24 марта 2010 года в конференц-зале Российской государственной библиотеки прошел вечер, посвященный творчеству великого русского писателя Н.В.Гоголя. Организаторы мероприятия постарались показать неизвестные эпизоды из жизни писателя: Гоголь-поэт, Гоголь-педагог, Гоголь-экономист. Необычное сценарное решение спектакля, блестяще исполненное школьниками, раскрыло перед зрителями не только писательский дар Гоголя, но и его духовные искания, отношения с друзьями, глубину личности. Литературно-музыкальный вечер, который был подготовлен силами окружного методического центра и школами Южного округа, был высоко оценен представителями МИОО, окружными методистами по литературе, учителями литературы всех округов Москвы, учениками, родителями, учеными.
Родители
24 марта 2010 года в Российской государственной библиотеке состоялся литературно-музыкальный вечер «Выбранные места из жизни Гоголя – писателя и человека». Спектакль представлял собой описание жизни Гоголя и его творчества, в спектакле участвовали ученики и театральные коллективы из разных школ ЮАО. Судя по реакции зала, где в основном присутствовали педагоги словесности, литературно-музыкальная постановка получила высокую оценку.
Красочные костюмы, глубоко продуманная композиция, высокохудожественное слово, увлеченность ребят подарили зрителям незабываемое путешествие в мир гоголевской эпохи. По блестящей игре юных актеров чувствовалась их любовь к наследию писателя и истории России. Благодаря таким вечерам наши дети учатся понимать и ценить духовную и нравственную сторону жизни.
Будет замечательно, если такого рода литературные встречи станут традицией не только для педагогов, но и для более широкой аудитории.
С глубоким уважением
И. СТЕПАНОВА,
мама ученика школы №1750
Павла Степанова
***
Первое мое знакомство со спектаклем произошло за неделю до показа его в зале Ленинской библиотеки. Шел черновой прогон, еще без светового оформления и видеоряда, но уже с фрагментами костюмов и бутафории. Несмотря на то что некоторых исполнителей не было, какие-то сцены пропускались или только обозначались, сразу стало понятно – это большая серьезная работа, и в первую очередь работа литературная. Я хочу сказать, что тот, кто писал этот сценарий, не только знает произведения писателя, но и знает и любит Н.В.Гоголя, любит русскую литературу, русскую культуру, русское Слово. Это подтвердилось на премьере. Перед началом спектакля нас встречали ребята в национальных костюмах, угощали караваем, который на Украине называли «буханец»; каждый этаж был украшен дизайном в национальном колорите.
Мне показалось, что идея спектакля – это любовь к Отечеству, служение Отечеству, верность своим православным корням, традициям, вера в Россию, как в Святую Русь. Значимость этой работы в том, что и автор, и режиссер, а главное – ребята не стеснялись «высоких слов» Гоголя, были органичны в непривычной для современного человека лексике писателя. Я ни разу не заметила у мальчишек и девчонок ложного пафоса, иронии или насмешки. Исполнители вместе с писателем проживают судьбу маленького человека, задавленного бюрократической машиной не умирающего никогда департамента, размышляют о непростой судьбе русского народа, о личностном начале в каждом из персонажей гоголевского мира, ищут в человеке Человека, потому что главное для участников – это духовный мир самого Гоголя и духовно-нравственная основа героев его произведений: будь то чиновник Башмачкин или кузнец Вакула, будь то полковник казачьего войска Тарас Бульба или деловой человек Павел Чичиков.
Мне понравилась придуманная форма спектакля: ретроспективно перед зрителем проходит жизнь Гоголя, в которую органично вплетены произведения определенного творческого периода писателя. Интересно найдены плащи с капюшонами – они и дорожная одежда Николая Васильевича, и фасады домов Невского проспекта, и столы в казенном учреждении, и бесконечные русские дороги с верстовыми столбами, и гондола на волнах каналов Венеции, и многое другое. Прекрасный эпизод – танец на празднике венецианского карнавала; что-то завораживающе-злодейское в этом танце, красота, в которой нет жизни. Думаю, зритель понимает, что иносказательно нам показывают сущность католицизма, а значит, и сущность западноевропейской культуры. Недаром очень важным эпизодом в спектакле стала речь Тараса Бульбы о товариществе. Мне понравилось заключительное стихотворение о творчестве Гоголя, о творчестве как таковом и о великом предназначении писателя в России.
