search
main
0

Голливуд в панике: британцы идут!

В последние годы англичане повадились уводить из-под носа американских киногигантов золотые статуэтки. На сей раз на Альбион уехало сразу 5 “Оскаров”!

Что происходит? И не близится ли золотая эра бессмертного и необоримого Голливуда, этого мирового кинодеспота, к закату? Этим вопросом впору задаться, наблюдая феноменальный успех, сопутствующий в последние три года британскому кино, еще недавно пребывавшему в довольно хилом и явно неконкурентном Голливуду состоянии.

Уставшие от бесславного прозябания под пятой американского кино европейские фильммейкеры вознамерились наконец дать решительный отпор заокеанскому колоссу. Ради этой великой цели европейцы заявили, что готовы даже сплотиться в некую корпорацию и единым фронтом двинуть на соперника. Ибо практика последних десятилетий показала, что ни у одной отдельно взятой европейской страны, скорее всего, не хватит пороху побороть в обозримом будущем мировое господство Голливуда. О нем ярко свидетельствует следующий перечень цифр и фактов. Как минимум 80% билетов, приобретаемых в кинотеатрах Европы, – это билеты на голливудские фильмы (в некоторых странах эта цифра превышает 90%). В результате заокеанской киноэкспансии отрицательное сальдо европейской киноторговли составляет примерно 2,5 млрд. долларов в год – в то же время американские фильмопроизводители зарабатывают на внешнем прокате даже больше, чем на внутреннем. И это неудивительно, так как для США киноэкспорт является самой крупной экспортной статьей после авиации.

По мысли целого ряда больших европейских фильмовых боссов, пришла пора создания единого европейского кинопространства, с тем чтобы кино больше не делилось на французское, английское, немецкое и так далее. Первые шаги, предпринимаемые в этом направлении, – это намерение ряда известных французских и немецких режиссеров делать фильмы на английском языке, работа ЕС над созданием единого кинофонда, а также появление интегрированной общеевропейской киностудии “Полиграм Филмд Энтэтейнмент” (ПФЭ). Новая киностудия дебютировала попыткой приобрести одну из прославленных голливудских студий “МГМ”, когда та была выставлена на торги французским госбанком “Кредит Лион”. Фокус, однако, не удался.

Британское кино переживает подлинный бум. Англия стремительно становится самой ангажируемой съемочной площадкой – и прежде всего для тех же голливудских кинокомпаний. Достаточно сказать, что в последние годы на британских студиях были сняты такие бестселлеры, как “Эвита”, “101 Далматин”, последний фильм Стэнли Кубрика “Eyes Wide Shut”, “День шакала” с Брюсом Уиллисом, новая трилогия “Звездных войн” Д.Лукаса (предыдущие серии также были сняты в Британии). Английские киностудии пользуются сегодня столь бешеным спросом, что многим прославленным мэтрам приходится становиться на лист ожидания. Спрос на студии объясним: они великолепно технически оснащены, дешевле голливудских, к тому же Британия, создавшая уникальную сеть из 22 региональных кинокомиссий, готова молниеносно отреагировать подбором удобной для съемок территории на заявку обратившегося к ней режиссера.

Впрочем, ограничиваться ролью всего лишь удобной съемочной площадки Британия не намерена. Она считает, что у нее есть все основания бороться за главный приз: стать кинодержавой номер один. И эти амбиции не беспочвенны: за последние 20 лет британские таланты – актеры, режиссеры, сценаристы и т.д. – получили 30% всех “Оскаров”. Однако таланты при этом в большинстве случаев выступали всего лишь наемной рабочей силой для того же Голливуда, а потому Британии доставались лишь крохи от прибыли, уплывавшей за океан. Единственное, чего не хватает британскому кинематографу для полного счастья, – это денег. А так как на беду британские банкиры и по сей день не слишком верят в серьезность индустрии развлечений и расстегивать свои кошельки не спешат, был избран другой ход: в киноиндустрию решили вкачать средства, поступающие в госказну Британии от колоссальных доходов ее Национальной лотереи. Только на “лотерейные” деньги в ближайшие годы планируется снять 90 британских фильмов. Нетрудно догадаться, какой массовый наплыв английского кино ожидает мировой экран.

Голливудские компании уже проявляют серьезную обеспокоенность в отношении набирающего мощь соперника с туманного Альбиона. Особенно сейчас, после очередного триумфа англичан. Этот оскаровский сезон в очередной раз оказался для британских киношников грибным. Фильм “Красота по-американски” признан лучшим фильмом года. За этим успехом стоит абсолютно уникальное обстоятельство: оскароносцем стал режиссер-дебютант! 34-летний англичанин Сэм Мендес доселе, как ни фантастично это звучит, не был причастен к кинодеятельности вообще. Он не снял в своей жизни ни одной, даже учебной, короткометражки, не говоря уж о полнометражном кино.

Что ж, ничто не вечно под луной. И даже казавшийся еще вчера необоримым Голливуд. Впрочем, кто бы ни вышел победителем в начавшейся ожесточенной борьбе, зритель от этого только выиграет: ведь в конечном счете бой идет за него.

Ольга ДМИТРИЕВА

Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте