Михаил ТРЕТЬЯКОВ – известный на Севере мастер народных художественных промыслов и ремесел. Всю свою сознательную жизнь занимается гончарным делом и керамикой. По-другому и быть не могло, ведь предки Михаила родом из Горончарова Архангельской области.
Учителя были хорошие…
Горончарами в старину называли горнов (от древнерусского «горн» (горшок). Ремесло передавалось из поколения в поколение.
Михаил рос в Новодвинске, небольшом городке на севере Архангельской области. Еще семилетним мальчиком мама привела Мишу в изостудию при Доме культуры, где он попал в руки талантливого педагога и художника Георгия Яковлевича Потяркина.
– Порой не мог дождаться окончания уроков в обычной школе, – вспоминает Михаил. – Бежал в студию на всех парах. Это был другой мир! Вообще все учителя были хорошие.
Спустя год после окончания школы Михаил поступил в Архангельский областной колледж культуры и искусства, где учился художественному ремеслу у народного мастера России Сергея Клыкова. Изобразительное искусство оттачивал под началом известного художника Павла Лешукова.
Когда семья рядом
На огромной поляне, где развернули свои выставочно-торговые павильоны ремесленники из разных уголков России, я сразу обратила внимание на гончарный круг, возле которого столпились желающие испробовать свои силы в необычном деле. Михаил Третьяков, держа в руках глиняную птичку с хохолком, что-то объяснял девочке лет восьми:
– Вот эта часть должна быть очень ровненькая и острая, иначе свистеть не будет.
Девочка следует совету мастера и очень старается.
В следующий момент мастер уже пробует свистульку в деле. А потом продолжает:
– Когда она высохнет, звук будет громче и мелодичнее.
После нескольких манипуляций по изготовлению отверстий Михаил пробует еще звучание игрушки и (к восторгу девочки и ее мамы) извлекает из свистульки коротенькую мелодию.
Пока Михаил Юрьевич учит азам мастерства следующего новичка, беседую с его женой Вероникой. Интересуюсь, поддерживает ли она с детьми увлечение главы семейства, ведь в любом деле важно иметь единомышленников. В семье Третьяковых это прекрасно осознают.
– Я во всем помогаю мужу, – признается супруга Михаила. – Мы вместе ездим на фестивали, выставки-ярмарки, проводим мастер-классы. Дочь Лера вся в папу, человек увлеченный и творческий. Она расписывает тарелки и нередко тоже выезжает с нами на мероприятия.
Дети у Третьяковых уже большие, старшей, Лере, девятнадцать лет, младшему, Максиму, шестнадцать. По словам мамы, дочь с детства карандаш из рук не выпускает. Бывает, что и папа подсказывает, какой орнамент или изображение нанести на глиняное или керамическое изделие. Кстати, рисунок наносится после обжига специальной краской, которая размешивается с глиной.
– Обычные краски не подойдут, они быстро выгорят, – поясняет Михаил.
Дело жизни
В древние времена гончарное ремесло кормило семью, гончары работали на продажу. Свистульки, которые за считаные минуты изготавливает Михаил, служили рекламой основной продукции, необходимой крестьянам в повседневной жизни. В деревнях приезжего гончара за околицей встречала шумная детвора. Мастер первым делом раздавал ребятишкам свистульки, чтобы они весело оповещали о его приезде. Раздается свист по всей деревне, значит, приехал гончар. Ребятне – забава, ремесленнику – реклама.
Для Михаила Юрьевича дело, которому он посвятил всю свою сознательную жизнь, не является источником дохода. Конечно, он работает на заказ, но занимается любимым ремеслом в свободное от основной работы время. Вечерами и по выходным проводит мастер-классы и преподает в коммерческой студии «Ручные вещи».
Я очень удивилась, узнав об этом. По диплому он художник-педагог, по роду основной деятельности – инженер по радиоэлектронике. Работает в частной фирме, которая специализируется на изготовлении и установке пожарной и охранной сигнализации. Высшего инженерного образования у него нет, только многочисленные курсы да университеты, полученные от отца в детстве.
