search
main
0

Голубая чашка

Мы снова сидим напротив друг друга: я – за партой, Людмила Николаевна – за учительским столом. Как семнадцать лет назад… Только тогда я была совсем маленькой, мои ноги едва доставали до пола. Теперь я другая, я выросла. А вот Людмила Николаевна, по-моему, совсем не изменилась. Она все такая же – веселая и молодая, моя первая учительница. Неужели прошло уже семнадцать лет и теперь мы не ученица с учителем, а коллеги? Или все же…

Мы сидим напротив друг друга, два взрослых человека. Но почему я чувствую себя той самой маленькой девочкой, которая неуверенно пишет в тетради первые слова? Я дипломированный специалист, педагог, но мне очень страшно. Нет, не только потому, что за окнами, затянутыми пленкой, слышны глухие разрывы снарядов. Мне страшно потому, что я никогда не думала, что свои первые уроки мне придется проводить дистанционно. Я не смогу кому-то поправить тетрадь, кого-то погладить по голове. Я не смогу поиграть с детьми, держа их за руки. Что я сумею, если передо мной только экран монитора, а мои маленькие ученики так далеко от меня? И сумею ли я вообще хоть что-то?

Да, именно такие мысли посещали меня ровно год назад. И вот уже опять лето катится к своему закату. Скоро 1 сентября. И опять мы сидим с Людмилой Николаевной напротив друг друга, но теперь не в классе, а по разные стороны экрана. Мы готовимся к новому учебному году. Так немного времени прошло и так много всего изменилось! И прежде всего изменилась я сама. А все началось с голубой чашки…

Я говорила много и сбивчиво. Иногда чувствовала, что на глаза вот-вот навернутся предательские слезы. Людмила Николаевна слушала меня, не перебивая. Когда я выплеснула все свои мыслимые и немыслимые страхи и наконец замолчала, Людмила Николаевна встала из-за стола, взяла с полки чашку и поставила передо мной. На небесно-голубой эмали красовались витиеватые белые буквы: «Самой лучшей учительнице!»

Я хорошо помнила эту чашку. Мне было тогда 8 лет. Мы с мамой пришли в магазин, чтобы выбрать для Людмилы Николаевны подарок к Дню учителя. Среди других сувениров стояла эта голубая чашка. На ней золотыми буквами была написана та самая фраза: «Самой лучшей учительнице!» Я буквально влюбилась в это фарфоровое признание в любви.

И вот голубая чашка теперь стояла передо мной.

– Бери, – сказала Людмила Николаевна.

Я с недоумением посмотрела на свою учительницу.

– На время, не навсегда, – добавила она.

– Зачем? Это же ваша.

– Психологический прием! Работает безотказно, – улыбнулась Людмила Николаевна. – Каждый урок ставишь чашку рядом с собой, поближе к экрану, чтобы дети видели надпись. Из твоих кто-то читать умеет?

– Я точно не знаю, – замялась я. – Я только заявления видела и личные дела заполнила.

– Созвонись с родителями, узнай. Создай группу. Сбрось им анкеты. Больше узнаешь, будет легче работать. Но кто-то из малявок уже точно читает. Ну и родители читать умеют, не сомневайся.

– И что это даст?

– Уверенность! Понимаешь, такие вещи просто так не дарят. Эта чашка как признание твоего профессионализма. Надо, чтобы люди в тебя поверили.

– Ну это же…

– …неправда? Ты это хотела сказать? Я так не думаю. Ведь ты еще сама не знаешь, на что способна. А учительская жилка в тебе есть, я точно знаю. Ну а чашку можешь рассматривать в качестве аванса и мотивации. Просто психологический прием. Не дрейфь, все получится.

И моя первая учительница погладила меня по голове, как гладила много лет назад. Мне кажется, что в этот момент я поверила в себя. Страх улетучился. Появились даже какой-то азарт и желание доказать самой себе, что я учитель, а не просто человек с дипломом, что в это трудное время я нужна детям и я обязательно стану для них самой лучшей учительницей.

Разработку первого урока мы делали с Людмилой Николаевной вместе. Это был урок не только для первоклассников, но и для их родителей. Даже не думала, что может получиться так интересно. Когда дети увидели меня на экране, то слева от меня стоял букет цветов, а справа голубая чашка с надписью. Да, а еще это был мой актерский дебют (ну не зря же я занималась в драмкружке!). Я выступила в образе Мальвины. Дети были в восторге, родители улыбались, словно тоже на минуточку стали детьми. А про чашку я сказала, что мне подарил ее Буратино после того, как я научила его писать и читать, хотя научить его этому было нелегко.

А потом день сменялся днем, месяц месяцем. Я очень часто спрашивала совета у своей мудрой наставницы, и она никогда не отказывала мне в помощи, даже когда у самой было дел невпроворот. Я нередко «заходила» на ее уроки и видела, как легко она управляется с этим дистанционным обучением. И мне иногда казалось, что меня тоже вот-вот вызовут к доске, как когда-то в детстве. Правда, легкость эта была только видимой. Сколько она стоит учителю, знает только тот, кто сам пробовал это сделать.

Приятно, когда тебе помогают. Но трудно словами передать то радостное чувство своей сопричастности, когда ты можешь что-то новенькое придумать сам, поделиться этим со своим наставником и услышать в ответ: «Да, это очень интересно. Молодец! Надо попробовать сделать так на следующем уроке. Чтение у меня в пятницу. Заходи, посмотрим, как пойдет».

Да, профессия учителя очень непростая, с этим трудно поспорить. Но я ни на миг не пожалела, что выбрала этот путь. Это мое призвание. А еще у меня теперь есть и признание. Оно стоит в моей комнате на полке. Это чашки! Такие разные-разные, как и мои ученики. На каждой из них фото детского личика и надпись: «Самой лучшей учительнице!»

А голубая чашка вернулась к Людмиле Николаевне с моей бесконечной благодарностью Учителю с большой буквы. Теперь я понимаю, что была эта чашка не для детей, а для меня. И сработала безотказно!

Ирина БЕЛОЗУБ, воспитатель группы продленного дня школы №56 Донецка, лауреат конкурса «Старт в педагогику»-2023

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте