search
main
0

Гораздо эффективнее, чем зубрежка

Что такое университетский проектный колледж

Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского – одно из самых необычных структурных подразделений Московского городского педагогического университета.

Во-первых, его студенты получают среднее профессиональное образование, то есть, по сути, этот институт – огромный колледж в составе университета. Во-вторых, институт действительно очень большой, он является одной из самых крупных образовательных организаций СПО в России: ежегодно в семи его корпусах, расположенных в разных районах Москвы, обучаются около четырех тысяч студентов.

В-третьих, институт – это целый комплекс, решающий задачи довузовского образования в составе университета: в его составе и предуниверсарий (здесь учатся школьники старших классов), и лаборатория проектирования культурно-исторических моделей образования, занимающаяся научным обоснованием и проектированием современных подходов к интеграции общего, среднего профессионального и высшего образования. Еще при институте действует образовательная площадка для детей от года до шести лет «Маленький Лис», которая является базой практики для студентов и педагогов и одновременно службой оценки качества образовательных программ и методического сопровождения дошкольных образовательных учреждений Москвы.

Но его необычность заключается не столько в возрасте или в размерах, сколько в той стратегии, которую институт выбрал для своего развития, основанной на интеграции с высшим образованием и проектным обучением студентов. Свою модель мы так и называем – университетский проектный колледж.

Реализация заявленной модели направлена на создание устойчивой системы взаимодействия среднего профессионального и высшего образования, на трансформацию образовательной программы в направлении мобильности образовательной траектории студентов и развития их проектной культуры во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Для этого в учебном процессе реализуются гибкие нелинейные образовательные программы, которые могут подстраиваться под индивидуальные потребности каждого обучающегося, а в учебные планы введены новые дисциплины, способствующие развитию критического мышления и проектной культуры обучающихся (такие как «Мышление и письмо», «Основы проектирования и технологии презентации», «Организация, контроль и оценка образовательной деятельности», «Московская система образования», «Основы социального проектирования»), синхронизированные с программами бакалавриата МГПУ.

В целом проектная деятельность в институте стала стержнем, пронизывающим весь путь получения студентом среднего профессионального образования – от индивидуальных и коллективных проектов в учебной и внеучебной деятельности и на педагогической практике до выпускной квалификационной работы, которую студенты также выполняют в виде законченного проекта с представлением методического, дидактического или творческого продукта.

Проект всегда ориентирован на достижение конечного результата, то есть на то, что разработчики (студенты) намерены в итоге получить, а пути его реализации могут уточняться и изменяться в процессе. Психолого-педагогический смысл цели проекта обосновывается как практическими нуждами, так и научными данными. Теоретическое обоснование нужно, во-первых, для понимания смысла поставленной цели в целостном контексте развития и обучения ребенка и, во-вторых, для оценки ее достижимости, это порождает реальную мотивацию студентов к постижению теории не только «для того, чтобы сдать экзамен», но и найти решение самостоятельно поставленных проблем в профессиональной практике!

Проектирование в профессиональном образовании – процесс междисциплинарный. Проекты могут иметь различное содержание в зависимости от учебных программ и интересов самих студентов и работающих с ними педагогов. При этом их содержание непосредственно связано с материалом, входящим в базовый компонент образования, а такое освоение образовательной программы по специальности становится намного эффективнее, чем зубрежка ответов на вопросы и тренировка в заполнении тестовых заданий. Последнее, конечно, тоже нужно, но не как способ овладения материалом, а как средство самопроверки уровня владения им, когда он уже присвоен.

Развитию у обучающихся проектного мышления способствуют и созданные в институте учебные лаборатории – площадки образовательных ресурсов для системной интеграции знаний и умений студентов в специально смоделированном образовательном пространстве в ходе практических занятий. В них студенты осваивают профессиональные знания, реализуют умения и приобретают первый практический опыт.

В Институте среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского ведется подготовка специалистов среднего звена по специальностям «дошкольное образование», «специальное дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «коррекционная педагогика в начальном образовании», «физическая культура», «народное художественное творчество», «педагогика дополнительного образования в области сценической деятельности». И в рамках каждой специальности реализуются эффективные масштабные проекты, которые могут транслироваться в деятельности других образовательных организаций СПО.

Например, при подготовке учителей начальных классов реализуется проект по развитию компетенций студентов в работе с родителями школьников, в ходе которого на практике решается весьма непростой вопрос, как обеспечить необходимые условия для формирования профессиональных компетенций общения и взаимодействия студентов – будущих учителей – с родителями (законными представителями) обучающихся и сделать данную практику полезной для обеих сторон.

В рамках этого проекта, который получил название «Вместе учимся. Все получится», мы нашли возможность приобретения студентами практического опыта индивидуализации подходов к общению и взаимодействию с детьми младшего школьного возраста и их родителями в ходе изменения традиционного подхода к организации практики. Будущие учителя начальных классов под руководством преподавателей-наставников участвуют в организации совместных встреч с детьми и их родителями, оказывают помощь и поддержку в решении вопросов восполнения образовательных дефицитов, в определении путей проектирования индивидуальной траектории развития. Особенно актуальны запросы родителей младших школьников по сопровождению ребенка при организации выполнения упражнений, практических заданий, продуктов творческой деятельности, совместного досуга.

