Родители и ученики боятся кардинальных перемен в экзаменационной системе, из-за чего основательная подготовка к итоговым испытаниям станет невозможной. Без опоры на опыт предыдущего поколения сложно предсказать, что ожидает выпускников в листах с заданиями. О нововведениях хочется знать заранее, поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что вопросы, связанные с изменениями, звучали чаще остальных.
Ветер перемен
В ОГЭ появился стандарт, а потому основной блок усовершенствований коснулся именно его. Экзаменационные задания стали практико-ориентированными и приближенными к типичным жизненным ситуациям. В экзамене по химии, например, появился опыт, потребовавший прибавления дополнительных сорока минут. Подробный список изменений уже опубликован на сайте ФИПИ. В ЕГЭ подобных изменений в этом году не планируется. Единственным исключением можно считать электронную форму сдачи экзамена по информатике.
– Считаю, что если мы ввели что-то, нужно как минимум три года посмотреть, как эта модель работает. А потом, если это необходимо, что-то менять. В ЕГЭ мы уже почти три года ничего не меняем – только технологии. Важна стабильность, чтобы родители и выпускники заранее понимали правила и спокойно по ним готовились, – отметил Сергей Кравцов.
Еще одна «больная» тема этого года – ЕГЭ по иностранному языку. Глава Рособрнадзора подтвердил, что для одиннадцатиклассников этот экзамен станет обязательным в 2022 году. Для девятиклассников подобная форма тестирования пока не планируется. Демоверсия экзаменационных заданий уже готова и проходит апробацию. Так же, как и математика, ЕГЭ по иностранному языку будет разделен на две части: базовую и профильную.
В понимании большинства родителей и школьников иностранный язык приравнивается исключительно к английскому. Да, он популярный, и его выбирает большинство выпускников. Однако в экзаменационной системе предусмотрены так же французский, немецкий, испанский и китайский языки. Для сдачи обязательного экзамена ученик может выбрать любой из них. Разумеется, в соответствии со своими интересами, возможностями и знаниями.
В ближайших испытаниях – итоговом сочинении и итоговом собеседовании – изменений также не предвидится. Будут уточнены некоторые формулировки заданий, чтобы участники экзамена и проверяющие лучше ориентировались в ситуации.
Нюансы и уточнения
В октябре в России прошла апробация экзамена по информатике в компьютерной форме, а насчет скорой цифровизации остальных экзаменов не возникает сомнений. Поэтому у родителей возник вопрос, касающийся места проведения экзамена. Ведь компьютерная экзаменационная модель не зависит от человеческого фактора и позволит проходить итоговые испытания в родной школе.
Сергей Кравцов призвал родителей не спешить с выводами. Прежде чем обсуждать этот вопрос, необходимо тщательно проработать формат сдачи экзамена в электронной форме. Сейчас существует отлаженный механизм составления, передачи и проверки заданий, в котором не бывает сбоев за редким исключением. При переходе в другой формат понадобится не один год, чтобы и этот механизм приспособить к новым условиям.
– Мы понимаем, насколько важен этот период для каждого выпускника. Если поймем, что готовы к введению экзамена в онлайн-режиме, то, наверное, мы эту технологию реализуем. Но я еще раз подчеркиваю, что мы должны быть на 100% уверены, что не будет никаких сбоев, задержек во времени, что будет проведена корректная оценка результатов, – отметил глава Рособрнадзора.
Еще один вопрос был связан с процедурой сдачи экзамена детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведомство старается создать для всех групп населения комфортные условия на ЕГЭ и ОГЭ. Разрабатываются специальные задания с использованием шрифта Брайля, пункты проведения экзамена для соответствующих категорий выпускников находятся на первом этаже, обеспечено присутствие тифлопереводчиков и медицинского сопровождения. Предусмотрено дополнительное время и даже сдача ЕГЭ на дому в определенных случаях. Однако даже такие условия не избавляют родителей от переживаний за ребенка, поэтому главу Рособрнадзора попросили подумать о допуске родственников в пункты проведения экзаменов.
Начальник управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Игорь Круглинский отметил, что родителей иногда пускают на территорию пункта проведения экзамена:
– Были случаи, когда у ребят было такое заболевание, что в качестве ассистента мог присутствовать только родитель. В исключительных случаях такая ситуация допускается.
Отвечая на вопрос о проверке работ выпускников, Сергей Кравцов отметил, что при проверке некоторых заданий используются хорошо настроенные компьютеры. Поэтому о качестве и объективности процедуры переживать не стоит. Однако от проверки творческих заданий такие устройства пока доверить нельзя.
– Мы очень осторожно относимся к этому, – подчеркнул Сергей Сергеевич. – Доверять оценку творческих заданий компьютеру, по крайней мере, на нынешнем уровне развития общества нельзя.
Только раз в году
Во время диалога с главой Рособранадзора выяснилось, что в некоторых школах текущие контрольные дают под видом ВПР. Поэтому родителей попросили запомнить, что всероссийские проверочные работы проводятся один раз в учебном году, в конце. Все, что проходит до этого, – обычные контрольные.
К слову, родители считают Всероссийские проверочные работы бессмысленной дополнительной нагрузкой для учеников. Для чего они, собственно говоря, нужны?
Сергей Кравцов не один раз во время встречи упомянул, что выпускные экзамены должны проходить в равных условиях. Подходить к рубежным испытаниям дети должны тоже с равным багажом знаний. Рейтинговая система школ и попытки оказаться на более высоком месте часто загоняют учебный процесс в тупик. Ученики получают хорошие оценки, но знания до них не дотягивают. Для этого и нужна ежегодная оценка на федеральном уровне. Это способ регулирования и объективного оценивания результатов занятий. Варианты работ для ВПР разрабатываются на федеральном уровне и соответствуют государственному стандарту.
– Важно и родителям, и самим школьникам знать, какая объективная оценка у них стоит по тому или иному предмету. Чтобы вовремя диагностировать и методические проблемы, чтобы они не накапливались, как снежный ком, – отметил Сергей Кравцов.
Влияют ли результаты проверочных работ на итоговые оценки, определяет сама школа. Официальных распоряжений и рекомендаций на этот счет нет.
Закулисье
Отвлекаясь от вопросов об экзаменационной системе, родители просили у Сергея Кравцова советов и делились переживаниями. Так Нелли Уварова рассказала, что ее дочь носит в школу непомерно тяжелый рюкзак. Актриса сообщила, что готова купить второй комплект учебников для класса, чтобы не носить книги с собой. Однако образовательная организация запретила так поступать. Глава Рособрнадзора заметил, что на самом деле такая практика не является редкостью, а после предложил разобраться в этом вопросе подробнее.
Один из родителей спросил у Сергея Кравцова, как сохранить у детей мотивацию к учебе и стоит ли ругать за оценки. Глава Рособрнадзора привел собственный пример и напомнил, что оценки – это показатель качества подготовки, а не причина для обвинений.
– Ни в коем случае не ругать. С точки зрения педагогики важно всегда поддерживать ребенка. Оценка – это градусник. Она показывает уровень освоения предмета. Надо просто повторить материал, чтобы не образовывались пробелы в знаниях, – посоветовал Сергей Кравцов.
Волновала родителей и эффективность занятий с репетиторами. Гарантируют ли дорогостоящие помощники успешное прохождение итоговых испытаний? Глава Рособрнадзора отметил, что все-таки удачные результаты связаны с настроем самих ребят и качеством преподавания в школах. Он отметил, что у многих стобалльников, с которыми ему удалось пообщаться, репетиторов не было.
Что если…
Также родителей интересовали альтернативные сценарии развития событий. Во время итоговой аттестации могут произойти различные ситуации. К примеру, выпускник заболел в день экзамена. Что делать в подобной ситуации?
– В основной период, после экзаменов, специально для этого случая отведено два дня, в течение которых можно попытаться пересдать ЕГЭ. Но для этого нужно иметь действительно веские причины, – разъяснил Сергей Кравцов.
А что делать, если не получилось сдать профильную математику? Можно ли подстраховаться базовой вариацией экзамена? К сожалению, единственным способом исправить ситуацию является та же пересдача. Руководитель Рособрнадзора посоветовал тщательнее выбирать экзамены. Определиться с выбором ребята должны до 1 февраля.
Если не получилось поступить в университет с первого раза, тоже отчаиваться не стоит. У выпускника будет целый год, чтобы хорошо подготовиться и, при необходимости, сдать ЕГЭ на более высокий балл. Иногда этого не требуется, поэтому результаты экзамена сохраняются в течение четырех лет.
Диалог с родителями длился два часа, но даже этого времени не хватило, чтобы ответить на все поступившие вопросы. Сергей Кравцов пообещал, что не прозвучавшие во время встречи темы, не останутся без внимания и получат от ведомства отклик.
Читайте также:Оксана Решетникова: «Учить детей рассуждать нужно не только на уроках русского языка и литературы» http://ug.ru/article/1143
Фото Вадима Мелешко
Комментарии