В этом спектакле звучали стихи писателя, юные актеры читали его переписку, инсценировали отрывки из его произведений, исполняли русские и неаполитанские песни, были танцевальные фрагменты (наш народный танец – лиричный и светлый – и зловещий венецианский танец карнавала). На фоне звучащей музыки Шопена проходил зрительный ряд замков Западной Европы, тех мест, которые в свое время посетил Н.В.Гоголь. Был в финале спектакля и предсмертный поступок Гоголя – сожжение им второго тома поэмы, было и одиночество, и не сложившиеся отношения с любимой девушкой, и состоявшаяся любовь к писательскому призванию, и, конечно, беззаветная и великая любовь Н.В.Гоголя к России.
Мне очень радостно, что мой сын участвовал в этой постановке. Это была настоящая творческая работа, серьезное, вдумчивое прочтение автора, не только знакомство с Гоголем (знание текста), а глубокое погружение в живую ткань произведений, в душевные переживания писателя, в духовное состояние великой личности. В период подготовки спектакля мы много разговаривали с сыном об образах, которые он играл в постановке. Кто такой Собакевич, кто такой Тарас Бульба, какова главная идея, сверхзадача речи старого казака к товарищам, к чему он призывает, за что стоять следует насмерть? Вот уж во воистину, образовывая, происходило воспитание.
Когда закончились репетиции и был сыгран спектакль, мой сын мне сказал: «Жаль, что мы не будем больше встречаться, мы так сдружились, так было интересно. Вот это жизнь!» Такая оценка современного восемнадцатилетнего юноши многого стоит. Встреча с русской литературой, с Н.В.Гоголем состоялась. Низкий поклон.
Л.ЧИСТЯКОВА,
мама ученика школы №1623
Ученики
Литературная композиция «Выбранные места из жизни Н.В.Гоголя…» стала для меня источником открытий: творчества, личности, судьбы Гоголя. Открытием явилось само здание Румянцевской библиотеки, помещение актового зала. Я обязательно поработаю в читальном зале этого хранилища мудрости человечества.
Встреча с героями произведений Н.В.Гоголя, их диалоги с людьми XXI века заставили подробнее узнать о жизни персонажей, перечитывая книги, просматривая спектакли не для выполнения домашних задания, а для себя лично.
Деятельность участников на сцене вызвала восторг и удивление. Как красиво звучали украинские мелодии! Музыка, сопровождавшая содержание композиции, создавала соответствующий настрой, усиливала накал впечатлений от происходящего, помогала раскрытию значения тех или иных событий в жизни писателя. Открытием стал исполненный необыкновенно прекрасным голосом юноши романс, написанный Н.В.Гоголем.
А главным открытием стал сам Николай Васильевич.
Я по-новому увидела его: чем он занимался, зачем жил, в чем видел назначение своего творчества.
Поняла, что Гоголь ощущал божественное назначение человека, старался показать людям пагубность их поступков. Его горький смех направлен на исправление людей, уродливых явлений в их жизни.
Спасибо всем, кто представил такое познавательное, поучительное, красивое действие.
Мария БАБАЕВА,
ученица 10-го класса ЦО №548
Кто такой Н.В.Гоголь для современной молодежи? Автор, которого «навязывают» в школе? Имя кого-то канувшего в века? Нечто сказочное, чего нет и, может, не было никогда на свете? Оказывается, нет! Живой, страдающий, но одновременно великий человек, вызывающий глубокое сочувствие и безграничное восхищение! Именно поэтому подобные литературно-музыкальные вечера нужны российским школьникам, бесценны для сохранения культуры русского народа. Ведь каждый из них на шаг приближает зрителя к непостижимой тайне великой Личности.
Вечер, посвященный Н.В.Гоголю, бесподобен! И режиссеру-постановщику, и актерам удалось необыкновенно ярко и красиво донести до зрителя сведения о личности и характере не писателя, но человека, уверить каждого в том, что Н.В.Гоголь – живой. Живой и необыкновенно интересный. Никто не смог остаться равнодушным к страданиям, перенесенным этим великим человеком.
Погружение в атмосферу таинственности, безудержной веселости, серьезности и порой печали началось с самых первых шагов навстречу персонажам, вышедшим из-под пера писателя прямо в театральное фойе. И веселый фантазер Хлестаков, которому оказались не чужды обыкновенные человеческие проблемы, и общительный Ноздрев с парой милых плюшевых щенят, и несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин, переживающий из-за дороговизны новой шинели, и ветреная Оксана, страстно желающая получить новые черевички, создали необыкновенное настроение для восприятия происходящего на сцене.