Благодаря увлечению радиоэлектроникой он сумел изготовить из обычной стиральной машины-автомата гончарный круг. И сейчас их производство у него поставлено на поток. Слухами земля полнится. Прослышали мастера из других регионов о гончаре из архангельской глубинки, который изготавливает круги, и стали названивать Третьякову с подобными просьбами. Он бы и рад всем помочь, да выкроить время для этого не всегда удается.
Я вначале, было, не поверила Михаилу, что круг из обычной стиральной машины сделан. Но он включил свою чудо-технику и спросил: «Звук узнаете?» Причем в качестве основы для круга годится любая модель. «Там главное – двигатель», – пояснил он.
Собственно говоря, с изготовления кругов и началось ремесленничество Михаила. Потом своими руками сделал муфельную электрическую печь. Позже занялся газовым обжигом. Газовую печь сделал из бочки и специальной каолиновой ваты и уже провел семь обжигов. Сейчас у него есть своя домашняя мастерская, где кроме оборудования установлены специальные полки для сушки будущих готовых изделий в естественных условиях. В ближайшее время планирует изготовить себе большую электрическую печь.
– Без хорошего круга и качественной печи работать невозможно, – говорит Третьяков.
С появлением собственного оборудования начал оттачивать свое мастерство, которое довел уже до совершенства. Толщину стенок «стакана» – заготовки будущего изделия – он давно определяет не на глаз, а чувствует кончиками пальцев. Как он сам говорит, может телевизор смотреть и изделие из глины крутить.
Не могла не спросить, долго ли к этому он шел. В ответ Михаил загадочно посмотрел в сторону Вероники и коротко сказал: «Жена знает».
Супруга, выдержав паузу, вздохнула: «Долго. И переживания были, и отчаяние. Все было».
Самокритичный Михаил добавил: «Десятилетие ушло на это, если не больше».
Самовар до дачи не доехал
На выставочном столе Третьяковых внимание участников фестиваля привлекали необычные птички-свистульки. Оказалось, что это знаменитая сомовская игрушка. Ею с давних времен славится Вельский район Архангельской области. Кроме игрушек Третьяков изготавливает кувшины, горшки, чайники, тарелки, вазы и другие гончарные изделия. Свистульки пользуются особой популярностью, их охотно покупают музыканты из народных ансамблей, говорят, что у каждой свое, особое звучание.
Бывают и необычные заказы, например, понадобилось 40‑литровое керамическое ведро одному из архангельских ресторанов. Михаил Юрьевич предлагал им купить пластиковое, тем более оно предназначалось, для того чтобы в нем стояли искусственные пальмы. Не убедил, пришлось делать. Правда, про себя подумал: хорошо, одно такое ведро надо сделать, на десять не согласился бы. Еще запомнился заказ на 110 соусниц, причем не гончарных, а просто вылепленных руками.
Особняком, конечно, стоит глиняный самовар, сделанный для своей семьи. Два года назад у Третьяковых сломался самовар на даче. Вот глава семейства и подумал: а почему бы не сделать его из глины? Спроектировал и сделал! Самовар вмещает три литра воды, внутрь встроены электрический тэн, цифровой контроллер для поддержания нужной температуры. Выдерживает до 90 градусов, можно и на 100 поставить. Состоит изделие из нескольких частей, которые пришлось определенным образом высушить, чтобы они в дальнейшем не лопнули. А потом все детали подогнать и собрать. Весь процесс растянулся на три с лишним месяца. Самовар обожжен, покрыт глазурью. Словом, украшение для любого стола. Домочадцам он настолько понравился, что перестали чайником пользоваться. Самовар на дачу так и не уехал. Вкус чая из него особенный, одну емкость семья за раз выпивает. Керамика ведь не окисляет воду, в то время как любое железо дает обратный эффект.
Самовар пока в единственном экземпляре, но уже куплены детали для другого, более усовершенствованного. Теперь тэн, контроллер и краник будут не встроены в емкость, а вынесены за ее пределы. Да и внешне он будет сделан по традиционной форме своих металлических собратьев.
