Урок на тему «Возможность участвовать в управлении государством» в 10-11-х классах.
Учитель говорит о том, что избирательное включает: а) избирательные права граждан; б) нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной. Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами: «О выборах депутатов Государственной Думы», «О выборах Президента Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации» и другими. Ученики работают со статьями 32 и 81 Конституции РФ.1. Как называется быть избранным в органы государственной власти:а) активное избирательное ;б) пассивное избирательное ;в) классическое избирательное .4. С какого возраста гражданин РФ имеет быть избирателем:
На доске высказывания известных людей:
«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении». Карл Ясперс, немецкий философ.
«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь». Раймон Арон, французский политолог.
Ход урока
Вступительная часть. Фронтальная беседа с учащимися по предыдущей теме «Политические режимы».
Роль выборов в современной России
Учитель говорит о том, что во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки. Участие в выборах – проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека.
Работа с высказываниями К.Ясперса и Р.Арона.
Вопросы
Какова основная мысль каждого высказывания?
Что объединяет высказывания двух известных людей?
Какова основная цель выборов?
Далее старшеклассники работают с учебным пособием и делают вывод об основных принципах демократических выборов.
Избирательное
Учитель говорит о том, что избирательное право включает: а) избирательные права граждан; б) нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной. Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими федеральными законами: «О выборах депутатов Государственной Думы», «О выборах Президента Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации» и другими. Ученики работают со статьями 32 и 81 Конституции РФ.
В чем суть избирательных прав граждан?
Кто не имеет права избирать и быть избранным?
На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?
Как осуществляется голосование избирателей?
В ходе работы с документами и ответов на вопросы учащиеся объясняют сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования.
Работа по группам. Предлагается интерактивное упражнение «Займем позицию». Каждая группа получает положение, в ходе обсуждения которого необходимо занять позицию «за» или «против» и привести 2-3 аргумента в ее защиту.
Положение для 1-й группы: работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся – по одному голосу.
Положение для 2-й группы: выборы должны быть открытыми, то есть избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями.
Положение для 3-й группы: участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.
Выборы Президента Российской Федерации
Учащиеся работают самостоятельно по группам со статьями Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Каждая группа получает по два вопроса к документу.
Далее работа по группам. Учащимся необходимо составить политический портрет качеств государственного деятеля. Группы составляют список качеств, которыми должен обладать кандидат в Президенты РФ, после чего каждая сравнивает свой список со списком качеств государственного деятеля по результатам социологического опроса: профессионализм; информированность; обладание политической интуицией; способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс; способность словами и действиями увлечь за собой людей; честность и порядочность.
Чем отличаются два списка?
Есть ли в списках качества, противоречащие друг другу?
С целью проверить, обладают ли сами ребята качествами, необходимыми для государственного деятеля, предлагается выполнить тест «Я – президент».
После обсуждения комментариев к тесту ученики закрепляют изученный материал, выполняя тесты для закрепления.
Тест «Я – президент»
1. Какой из трех указов вы подписали бы в условиях инфляции в первую очередь:
а) о повышении пенсии – 1;
б) об увеличении налогов – 5;
в) об ограничении зарплаты – 10.
2. Если бы ваши помощники предложили вам в честь праздника (выборов в Государственную Думу) подписать указ об амнистии большой группы осужденных за преступления, вы бы:
а) не подписали – 10;
б) подписали – 1;
в) посоветовались бы со специалистами – 5.
3. Если бы один из субъектов РФ (республика) объявил о своем суверенитете (независимости), а вас стали уговаривать решить проблему с помощью армии, вы бы:
а) согласились – 1;
б) не согласились – 10;
в) посоветовались бы с Государственной Думой – 5.
4. Если бы почувствовали, что ваша власть непрочна, вам угрожает отстранение от должности в парламенте, вы бы:
а) распустили парламент – 5;
б) дали бы депутатам Государственной Думы больше привилегий – 1;
в) обратились бы за поддержкой к народу – 10.
5. Если бы СМИ вас активно критиковали и даже делали резкие замечания, то вы бы:
а) не реагировали – 5;
б) ввели бы цензуру – 1;
в) старались бы прислушиваться к разумным мнениям – 10.
6. Если бы вы поняли, что ваши шансы повторно быть избранным президентом очень малы, то вы бы:
а) отменили выборы – 1;
б) не выставляли свою кандидатуру – 5;
в) попытались победить – 10.
Комментарии к тесту
1. Если вы набрали не более 10 баллов, постарайтесь забыть о карьере не только президента, но и любого другого руководителя, так как ваши действия могут принести людям одни несчастья. Вы будете думать не о них, не о стране, а только о том, чтобы удержать собственную власть любыми средствами (популярность, подкуп, сила и т. д.).
2. Если вы набрали любое другое количество баллов, то у вас есть шансы дорасти до руководителя любого ранга. Для этого нужно стараться лучше понимать, что хотят от вас люди. У вас есть время развивать в себе те хорошие качества, которые мы выделяли при составлении политического портрета государственного деятеля.
Тесты для закрепления темы урока (можно по вариантам)
1. Как называется право быть избранным в органы государственной власти:
а) активное избирательное право;
б) пассивное избирательное право;
в) классическое избирательное право.
2. Какие из перечисленных должностей являются выборными:
а) министр;
б) Президент РФ;
в) директор школы;
г) мэр города.
3. Не моложе какого возраста граждане РФ могут быть избраны Президентом Российской Федерации:
а) 40 лет; б) 30 лет; в) 35 лет.
4. С какого возраста гражданин РФ имеет право быть избирателем:
а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
5. Как называется всенародное голосование, проводимое для выявления отношений всех избирателей страны к важнейшим вопросам общественной жизни:
а) ратификация;
б) свободные выборы;
в) референдум.
6. На какой срок избирается Президент Российской Федерации:
а) 4 года; б) 5 лет; в) 8 лет.
7. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации:
а) министр обороны РФ;
б) Председатель Правительства РФ;
в) Президент РФ.
8. Как называется парламент в Российской Федерации:
а) Государственная Дума;
б) Совет Федерации;
в) Федеральное Собрание.
9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации в течение:
а) 10 лет; б) 5 лет; в)15 лет.
10. Президент РФ является:
а) председателем правительства;
б) главой государства;
в) председателем Федерального Собрания.
Сергей ГЛАЗУНОВ, учитель истории и обществознания школы №5, Муром, Владимирская область
Комментарии