Учебник, как любая книга, имеет своих поклонников. Если говорить об учебниках, выпускаемых издательством «Дрофа», то в Ленинградской области они ходят в «любимцах». 65% учебной литературы, заказываемой школами области, составляет продукция «Дрофы». В чем причина такой популярности, мы попытались выяснить в ходе импровизированного «круглого стола».
Зоя НАЙДЕНОВА, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:
– Во-первых, отрадно, что «Учительская газета» в столь ответственный момент развития российского образования продолжает уделять учебникам должное внимание. Ведь учебник сегодня – важная составляющая для получения ребенком качественного образования. Ныне этот разговор нам вести гораздо легче, поскольку Министерство образования и науки тоже в последние годы достаточно часто обращается к данному вопросу. Сегодня можно сказать о наметившейся тенденции к тому, что учитель и ребенок будут работать с качественным учебником. Если говорить о нашем регионе, то основными создателями и поставщиками учебников являются такие издательства, как «Просвещение» и «Дрофа». Во всяком случае, когда бюджетные деньги стали работать в условиях проведения тендеров, в нашей Ленинградской области отбор издательств прошел естественным путем. Лично мы для рекламы приложили минимум усилий. Есть учебник, есть издательство и есть главные его потребители – дети и учителя. Они и сказали свое слово. Что касается тендеров, то они проходят очень демократично, на основании заявок, которые мы получаем от школ. Заявки оформляются в определенные задания на конкурсную комиссию, потом проходит конкурс. К примеру, результаты 2004 года таковы: заказ по учебникам – издательство «Просвещение» – 53%, издательство «Дрофа» – 43%. У нас также существует финансирование на пополнение библиотечного фонда, и здесь последние три года безоговорочно лидирует «Дрофа». Та литература, которая поступает в библиотеки, заслуживает всяческого уважения и с точки зрения перечня (она создается для ученика), и с точки зрения оформления этой художественной литературы, что для ее восприятия немаловажно.
В нынешнем году мы уже подготовили техническое задание, и здесь я в адрес «Дрофы» хочу произнести благодарственные слова. На мой взгляд, рынок сегодня должен учитывать социальные возможности областных, муниципальных бюджетов, а также возможности родителей. Ведь учебники приобретаются за счет региональных, муниципальных, родительских денег. Менеджерам издательств необходимо это иметь в виду. А в издательстве «Дрофа» понимают, что возможности бюджетов и родителей не таковы, чтобы вводить подорожание учебников. Учебник – это не роскошь, а необходимость, он обеспечивает образовательный процесс и гарантии образования. К примеру, из федерального бюджета дотаций на учебники мы практически, не получаем. Но если есть понимание представительной власти в лице Законодательного собрания, губернатора, значит, эти деньги в бюджете будут. В каких-то регионах этого понимания нет. Что касается вникания в данную проблему издательствами, то приведу цифры в сравнении. Итак, учебник для начальной школы издательства «Просвещение» в среднем стоит – 69 рублей, тогда как «Дрофа» предлагает его за 55 рублей. Учебник для основной школы у «Просвещения» стоит 82 рубля, у «Дрофы» – 63. Учебник для старшей школы: у «Просвещения» – 90 рублей, у «Дрофы» – 67.
Хотелось бы отметить, что проблема качества учебников сегодня в центре внимания со стороны издательств. В свое время огромный рынок учебной литературы помимо отрицательной для системы образования имел и положительную сторону: все сразу заговорили о ее качестве. То есть вопросы об этом на повестке дня уже не стоят: рынок учебников состоялся. Сегодня издательства начинают работать по другим направлениям организации качества учебного процесса, и это новый виток взаимоотношений и новая задача для органов управления образованием. Я знаю, что и «Дрофа», и «Просвещение» перешли к изготовлению наглядных пособий. Сейчас, например, выпускаются КИМы для ЕГЭ – очень востребованная литература для школ.
В качестве пожелания хотелось бы сказать следующее: мы, работая над бюджетом 2005 года, должны иметь четкий каталог выпускаемой издательствами продукции, должны изучить спрос. Сейчас в области идет обеспечение оборудованием физических, химических классов, поэтому нам необходимо иметь представление о наработках издательств в этом направлении.
Сергей ЛИСИЦЫН, ректор Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО):
– Издательство «Дрофа» в образовательной системе области действительно популярно. Его учебники выбираются самими детьми. Это важный момент, ведь мы часто дискуссии о школьных учебниках переводим в область политики и очень часто работаем на уровне педагогов, а не детей. То есть редко их используем для экспертизы школьных учебников, которая определяется не нормативными моментами, а просто любовью к книгам. Дети голосуют любовью с точки зрения познавательности. Думаю, это одна из причин, почему учебники «Дрофы» получают приоритет в образовательной области России.
«Дрофа» относится к разряду тех издательств, которые не ограничиваются только тиражами выпущенных учебников. Оно очень настойчиво и небезуспешно осуществляет продвижение своих продуктов. Я, например, очень благодарен этому издательству и тем, кто его возглавляет, за поддержку. Когда институты нашей системы переживали настоящий финансовый и материальный кризис, «Дрофа» была тем нашим товарищем, который не бросил в беде. Издательство и сегодня обеспечивает методическую поддержку институту в плане работы с авторами школьных учебников. В год мы проводим от 30 до 40 встреч. Эти встречи, как лакмусовая бумажка качества товара. Есть авторы, просто декларирующие с трибуны, а есть те, кто завораживает учителя. Это великолепно, когда вдруг возникает настоящее единение автора и педагога, и главная цель этого единения – дети и школа. Я бы отнес к таким авторам Олега Габриэляна, который за два года побывал у нас шесть раз. Такая система работы издательства заслуживает похвалы.
Конечно, мы также ценим те учебники, которые выстроены в своеобразные вертикали, то есть гармонично связаны друг с другом, и в них идет усложнение от одного класса к другому. Замечательно, что у нас сегодня огромный выбор учебников, но противники выбора ропщут не поэтому, а из-за отсутствия преемственности. Если обращаться к прошлому, то раньше был один школьный учебник, но он совершенно четко выходил из предыдущего и имел продолжение в последующем. Разные авторы увязывались в единое целое. Сегодня, увы, разрывы очевидны.
Учебники издательства «Дрофа» хороши и тем, что создают возможности для творческой самореализации ученика. Это вообще отличительная черта любого хорошего учебника – не только давать знания, умения, навыки, но и стимулировать творчество учащихся.
Мне кажется, сегодняшний учебник должен преследовать своей целью результат. Порой же кажется, что учебники призваны только обеспечивать сам процесс. У Эдуарда Бернштейна была такая гипотеза, утверждающая, что цель – ничто, и, похоже, огромная масса школьных учебников руководствуется ею: заставляет ум школьника всегда пребывать в движении. Это неплохо, но все равно должен быть результат. Я преподаю в РГПУ им. А.И. Герцена и каждый раз 1 сентября вижу результат. Он – плачевный.
Знаю, что сейчас в издательстве идет работа по профильному обучению, готовится много пособий. Надеюсь, что они нам обеспечат этот непростой переход к профильному обучению.
Если говорить об учебнике настоящего и будущего, то, на мой взгляд, он должен стимулировать проектную деятельность ребенка. Мы занимаемся деятельностью учителя, однако нужно, чтобы и ученик в начале обучения мог выстроить траекторию своего пути, отношение к тем или иным проблемам на Земле, в мире, на своей малой родине, в семье. А в этом может помочь учебник. Он должен на основе личного опыта школьника формировать эту компетенцию, этот навык. Сейчас многие учебники стоят вдалеке от решения подобной задачи.
Алла ВВЕДЕНСКАЯ, заведующая кабинетом химии ЛОИРО:
– Интересные данные: 75% школьников по России учатся по учебнику химии Олега Габриэляна, который выпускает издательство «Дрофа». Чье это достоинство – автора или издательства, я затрудняюсь сказать, однако факт есть факт.
Если сравнивать, допустим, два издательства – «Просвещение» и «Дрофа», то скорость подготовки к печати книг в издательстве «Дрофа» существенно отличается от скорости «Просвещения». Последнее готовит учебник к печати приблизительно два года, а «Дрофа» на подготовку аналогичного учебника затрачивает год, иногда и меньше. Это хорошо по той причине, что отличный учебник, получивший министерский гриф, должен дойти до масс как можно быстрее.
Вся наша область учится по одному и тому же учебнику Габриэляна. Это очень удобно. Я как предметник не испытываю никаких трудностей и знаю, какой материал могу включить в тексты тех или иных классов, например, на районной или областной олимпиаде по химии.
Учебники «Дрофы» – простые, доступные и интересные. Возьмем, «Химию» 8-го класса. Его, как говорят родители, и читать-то интересно. Там прослеживаются межпредметные связи с историей, литературой, географией. Таким общедоступным он должен быть при условии, что для изучения этого предмета выделяется мало часов. Впрочем, он также может использоваться и для обучения в профильных классах.
Ольга ГАЛКИНА, учитель русского языка и литературы школы №5 г. Кингисеппа:
– Чем хороши книги издательства «Дрофа»? В них большой объем материала, хороший раздел речи, теория дана компактно и полно. Есть возможности для творческой работы.
Представители Кировской гимназии, учителя русского языка и литературы (г. Кировск):
– Нам нравятся энциклопедии по литературе, методические пособия по литературе, выпускаемые этим издательством. Они очень качественные, доступные, содержательные и приближенные к школьной программе. В учебной литературе предлагаются интересные методические приемы. Например, ни в одном методическом пособии нет такой структуры анализа текста. Нам нравится, что издательство обращает внимание на то, что сейчас востребовано на уроках русского языка. Лингвистическому анализу текста наши учебники практически не учат. «Дрофа» же принимает это во внимание. На будущее нам бы хотелось, чтобы в учебнике было достаточно и теории, и практики. Появилось бы больше воспитывающих текстов. Например, раньше работа над лексикой строилась по темам: тема «театр» – серия упражнений к ней, тема «родина» – серия упражнений к ней и т.д. Но это пожелание скорее к авторам учебников.
Комментарии