Первые сведения об окружающем мире и собственный социальный опыт ребенок получает в непосредственном общении с взрослыми и из окружающей его предметной среды, обеспечивающей разные виды деятельности дошкольника. И от того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его успешное развитие.
В исследованиях психологов показаны закономерности развития интеллектуальных и мотивационных характеристик детской деятельности и возрастания инициативности ребенка в разных жизненных сферах (творческая инициатива, инициатива как целеполагание и волевое усилие, коммуникативная и познавательная инициатива). Поддержка инициативы ребенка или ее подавление может осуществляться в самых разных ситуациях, но, как правило, это происходит в двух формах – в форме создания или игнорирования условий для деятельности и в форме соответствующего социального принятия или отвержения творческого продукта.Наш проект «Гольяново – территория без опасности» позволяет обеспечить стимулирование детской инициативы в разных жизненных сферах и прежде всего направлен на поддержку коммуникативной инициативы и любознательности старших дошкольников. Проект призван создать условия для формирования осознанного выполнения детьми 5-7 лет и взрослыми правил поведения на улицах и дорогах своего района.В рамках проекта мы совместно с родителями воспитанников на встрече семейного клуба сделали макет-карту микрорайона Гольяново, в котором расположен наш детский сад. Наши воспитанники предложили как-то обозначить на макете микрорайона свои дома и сделали это при помощи самостоятельно оформленных карточек с именами и рисунками. В процессе декорирования зданий дети с удовольствием находили их на макете, делились рассказами из личного опыта о «достопримечательностях» вблизи родного дома: «А у моего дома – качели сломанные, я на них качаюсь», «А у нас во дворе стоят деревянные пингвинчики», «Возле моего подъезда – футбольная площадка, там мой старший брат в мяч гоняет». Ребята быстро научились определять на плане, кто из сверстников в каком доме живет, да и адреса свои запомнили скорее.Вместе с родителями было решено оформить рассказы детей о своем жилище в альманах «Дом, в котором я живу». Наряду с высказываниями об архитектурных особенностях зданий детям удалось дать очень емкие характеристики своим жилищам: «Наш дом с балконами-самолетиками, а я как будто летчик», «Мой дом ночью светится вкусненькими льдышками-окошками». В ходе совместных встреч мы вместе с родителями предлагали детям различные игровые и проблемные ситуации с использованием игрового макета. Нашим воспитанникам пришлось по нраву игровое упражнение «Проводи Незнайку в гости». Здесь взрослые сообщают участникам, что Незнайка первый раз оказался в районе Гольяново, предлагают помочь ему найти дорогу в гости к домам друзей, проводить его самым безопасным маршрутом, например, из дома Саши в гости к Маше или в магазин «Дикси» за угощением, рассказать, почему этот путь удобный и неопасный. Отрадно, что все участники, включаясь в выполнение упражнения, предлагали различные варианты удобных маршрутов и пытались отстоять свою точку зрения.Особенно понравилось детям игровое упражнение «Все наоборот». При этом моделировали ситуации, когда дома располагаются на газоне, машины – на детской площадке, а деревья – на проезжей части. Детям предлагали понять, какие ошибки допущены на макете, объяснить их и самостоятельно исправить. Поняв суть игры, ребята сами стали моделировать ошибочные ситуации, предлагая сверстникам найти нелепицы и устранить их. Продолжением игр с использованием макета-карты стали задания из цикла «Следопыты», при этом мы предлагали детям придумать, в каком месте находится потерянная кем-то из близких вещь (сумочка, велосипед). Ведущий-ребенок обозначал маршрут для следопытов на распечатанных мини-картах района Гольяново. За исходную точку, как правило, брали дом, в котором живет водящий. Он диктантным способом предлагал участникам «пройти» по выбранному им маршруту (например, от дома Ани через детскую площадку к дому Тимура, от него к детской библиотеке) и в конечной точке найти забытый предмет. Усвоив предложенные правила, дети модифицировали их, рассказывая друзьям о своих воскресных прогулках с родителями.Настоящий интерес вызвала игровая ситуация «Внимание! Потерялся котенок». Однажды мы разместили на одном из домов, установленном на макете, объявление о том, что потерялся котенок Гав. В нем говорилось, что жители видели котенка в различных местах района, хозяева составили описание маршрута, по которому Гав проходил (ключевые точки были обозначены пиктограммами). Огорченные хозяева попросили всех помочь найти потерявшегося котенка. Все дети кинулись искать котенка, они «читали» пиктограммы, прокладывали безопасные маршруты через проезжую часть, обсуждали целесообразность привлечения к поиску взрослых и сотрудников МЧС. Итогом стало спасение котенка, застрявшего под капотом автомобиля, и возвращение его хозяевам.Проект «Гольяново – территория без опасности» позволил детям проявить любознательность и творчество в процессе создания макета своего микрорайона и его обыгрывания, что обеспечило условия для поддержки детской инициативы и формирования основ безопасного поведения, как бы парадоксально это ни звучало.Татьяна ЧИЖОВА,Мария МАЛТЫЗОВА,Елена ЩЕПИЛОВА,Галина ГЛУШКОВА,лицей №1598
Комментарии