Некогда «Денискины рассказы» с уморительными приключениями ученика обыкновенной московской школы Дениса Кораблева покорили советского читателя своими курьезными историями. И дело не только в манной каше, опрокинутой из окна на шляпу случайного прохожего из рассказа «Все тайное становится явным». Дело даже не в радиоприемнике, чуть было не съеденном слоном Московского цирка, в котором действительно в ту пору играл клоун Карандаш. А дело в том, что эти рассказы смогли великолепно передать дух эпохи и жизнь обыкновенного советского пионера. И передать это простым языком, понятным каждому советскому гражданину.
И хотя «Денискины рассказы» и относятся к советской действительности шестидесятых годов прошлого столетия, образ пионера Кораблева смог впитать в себя массу архетипов ребенка. Пожалуй, эти рассказы можно было бы сопоставить с более ранним трудом Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», который тоже попадает в комичные и даже абсурдные жизненные ситуации. Да, Швейк – солдат, Денис – пионер, но сама подача, стиль повествования и происходящее с главными героями объединяют два этих литературных произведения, роднят их друг с другом.
Прошло время, и теперь тот, с кого Виктор Драгунский рисовал свои сюжеты, сам стал писателем. И даже совсем недавно выпустил книгу собственных дневниковых записей. «Фабрика прозы: записки наладчика» называется. Книга вышла в издательстве «АСТ», в Редакции Елены Шубиной и уж наверняка не имеет права быть незамеченной нынешней читающей аудиторией.
Что ж, давайте поговорим об этой книге. Чего там такого понаписано, что непременно должно нас с вами заинтересовать?
Сценарий книги прост, как «Пионерская правда», уж простит меня читатель за это сравнение, обросшее волосяным покровом бороды. Эпистолярный жанр не предлагает особого выбора в каталогизации содержания, поэтому имеются год и как бы дневниковые заметки, соответствующие году. Записи опубликованы с 2007‑го и заканчиваются 2021‑м. Вот вам, читатели, дата, месяц, год – и «Леонид Юзефович получил «Большую книгу». Он пишет прекрасным русским языком. У него начисто отсутствует эта чертова якобы «художественность», цветы изящных красивостей. Поэтому, читая, ты погружаешься в действие и мысль, а не путаешься в метафорах».
Допустим… Запись относится к 6 декабря 2016 года. Пока Юзефович получал премию, ваш покорный слуга сидел в антикафе, познавая все тайны «Имаджинариума» и местных сортов чая. Ха-ха.
А что происходило, скажем, 8 декабря 2019 года? Ну-ка перелистнем туда. И вычитаем:
«Ко мне обратилась женщина на улице:
– А вы случайно не знаете…
– Знаю! – перебил я, не дослушав.
– Точно? – удивилась она.
– Точно, точно, – успокоил я ее.
– Ну вот как хорошо! – обрадовалась она и пошла своей дорогой».
Восторг! Можно порыскать и по другим датам, под которыми обязательно обнаружатся и хороший юмор, и интересные факты, и философские размышления, и некоторые мыслишки относительно современных писателей и современного литпроцесса. Перед глазами вырисовывается компактно организованная энциклопедия жизни одного человека – Дениса Викторовича Драгунского. Уже не того мальчика с комическим прошлым, а мудрого писателя, созревшего до самостоятельного плавания по океану литературы. Ну и, безусловно, стиль и чувство языка – это все присутствует на страницах «Фабрики прозы…», отчего книга становится только ярче и интереснее.
«Хуже театра бывает только кино. А хуже кино – фильмы по телевизору. А хуже телевизора вообще ничего не бывает. Правда, некоторые говорят, что реальность еще хуже. Не знаю, не смотрел, пока вот YouTube выручает».
Ах, как сочно и несколько актуально!
Вообще эту книгу можно разбирать на цитаты. Что ни страница – то попадание в девятку ворот читательской любознательности. И как только Драгунский умудряется настолько точно и настолько же кратко формулировать свои мысли? Я приведу запись за 30 мая 2017 года: «Мы же прекрасно понимаем, что нельзя из любого ребенка воспитать чемпиона по бегу. Просто потому, что его строение тела, кости и мышцы не годятся для высоких спортивных достижений. Или для вот именно этих достижений – прирожденный борец-тяжеловес не станет прыгуном, хоть в высоту, хоть в длину.
Почему же мы думаем, что из любого ребенка можно воспитать доброго, честного и порядочного человека? О, педагогическая гордыня! А вдруг у некоторых людей строение их мозга не годится для высокой морали, ответственности, сострадания?
Кто знает? Генетика – продажная девка…»
Стоит заметить, что в современной литературе довольно популярны книги в формате эпистолярного жанра. Например, не так давно на прилавках книжных магазинов появился новый труд Евгения Водолазкина «Чагин». Исидор Чагин – сотрудник Санкт-Петербургской государственной библиотеки, обладающий феноменальной памятью. Первую часть своего романа Водолазкин посвящает дневнику этого самого Чагина, который страдает и переживает за свой дар. Ведь этим даром решил воспользоваться КГБ (сюжет разворачивается в шестидесятых годах прошлого столетия), применив возможности Исидора в качестве диктофона, который будет записывать в своей памяти болтовню сомнительных для советского режима лиц.
Также довольно популярен сборник автобиографической прозы Людмилы Улицкой «Мое настоящее имя. Истории с биографией» (см. «УГ» №5 от 31 января 2023 года. – Прим. ред.), в котором она предлагает читателям совершить путешествие по своей памяти. А дочь поэта-шестидесятника Роберта Рождественского, Екатерина Робертовна, в своей книге «Жили-были, ели-пили. Семейные истории» (см. «УГ» №26 от 28 июня 2022 года. – Прим. ред.) тоже предлагает окунуться в эпоху «оттепели», знакомя читателей с портретами ее культурной элиты. Правда, она зачем-то изменяет их имена, а также вносит слишком много кулинарных изысков на страницы своего детища, но «простим угрюмство, разве это сокрытый двигатель…» ее?
Лично мне книга Драгунского очень понравилась. Пришлось пополнить свою библиотеку, заказав ее на «Озоне». И я ни капли не пожалел об этом поступке!
Денис Драгунский. Фабрика прозы: записки наладчика. – М. : Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. – 506 с.
Комментарии