Последовавший за этими волшебными встречами спектакль расширил границы привычного представления о писателе для каждого зрителя. Поражали разнообразие и высокий художественный уровень вставных номеров, логичность, выдержанность на одном дыхании всей постановки, великолепная игра юных актеров. Настоящим шедевром по праву может считаться эпизод венецианского карнавала. Музыка, производящая необыкновенное впечатление на зрителя, в сочетании с движениями танца, впитавшими все эмоции, всю энергию танцующих, действительно надолго отпечатывается в памяти. Нельзя не упомянуть потрясающую игру на фортепиано, и страстную, и трогательную, и эмоциональную, которая заставляет сердце биться сильнее и переворачивает душу.
Изумительное чтение монологов, наполненных истинным чувством и переживаниями читающего, заняло отдельное место в душе зрителей. Вслушиваясь в эти гениальные, но в то же время простые слова, нельзя было остаться равнодушным.
По окончании литературно-музыкального вечера в душе у меня осталось не оформившееся в словах, но сильное и благотворное чувство, как будто не все еще разгадано, не все еще мы знаем о Николае Васильевиче Гоголе. Кого-то этот вечер развлек, кого-то увлек, а кого-то, как и меня, подтолкнул к поиску и открытию новых граней в творчестве Н.В.Гоголя не только писателя, но и человека.
Алина ЯМЩИКОВА,
ученица 10-го класса школы №581
До участия в проекте у меня было очень скудное представление о жизни и творчестве писателя. Мне нравились его произведения, но не более того. Можно сказать, что мои представления о Гоголе в корне изменились.
Во-первых, я очень удивилась, узнав, что Гоголь – удивительный знаток женской души. Я читала его письма к Анне Михайловне Виельгорской. Сколько душевного такта, нежности, благородства и почтения! В наше время такое редко увидишь. Таким отношением к женщине Гоголь и привлек мое внимание.
Во-вторых, Гоголь открылся мне в процессе работы в проекте как сердце нации. Нации великой, именуемой русским народом. Гоголь все знает о России, о русском характере. И проект о Гоголе как бы высветил нам все беды и боли России, о которых Николай Васильевич писал в своих произведениях.
Мне понравилось принимать участие в подобного рода мероприятии. Я познакомилась с хорошими ребятами, у нас образовалась дружная команда. Надеюсь, мы будем поддерживать общение и после проекта.
Ирина КЛИМОВА,
ученица 10-го класса школы №840, участница спектакля
Ученые
Озирая итоги гоголевских мероприятий, еще раз невольно вспоминаешь неистребимую и ничем не заменимую аксиому о роли личности в истории. Есть в Южном округе человек, любящий русскую литературу не по должности и не ради прибытка, а именно за то, что она проникновенный и умный наставник прежде всего нашей молодежи. Сотни книг, пришедших в школу благодаря методисту по русскому языку и литературе ОМЦ Ларисе Черниченко в серии «Новая школьная библиотека», – вклад, которому позавидует не одно министерство образования. И на особом счету Гоголь. В этой серии Николай Васильевич вышел поистине полным собранием: пять с любовью и профессиональным мастерством подготовленных книг – все художественные произведения. И вот новое начинание Южного округа, посвященное Гоголю, – спектакль. Полноценный, полнокровный, достойный самых высоких подмостков: «Выбранные места из жизни Гоголя – писателя и человека». Сценарий, режиссура, кастинг, костюмы – чьи бы вы думали? Да все того же человека из Южного округа, любящего русскую литературу. Невероятно, но факт.
Хотелось бы по именам назвать всех участников, кто своим мастерством оказался сродни Гоголю. Всех этих мальчишек и девчонок (более шестидесяти участников!), ставших – и, видно было, по-настоящему почувствовавших себя Оксанами, Вакулами, Башмачкиными, Хлестаковыми, Чичиковыми, – и в игре, и в танце. Но имена их пока не указывают в программках, и только чуется, что ожидает их не скудное будущее. С ними вместе после этого праздника мы обретаем надежду, что будущее России состоится.
Игорь ВИНОГРАДОВ,
доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы
им. Горького, член Союза писателей России
Комментарии