытаться выделить в этих историях связующее и объединяющее. И прибегнуть к сравнительной параллели. Вращая модель Земли, глобус, мы неизбежно увидим, что все острова и материки, в конце концов, омываются водами Мирового океана. Так не напоминает ли «Учительская газета» своеобразный информационный мировой океан? Думается, для такого вывода достаточно даже беглого взгляда по ее рубрикам. Взгляд пристальный всегда сумеет отыскать необходимое «какое-нибудь поражающее слово». А затем придет и сюжет…
​Игорь ИЗЮМОВ, учитель физики гимназии №3, Аксай, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте