search
main
0

Гоните скуку прочь

«Дрофа» гордится всеми своими сериями, каждая книга – результат серьезной, кропотливой работы целой команды. Но к серии «Мастер-класс» в издательстве испытывают особенные чувства: эти пособия для учителей-предметников рождались не в кабинете, их собирали по всей России. «Мастер-класс» – это коллекция бесценного опыта учителей-практиков, где каждый совет, каждое задание, разработка или сценарий испытаны на себе и на многих поколениях своих учеников. О своей книге «Уроки биологии в 6 классе» рассказывает автор – учитель из города Кирова Ирина АКПЕРОВА.

Много лет назад, делая самые первые шаги в профессии, я мечтала об удивительном «методическом конструкторе» – книге, в которой было бы собрано все, что нужно учителю: интересные идеи и приемы, умные вопросы и задания, полезные советы и разные методические мелочи. Только тогда, даже в самых смелых мечтах, я и представить не могла, что мне доведется написать подобную книгу.

Учительская профессия немыслима без постоянного поиска и саморазвития, поэтому многим из нас очень хорошо знакомо состояние внутренней неудовлетворенности, которое не позволяет останавливаться на достигнутом. Творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремится попробовать освоить что-то новое – новые методики и технологии, новые подходы и новые предметные курсы.

Как только я увидела учебник биологии для 6 класса «Биология. Живой организм», непохожий на другие, сомнений не было: пробую! Во-первых, мне близка идея единства живой природы, которая очень хорошо реализуется в авторской линии курса биологии Н.И.Сонина. Во-вторых, я была с первого взгляда очарована визуальным рядом и великолепной полиграфией учебника. В-третьих, это было ново, необычно и поэтому интересно.

Далеко не сразу я поняла, что работу с учебником можно превратить в интереснейшее путешествие по абсолютно неизведанному пути познания. Путешествие это оказалось чрезвычайно увлекательным и плодотворным: сформировался иной тип учительского мышления, работать стало значительно легче и интереснее, появилось большое количество абсолютно новых приемов и идей, которые и легли в основу этой книги.

Это калейдоскоп идей, который поможет вам конструировать свои собственные уроки, создавать свой неповторимый «методический узор».

Моя основная задача – показать методические возможности главного «инструмента» учителя – учебника. Кроме того, в данное пособие включено множество проблемных вопросов и задач, информационно-поисковых и творческих заданий и тех «изюминок», которые придают урокам неповторимость и своеобразие. Надеюсь, что в калейдоскопе методических идей каждый из вас обнаружит что-то лично для себя. Безусловно, эти приемы вы будете использовать, учитывая собственный опыт, изменять, развивать, трансформировать, «подгонять» под себя и своих учеников.

Мне очень хочется, чтобы эта книга помогла вам испытать радость от уроков, главными слагаемыми которых будут развитие, творчество, комфорт.

Школьная олимпиада

Школьную олимпиаду для шестиклассников лучше всего провести ближе к концу учебного года, после изучения материала о строении и жизнедеятельности живых организмов.

Предложенные задания рассчитаны примерно на полтора часа, но, как показывает опыт, большинство ребят справляются с заданиями в течение урока.

Задание 1. В каждом случае выберите только один верный ответ.

1. В состав древесины входит:

а) пробка;

б) ситовидные трубки;

в) камбий;

г) сосуды.

2. Главной функцией пестика и окружающих его тычинок является:

а) образование семян;

б) защита семян;

в) образование пыльцы;

г) защита внутренних частей цветка.

3. Плод ягода:

а) у земляники;

б) у рябины;

в) у томата;

г) у кабачка.

4. Видоизменением побега не является:

а) клубень картофеля;

б) клубень георгина;

в) корневище пырея;

г) столоны земляники.

5. Дыхательный центр располагается:

а) в коре больших полушарий;

б) в продолговатом мозге;

в) в легких;

г) в спинном мозге.

6. Оболочки из клетчатки и хлоропластов не имеют клетки организмов:

а) водоросли;

б) мхи;

в) папоротники;

г) животные.

7. Функцию транспорта газов в процессе обмена веществ выполняет:

а) гемоглобин;

б) инсулин;

в) ферменты;

г) витамин С.

8. Вирусы относят:

а) к предъядерным формам;

б) к ядерным формам;

в) к клеточным формам;

г) к неклеточным формам.

9. Простейшие не реагируют на раздражения:

а) химические;

б) звуковые;

в) световые;

г) механические.

10. Сосуды и ситовидные трубки относят к тканям:

а) основным;

б) покровным;

в) проводящим;

г) механическим.

11. Цветки, собранные в соцветия, имеют:

а) колокольчик, шиповник, тюльпан;

б) тюльпан, василек, календула;

в) одуванчик, астра, василек;

г) нарцисс, георгин, гладиолус.

12. Готовыми органическими веществами питаются организмы:

а) грибы, животные, многие бактерии;

б) только бактерии;

в) только грибы;

г) только животные.

13. Атмосферный воздух поступает в организм насекомых через:

а) рот;

б) дыхальца;

в) поверхность тела;

г) жаберные щели.

