search
main
0

Голос с мест. Листая старые страницы

Первый номер «Учительской газеты» вышел в пятницу 3 октября 1924 года. Теперь эти восемь страниц пожелтевшего от времени еженедельника – раритет. Мне не раз доводилось перелистывать старые страницы, и всякий раз я делала для себя какое-нибудь открытие.

В 1924-1925 учебном году школы осваивали новые программы Главного ученого совета. «Как далеки мы от оптимизма первых месяцев революции, писал в газету учитель М.Ломакин из села Сватково Сергиевского уезда Московской области, – нам казалось, что перекроить старую школу муштры на новую трудовую – дело двух лет. Теперь мы знаем, что это процесс длительный, требующий упорной, кропотливой работы. Готов ли учитель советской школы к восприятию и проведению новых программ?»

Конечно, учителю нужно много работать, осваивая новые программы. В школах нет нужного оборудования, пособий, учебников. «А без пособий ГУСя не зажаришь», – с юмором пишет газета.

В первом январском номере за 1925 год приводятся цифры о расходах на образование. В прошедшем году из госбюджета было выделено 70,5 миллиона рублей, а из местных бюджетов – 143,6 миллиона. При этом местные бюджеты всего на 67 процентов покрывали нужды образования. Педагоги понимают трудности и готовы потуже затянуть пояса. Ведь им доверяется самая ответственная задача по воспитанию нового человека. Эту задачу озвучил на Первом Всесоюзном съезде Анатолий Луначарский. Учительство через школу должно прививать новому поколению лучшие достижения культуры, сказал Анатолий Васильевич. Каждый педагог должен быть фильтром, очищающим знания от буржуазной грязи. Надо создавать человека чистого, высокого образца. «Учитель, выпрямись!» – призывает нарком просвещения. Весь зал, стоя, аплодирует докладчику.

В фойе Большого театра, где проходит съезд, все это время работает выездная редакция «Учительской газеты». Изданию нужны активные корреспонденты на местах. «А ты читаешь «УГ»? – взывает плакат. – Написал ли ты о своей работе в газету?»

В этом же 25-м году проводится первое Всесоюзное совещание корреспондентов «Учительской газеты». В столицу приезжают посланцы из разных уголков страны. Ведь необходимо добиться, чтобы все стороны жизни рядового просвещенца нашли отражение на страницах издания. Помощники газеты должны не только писать о делах, успехах и недостатках в работе, но и пропагандировать издание. Каждый номер газеты следует обсудить в коллективе, выделить его достоинства и недоработки, написать в редакцию отчет. Газета должна стать голосом учительства, и без помощи с мест этого не добиться. Вот такие задачи ставила перед собой «УГ».

Следует отметить боевитость заметок с мест. Они печатаются под рубрикой «В защиту прав низового учительства». Объявляется смотр работы инспекторов, именно на них поступает большинство жалоб в редакцию. В Воронежской губернии, к примеру, царит «аппаратная вакханалия». Так газета называет произвол чиновников по отношению к рядовым учителям. Их посреди учебного года переводят из школы в школу, им устраивают многочисленные проверки. За год по Воронежской губернии произошло 156 перемещений учителей. Вот характерный пример. Учительница Е. Плохих 15 сентября получает приказ отправиться из школы Горшеченского района в школу Касторенского района. Но в октябре выясняется, что в приказе была ошибка и ей нужно следовать в другое место. Все расстояния до школ учительница преодолевала пешком. Положенных подъемных денег ей не выдали. После публикации виновные были наказаны, а путешественнице выданы деньги.

Газета становится защитницей рядовых учителей. Из Вознесенского района Мелитопольского округа поступает тревожный сигнал. Не любят у нас учителей-корреспондентов, сообщает автор, одного перебросили в глухое село, другого совсем уволили со службы. Печатая эту заметку, газета обещает прислать в район своего представителя. Пусть знают чиновники, что у учителей есть защита. Вскоре появляется публикация, где действия местных чиновников получают должную оценку. Председатель крайпроса Я.Кувшинов извиняется, мол, в работе бывают промахи, не без этого в большом деле. У местных чиновников на плечах по одной голове. Не шпыняйте их за каждый промах.

Коллективный организатор учительства всячески защищает своих активных помощников. Поистине учитель перестает «чувствовать себя безнадежно одиноким, безнадежно затерянным в водовороте жизни». У него появляется своя газета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте