Я провел свои первые уроки истории осенью 1993-го. Помню, как мне, второкурснику, сказали в приемной директора: «Ну куда ты рвешься, никуда твоя история от тебя не денется. Еще в старших классах могут быть какие-то перемены, но тебе ведь, наверное, с пятого начать хочется? А там что? «Рассказы по истории» – они и есть «рассказы по истории». Нужно только уметь рассказывать».
Прошел год, и я, постучавшись в конце лета в ту же самую дверь, обнаружил, что волновался совсем не напрасно.
– Кто к нам пришел?! Надо же. Что ж, бери себе пятые классы. Только вот программу по твоему предмету сдвинули немного. Будешь «Историю Древнего мира» преподавать. Чего рот разинул? Не все ли равно, с чего начинать?
Нет. Мне было не все равно. Уже два года я мечтал, как войду в класс и расскажу только что покинувшим начальную школу детям о том, в какой великой и прекрасной стране им выпало жить. О том, кому именно, каким русским святым и героям мы обязаны этим счастьем. О тех, чьи имена еще вчера не имели никаких шансов войти в программу для 5-го класса. Я и сам-то по-настоящему узнал их буквально «вчера». Святая княгиня Ольга, Андрей Боголюбский, Сергий Радонежский, Григорий Потемкин, Геннадий Невельской, Михаил Скобелев, Александр Колчак… И вот мне предлагается отодвинуть их и многих других в тень и начать рассказывать вчерашним третьеклассникам о «первобытно-общинном строе». И только потом, через два года, когда одуревшие от бесконечно чуждых им Тигров и Евфратов дети доплывут-таки до Америки вместе с Колумбом, мне будет позволено отмотать ленту времени на 500 лет назад и наконец познакомить с их непосредственными предками. Да останется ли у них место в голове, а главное, в сердце? Захотят ли они меня слушать?
Так я с первых же дней моего пребывания в школе пошел на конфликт с начальством. Не с моим непосредственным руководством, «под личную ответственность» позволившим мне плюнуть на концентры и начать работу по старой, «линейной» системе, а с Министерством образования. Когда через два года мне, добавив нагрузку, разрешили взять новые пятые классы, я поступил точно так же. В 1995-м нарушать инструкции было уже опаснее, чем в 1993-м, но директор и завуч снова с видимым облегчением сдались, после того как «линейную» историю поддержал родительский комитет. Перейдя в следующем году на работу в престижный государственный лицей, я с удовлетворением обнаружил среди тамошних историков то же отношение к концентрам и ту же нелегальную работу по-старому. В Ярославле, в Иркутске, везде, где работали небезразличные к детям и к своему Отечеству люди, концентры приживались хуже, чем парики и голландское платье при Петре I.
Я не знаю, какими соображениями руководствовались (и, видимо, до сих пор руководствуются) безымянные образовательные чиновники, 10 лет назад отменившие в 5-х классах вводный курс «Из истории Родины». Каковы бы ни были их мотивы, итогом, на мой взгляд, стало государственное преступление. Сотни тысяч детей самого нежного, самого жаждущего любви и радости возраста ежегодно искусственно отлучаются от прошлого родной страны. Можно ли представить себе англичан, узнающих о короле Артуре и Альфреде Великом спустя год после тщательного изучения жизни Владимира Святого и Ярослава Мудрого? Но зеркальная ситуация нисколько не удивляет 90 процентов наших методистов. Я уж не говорю о русских князьях, даже о татарах школьники теперь узнают позднее, чем об арабах.
Это прозвучит несколько банально, но мне давно кажется, что изобретатели концентрической системы просто-напросто не любят свою страну. Не то чтобы они относились к ней плохо, нет. Им в прямом смысле слова все равно, что и как узнают наши дети. Лишь бы соблюдался некий абстрактный «порядок». Что ж, формальный «порядок» мы им обеспечим. А сами будем по-прежнему стараться жить и работать по обычаю. Это ведь не только честней, но и удобней.
Артем ЕРМАКОВ, кандидат исторических наук
Комментарии