14. К кишечнополостным относится:

а) виноградная улитка;

б) эвглена;

в) актиния;

г) белая планария.

15. Для простейших не характерно движение:

а) ресничное;

б) амебоидное;

в) мышечное;

г) жгутиковое.

Задание 2. Напишите названия терминов, исходя из определений понятий.

1. Слияние мужской и женской половых клеток, приводящее к образованию зиготы, которая затем дает начало новому организму, называется ___.

2. Бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови у насекомых и моллюсков, называется ___.

3. Слой клеток образовательной ткани, за счет которой происходит утолщение стеблей и корней, называется ___.

4. Защитное образование растущего кончика корня – это ___.

5. Образование зелеными клетками растений органических веществ при участии энергии света называется ___.

6. Нижняя утолщенная часть пестика в цветке растения называется ___.

7. Группы клеток, имеющие сходное происхождение, строение и выполняющие сходные функции, – это ___.

8. Ответная реакция организма на раздражение – это ___.

9. Главная артерия кровеносной системы позвоночных животных называется ___.

10. Способ деления клетки, при котором количество хромосом уменьшается вдвое, называется ___.

11. Вещества, обусловливающие хранение и передачу наследственной информации, называются ___.

12. Взаимовыгодные отношения между двумя организмами называются ___.

13. Регуляторные вещества растений называются ___.

14. Отверстия среди клеток коры, обеспечивающие дыхание стебля, – это ___.

15. Волна возбуждения, которая распространяется по нерву, называется ___.

Задание 3. Определите, какие суждения верны, а какие – нет.

Если суждение неверно, уточните или исправьте его. Будьте внимательны! В случае неправильного ответа вы теряете баллы.

1. В любой растительной клетке обязательно содержатся хлоропласты.

2. Бактериофаги – это вирусы, поражающие бактерий.

3. Партеногенез является одной из форм полового размножения.

4. Дирижером эндокринной системы называют щитовидную железу.

5. Заросток – это половое поколение папоротника, вырастающее из споры.

6. Костная ткань является одной из разновидностей механической ткани.

7. Для некоторых моллюсков характерен реактивный способ движения.

8. Устьица у большинства растений находятся на верхней стороне листовой пластинки.

9. Синтез белка идет в митохондриях клетки.

10. Органы выделения у речного рака находятся на голове.

Задание 4. Ответьте на предложенные вопросы. В каждом случае постарайтесь высказать как можно больше разных версий.

1) Почему травянистые растения, обитающие в районе цементного завода или ТЭЦ, часто отличаются замедленным ростом?

2) Какие преимущества и недостатки имеют растения с мелкими семенами, а какие – с крупными?

3) Почему в животных организмах в запас в основном откладывают жиры, а в растительных – преимущественно углеводы?

4) Какие преимущества и недостатки имеют растительноядные животные, а какие – хищные?

5) Какие преимущества дает животным теплокровность?

6) Какую пользу приносят людям домашние животные? Как они влияют на здоровье человека? Приведите примеры.

Критерии оценки

В заданиях 1, 2 ученики получают по одному баллу за каждый правильный ответ.

В задании 3 учитываются правильные ответы (верно указаны «+» или «-») и снимается по 0,5 балла за каждый неправильный ответ. Кроме того, за каждое пояснение (уточнение или исправление) неверного ответа, а всего их пять, добавляется по одному баллу. Максимальное количество баллов за это задание – 15.

Ответы на вопросы задания 4 оцениваются исходя из 5 баллов за каждый вопрос (всего за задание 30 баллов).

Максимально возможное количество баллов, полученное за ответы, – 75.

Интеллектуальный марафон

Это задания для межпредметного «биоинтеллектуального» марафона. Выполняя их, ученики проявляют эрудицию и смекалку, учатся оперировать знаниями на стыке разных школьных дисциплин. При этом они могут блеснуть неожиданным поворотом мысли, предложить свой оригинальный вариант ответа на вопрос или решения задачи.

По дереву ползет гусеница. За день она поднимается на 6 м, а ночью опускается на 4 м. За сколько дней гусеница доползет до вершины, если высота дерева 14 м?

В банке сидят жуки и пауки. Вместе у них 105 голов и 668 ног. Сколько в банке пауков и сколько жуков?

Почему биологи и филологи расходятся во мнении по поводу слов «пестик» и «тычинка»?

Перечислите известные вам литературные произведения, в которых важную роль играют образы цветов. Что символизируют цветы в каждом из этих произведений?

Какие животные являются героями древнегреческих мифов?

Зоологическая игра

«Эти забавные животные»

Укажите номера страниц учебника, на которых можно увидеть: ушастого ежика, рогатого жука, безногую рептилию, многорукую хищницу, летающего зверя, летающую рыбу, нелетающую птицу, зверя-строителя, птицу-бабочку, сверчка-крота, птицу, бегающую под водой, птицу, способную нырять на большую глубину.

Ботаническая игра

«Войди в зеленый мир»

Найдите за пять минут на страницах учебника как можно больше растений, которые можно встретить:

а) под ногами;

б) над головой;

в) в аптеке;

г) в букете;

д) на кухне;

е) в Красной книге.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте