В совсем недалеком прошлом было возможно выбрать профессию на всю жизнь, а в нынешних условиях сверхбыстрого развития технологий и интеграции производств это зачастую неосуществимо. Меняется мир профессий. И взгляды родителей, которые традиционно помогали детям в выборе жизненного пути и 70, и 50, и 20 лет назад, могут оказаться безнадежно устаревшими, порой они не в состоянии ориентироваться в мире новейших специальностей и специализаций.
Таким образом, проблема профессиональной ориентации подростков становится все острее. Современные изменения в профессиональных сферах диктуют системе образования и новые подходы к профориентации.
Школа должна сформировать прежде всего умение самоопределяться, делать выбор. Но чтобы его сделать, необходимо создать условия, для того чтобы взрослеющий человек мог пробовать себя в разных направлениях. Отсюда и вторая задача школы: создать условия для таких проб. И третья задача: формировать качества личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях.
На мой взгляд, эту триединую задачу мы довольно успешно решаем в своей школе.
О себе
Если бы на старте моей профессиональной карьеры мне сказали, что я буду заниматься профориентацией и сопровождать профсамоопределение детей в школе, я бы рассмеялась. Я по специальности экономист-статистик и более 10 лет проработала экономистом в плановом отделе большого производственного объединения в Москве. Начав с чтения курса финансового и стратегического менеджмента, экономической статистики в одном из московских колледжей, я задержалась сначала на 15 лет в системе среднего профессионального образования, параллельно получила второе высшее психолого-педагогическое образование. А затем пришла в школу…
Не понаслышке знаю, что выбор будущей профессии у многих ребят был случаен, выбранная специальность разочаровывала после первой же практики, знания о трудовых функциях были ограниченны или отсутствовали, сложность и специфика будущей профессии совсем не соотносились с психотипом ребенка, его склонностями и физиологическими возможностями. Уже тогда очень хотелось помочь ребятам в процессе их профессионального самоопределения.
Я познакомилась со специалистами в области профориентации Городского методического центра, участвовала в различных семинарах и тренингах, изучала специфику сопровождения ребят с особыми образовательными потребностями в выборе профессиональной сферы деятельности. Сложилась картинка построения целостного процесса профессионального становления, начиная с раннего возраста и до сознательного ощущения себя как будущего профессионала. К моему удивлению, школа оказалась готовой к такому пути, было множество предпосылок – от общего понимания до материально-технической базы, от методической поддержки до помощи городских проектов.
О нашей работе
Зная современное состояние системы среднего профессионального образования Москвы, я разрушаю стереотипы родителей и детей о возможностях современных колледжей города. Не менее пристальное внимание я уделила и взаимодействию с вузами и предприятиями-партнерами на предмет знакомства с их оснащением, правилами приема и обучения, с потенциальными работодателями, их требованиями к знаниям и умениям будущих сотрудников и условиями труда.
В чем я вижу нашу «фишку»? В том, что мы профессионализируем детей с дошкольного этапа образования. И эта линия является одной из вертикалей, организующих весь учебно-воспитательный процесс. Это не значит, что школа делит детей на поваров, химиков или слесарей с трехлетнего возраста. Нет, школа создает условия для профессионального просвещения, профессиональных проб путем организации занятий, практик, участия в конкурсах, в том числе всех этапов skills. Начиная с 5‑го класса формируются классы, где более широко изучаются интересующие детей предметы: где-то это биология, где-то иностранный язык или история… Так решается триединая задача, о которой речь шла выше: ребята учатся делать выбор, отвечать за него, адаптироваться к новым условиям. При этом, пока дети в стенах школы, этот выбор всегда можно изменить, попробовать иное – различия в глубине изучения предпрофильных предметов не радикальны.
И конечно, особой строкой проходит индивидуальная работа с ребятами: с подачи классных руководителей, знающих сильные и слабые стороны своих подопечных, привлекаем к участию в конкурсах то трудных, не знающих, куда приложить свою энергию, то продвинутых, уже осознавших свой интерес. Все это дает свои результаты. Так, например, Кирилл, выпускник 2020 года, а сейчас студент четвертого курса колледжа автоматизации и информационных технологий №20 (направление «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства»), еще в восьмом классе заинтересовался промышленной робототехникой и участием в чемпионате профессионального мастерства по стандартам WorldSkills («Промышленная робототехника»). В ходе подготовки к чемпионату Кирилл настолько увлекся процессами управления роботизированными системами, что по окончании одиннадцати классов выбрал для себя этот образовательный и профессиональный путь. Выпускницы 2021 года Инга и Диана, будучи девятиклассницами, принимали участие в проекте «Профессиональное обучение без границ» и получили профессии «повар» и «лаборант химического анализа». Обе продолжили образование по выбранным направлениям: Инга учится в Воронежском государственном университете инженерных технологий по направлению «Пищевые технологии», а Диана – в Ярославском государственном медицинском университете. А перед этим было обучение в профильных классах школы. Конечно, это только частные примеры общей тенденции: чем раньше появляются возможности для профсамоопределения, тем более осознанным становится выбор, появляется цель, формируется ответственность (я этого хочу, буду добиваться).
О будущем
Мы очень активно используем городские ресурсы, не буду их перечислять, они знакомы всем. Но эта работа ведется у нас не ситуативно, а системно, что открывает широкую панораму возможностей продолжения профессионального выбора. Ребята, участвуя в предложенных активностях вместе с родителями, получают и их поддержку, так как для старшего поколения тоже открываются новые профессии, специализации, потенциальные работодатели.
Профессиональная ориентация – это не технология, не метод. Ее нельзя применить один раз и отложить «до востребования». Для нас это методичный подход и система обоснованных мероприятий, направленных на подготовку личности к выбору профессии с учетом ее особенностей и современной прогнозируемой ситуации на рынке труда.
Татьяна ТИМОШКИНА, педагог-психолог школы №2127
Комментарии