«Уже и заказчики есть», – улыбается мастер.
Творец своей судьбы
В старину у гончаров всегда были подмастерья. Работы было невпроворот, одному не справиться. Самое трудоемкое дело – приготовить глину. Месили ее ногами, чтобы довести до нужной кондиции, уходило много времени. Потому мастер на это не отвлекался, он с утра с уже готовой глиной сразу садился за гончарный круг. Обычно имели не одного, а нескольких подмастерьев, брали на эту нелегкую работу в основном детей. Семьи были большие, всех не прокормить, вот и отдавали гончару на обучение: и профессии научится, и пропитанием обеспечен.
У Третьякова подмастерьев нет, он покупает готовую глину. Раньше делал ее сам, в Новодвинске много синей глины, а потом отказался от этой затеи – некогда. Ведь когда он только начинал заниматься гончарным ремеслом, не ездил ни на фестивали, ни на выставки, мастер-классы не проводил. К тому же производителей качественной глины в России сейчас немало. Михаил Юрьевич в основном покупает ярославское, петербургское и московское сырье. Особенно хвалит ярославских производителей, откуда получает редкую белую глину. Она выглядит красиво, богато, на городской манер. Из нее мастер обычно делает креативные изделия.
Конечно, есть гончары, которые по старинке сами готовят глину, но уж очень это хлопотно. Ее нужно достать, в течение года она должна вылежаться: летом под палящими лучами солнца, осенью под дождичком, чтобы ее как следует промочило. Зимой она замерзает, весной оттаивает, и только после круглогодичного цикла глину можно крутить. Суть в том, что она содержит гипс, который плохо влияет на качество готовой продукции. При обжиге изделия в печи гипсовая крошка начинает источать газ, который выбивает куски глины. А это уже бракованное изделие. В замерзшей зимой глине гипс разбивается в мельчайшую пыль, и при нагреве с глиной никаких побочных явлений не происходит.
– То ли дело сейчас, – улыбается Третьяков. – Распаковал производственную глину и включай круг.
Мне и раньше приходилось видеть, как обыкновенный кусок глины превращается в изящное изделие, но наблюдать за работой архангельского мастера – одно удовольствие. За кругом он совершенно другой – виртуоз, волшебник.
– Вначале я делаю стакан, – поясняет он. – С него все начинается. Как его сделаешь, таким и получится готовое изделие.
– Сделали стакан, низ обязательно подсушили, – продолжает урок мастерства Михаил. – Обычно сушим газовой горелкой. После просушки глина становится тверже. Верх до сих пор еще мягкий, мы его потихонечку подтягиваем и снова просушиваем.
Из готового стакана уже можно вытягивать любую форму. Некоторые гончары придают нужную форму по лекалам, Третьяков всегда делает это руками. Он доверяет только своим ощущениям. Его работа на гончарном круге сродни игре на скрипке.
Конечно, сложнее всего делать эксклюзивные вещи. Собственно говоря, в этом весь Третьяков. Он не любит больших, поточных заказов и старается от них уходить. Он мастер штучной продукции.
Кроме эксклюзивных изделий, по словам мастера, сложно делать вазы, высокие предметы. Прежде чем высоту поднимать на гончарном круге, такое изделие необходимо просушивать снизу, иначе оно «сядет».
Михаил Третьяков лауреат и дипломант многочисленных фестивалей и выставок народных промыслов и ремесел. Сделанные руками мастера игрушки, вазы, кувшины, тарелки, миски, горшки и другие изделия, в том числе в северном народном стиле, пользуются особым спросом на ярмарках и фестивалях в Мурманске, Москве, Архангельске, Северодвинске, Великом Устюге и других городах и весях России. После нынешнего лета появились почитатели его таланта и в Карелии.
Наблюдая за работой мастера, я поймала себя на мысли, что гончарный круг – как круг жизни, судьбы. И каждый человек, сидящий за ним, не только творец керамических изделий, но и своей судьбы.
Наталия ГАВРИЛОВА, о. Кижи, Республика Карелия, фото автора
Комментарии