Уже третий год развивается интернет-проект «Ушки на макушке» – образовательный портал, контент которого наполняют разработки студентов-дошкольников: это и видео-мастер-классы, и дистанционные игры, и видеотека сказок и стихов, и обу­чающие материалы в помощь родителям.

В подготовке специалистов в области специальной и коррекционной педагогики институт активно реализует проекты, связанные с развитием системы инклюзивного образования и подготовки кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Например, большой интерес вызвали образовательные проекты «Сказки детям» и «Юный дефектолог», реализованные преподавателями и студентами института в контексте развития волонтерского движения и совершенствования профессиональных компетенций студентов в области организации мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия в рамках этих проектов проводятся в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата.

Помимо этого институт на протяжении многих лет является базовой площадкой и организатором проведения региональных и национальных чемпионатов «Абилимпикс» по ряду компетенций. Участие в этом масштабном проекте позволило создать на базе нашего института Ресурсный учебно-методический центр среднего профессионального образования, обеспечивающий поддержку инклюзивного среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо «специализированных» в институте реализуется много интересных проектов, объединяющих студентов не только разных специальностей, но и курсов. К таким относится проект «ЧеремушкиNEWS», направленный на формирование у обучающихся умений работать с информацией, цифровыми технологиями, презентовать свои изыскания, работать в команде и способствующий расширению знаний о московской и российской системах образования. Ежедневно в учебных корпусах благодаря проектной группе освещаются актуальные городские новости образования, внутренние мероприятия, конкурсы, значимые даты и события для студентов и преподавателей: городские и внутренние мероприятия, актуальные новости образования.

В мире «цифры» и интерактива большое внимание уделяется формированию цифровых, информационно-коммуникационных и методических компетенций. Эти задачи во многом решает образовательный проект «ПрофIT», реализуемый совместно с учебным центром DIGIS. Студенты разных направлений подготовки не только освоили современное профессиональное оборудование для образования – Matatalab, кубы iMO-LEARN, – но и записали обуча­ющие видеоролики, стали разработчиками игрового образовательного контента для педагогического сообщества. Своими проектными разработками они с удовольствием делятся с другими студентами, воспитателями и учителями московских школ.

В модели проектного колледжа инициатива часто исходит не от преподавателей (для решения разных образовательных целей), а от самих студентов. Таким примером является уникальный социокультурный проект «Территория искусства для каждого», основная идея которого – знакомить общество с творчеством особых людей. Благодаря выставкам, организованным как на площадках учебных корпусов ИСПО, так и в онлайн-формате, жители столицы узнают о способностях и талантах, неограниченных возможностях особых художников, а также о том, как они воспринимают и понимают окружающий нас мир. Эти выставки заинтересовали город, в связи с чем по­явился новый проект «Искусство для города» с участием ребят с инвалидностью, осваивающих программы профессионального обучения «Ткач» и «Мозаичник монументально-декоративной живописи». Помимо выставок творческих работ обучающихся, организованных в Москве в библиотеке №61 и Бабушкинском парке, педагоги вместе с учениками с ментальными нарушениями два раза в месяц проводят мастер-классы для московских семей, которые пользуются большой популярностью у жителей. Такие мастер-классы позволяют ребятам развивать навыки коммуникации, социализации, социально-бытовой ориентации, показывают значимость и востребованность их профессиональной деятельности, а также позволяют выступить в роли учителя для маленьких участников.

Проекты, возникающие в сотворчестве студентов и преподавателей как локальные, часто выходят на высокий уровень, например, задуманный во время пандемии проект создания аудио-, видеокниг для детей вырос в проект Всероссийского фестиваля чтецов «Детские произведения в исполнении будущих педагогов», в котором уже третий год участвуют студенты педагогических колледжей всей страны. А ведь родился проект из идеи одной учебной группы будущих воспитателей!

Институт среднего профессионального образования имени К.Д.Ушинского гордится своими выпускниками и ждет новых абитуриентов, вместе с ними мы будем проектировать индивидуальные образовательные маршруты поколения педагогов будущего!

 

Сергей ЕРЕМИН, и. о. директора ИСПО имени К.Д.Ушинского;

Наталья ВОРОБЬЕВА, руководитель направления организации научной работы ИСПО имени К.Д.Ушинского;

Светлана ОБОЕВА, преподаватель ИСПО имени К.Д.Ушинского;

Ольга ЧОЗГИЯН, начальник департамента педагогики и методики начального общего образования ИСПО имени К.Д.Ушинского;

Елена УШАКОВА, начальник департамента коррекционной педагогики и специального образования ИСПО имени К.Д.Ушинского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте