Фильм «Барби» (Грета Гервиг) был одним из самых ожидаемых тайтлов года, вызвал жаркие споры среди некоторых российских депутатов о своем соответствии традиционным ценностям, и шум вокруг него не утихает по сей день.
После Барби-мультфильмов по мотивам известных сказок, балетов и книг («Барби и Щелкунчик», «Барби и три мушкетера» и т. д.), которых мы насмотрелись в 2000‑е и которые были призваны привлечь внимание к бренду, казалось, что возможность снять что-то достойное о популярной кукле стремится к нулю. Однако создатели подошли к сценарию с креативом, храбростью и искренностью, и на выходе получилась картина, где драма смешалась с фэнтези-мюзиклом, а серьезные социальные вопросы предстают зрителю сквозь юмористическую призму. Сложно определить, в каком жанре «Барби» на самом деле снята. Комедия? Тогда почему персонажи так часто плачут? Драма? Тогда почему действие подчас настолько комедийно абсурдно?
Сюжет «Барби» связывает выдуманный кукольный мир с вполне реальным миром людей. С тех пор как Рут Хэндлер создала первую куклу Барби (Стереотипная Барби, Марго Робби), появился сказочный мир Барбиленда. В нем все так, как постепенно закладывалось рекламой компании-производителя Mattel: женщины-Барби радуются жизни, отдыхают на вечеринках, работают кем хотят, достигают любых высот – в общем, все устроено как в воображении многих девочек в детстве, когда кажется, что все возможно и весь мир у ног, а жестоких встреч с реальностью еще не происходило. В Барбиленде женщины-Барби правят миром – и фигурально, и буквально. Правда, это не пример победившего матриархата. Кены-мужчины в Барбиленде изначально существуют как довесок к своим Барби-женщинам просто потому, что куклы Кены не были рассчитаны на мальчиков: компания Mattel создала и продает их ради того, чтобы живые девочки могли поиграть в отношения с бойфрендом.
Но наш, реальный, мир не стоит на месте, и вот уже взрослая женщина Глория (Америка Феррера), работающая в Mattel в XXI веке, задумывается о том, почему бы куклам Барби отображать не только идеализированную жизнь, но и те проблемы и переживания, о которых только-только начинают в открытую говорить в обществе. Такие бытовые, как, например, целлюлит. Или даже такие неизбывные, как мысли о смерти.
И поскольку каждая кукла волшебным образом связана со своей хозяйкой, кукла Глории, Стереотипная Барби, ощутив в себе странные и пугающие изменения, решает выбраться в реальный мир, чтобы отыскать хозяйку и помочь ей. Стереотипный Кен (Райан Гослинг) отправляется вместе с ней. И когда они поймут, что в людском мире все не так, как у них дома, что людские мысли и представления об обществе отличаются от кукольных на 180 градусов, в Барбиленде все пойдет наперекосяк.
Фильм «Барби» – это не история победившего радикального феминизма и даже не история борьбы с патриархатом. Проблемам женщин действительно уделяется много времени, и кульминацией этой темы становится потрясающий монолог Глории перед собравшимися куклами о том многовековом положении женщины, в котором она всегда плоха и осуждаема. Если женщина скромная – то она серая мышь, а если раскованная – значит, развратная. Надо следить за своей внешностью, но не перебарщивать, иначе тебя обвинят в соблазнении мужчин, надо быть стройной, но нельзя быть тощей, и при этом обязательно должны быть формы, иначе ты никому не понравишься, но полнота тоже порицается. Нужно иметь свою голову на плечах, но не стоит высказываться слишком громко, нужно вести за собой и решать проблемы, но постоянно принимать к сведению чужое мнение, а еще нужно быть хотя бы немного ведомой, иначе ты неженственна. Можно быть умной, но не чересчур, и обязательно чуть глупее мужчины. Если мужчина пристает к тебе, значит, это ты не так оделась, а если напал – сама виновата, спровоцировала. Если не любишь возиться с детьми – ты плохая мать, но если посвящаешь им все свое время, то гиперопекаешь. Заказываешь еду – травишь полуфабрикатами, всегда готовишь самостоятельно – ты тиранша, которая не может ребенка хоть раз побаловать.
Продолжать можно бесконечно, но лучше послушать сам монолог Америки Ферреры, в котором куда стройнее и объемнее высказаны все противоречащие друг другу требования общества к женщинам. Пожалуй, это первый случай, когда о сложной женской судьбе говорят так прямо изнутри громкого блокбастера, рассчитанного на прибыль.
Но «Барби» не был бы хорошим фильмом, если бы создатели посвятили фильм только одной части общества. Картина очень чутко и нежно затрагивает то, о чем говорить в XXI веке пока что не принято совсем: вопрос чувств и страданий мужчин, которые несут свой, одновременно не похожий и похожий на женский, груз ожиданий общества. Если женщины на протяжении двух веков борются за равноправие, равнопредставленность и равноуважение, то что делать мужчине, которого общество обязало быть сильным, ведущим и вечно хладнокровным, но который на самом деле испытывает свой собственный спектр болезненных переживаний? Как признать себе, что ты можешь не соответствовать принятым «нормам», можешь быть слабым и нуждаться в поддержке, можешь потерять смысл жизни и имеешь право плакать от внутренней боли? «Барби» говорит и со второй, мужской половиной своих зрителей, и благодаря этому становится фильмом о переживаниях и борьбе людей в целом, фильмом для всех, а не для одной конкретной социальной группы.
Если определять жанр «Барби» не в строгих рамках кинематографа, то это скорее психологическая трагикомедия с прорывом «четвертой стены». Примесь фэнтези позволяет вдохнуть в кукол жизнь и поставить их проблемы на один уровень с людскими, юмор дает возможность переносить трагизм каждого персонажа чуточку легче, драма берет рупор, в который наконец-то разговаривает без попыток сгладить слишком острые углы, а легкий налет абсурда и метаиронии выводит действие за границу экрана и в сердце каждого из зрителей.
А в качестве постскриптума хотелось бы отметить смелую работу команды дубляжа, которая не побоялась повсеместно использовать в женских профессиях Барбиленда современные феминитивы (такие слова, как «президентка», «авторка», «врачиня» и т. д.) для придания еще большей аутентичности миру «Барби».
Комментарии