Сегодня образование начинается с дошкольных групп и может длиться столько, сколько пожелает сам образующийся.
Совершим небольшой экскурс в историю, чтобы разобраться в предпосылках становления дошкольного образования в России.В СССР детские ясли и сады открывались по всей стране: молодому советскому государству требовались миллионы рабочих рук, в том числе и женских. Основная функция яслей-садов того времени – уход и присмотр за детьми, пока их родители трудятся на благо Родины.Период с 1964 по 1985 год принято считать периодом застоя: глобальных изменений в дошкольном мире не происходило. Перемены начались в эпоху перестройки.Об образовании в детских садах, а тем более в яслях, речи не шло, хотя Министерством образования была разработана и активно внедрялась единая Программа обучения и воспитания в детском саду. Программа имела научный, гуманистический характер, вооружала ребенка прочными знаниями, систематизированными по «предметному» признаку. Формы организации воспитания и обучения в детском саду были построены по типу классического традиционного урока, пребывание ребенка в саду отличалось размеренностью и дисциплинированностью. Так школа «вошла» в дошкольный мир, пытаясь закрепить там свои позиции. «Школяризация», перевес в сторону обучения, депривация игровой деятельности – проблемы, которые, к сожалению, актуальны и по сей день.В 90-е годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней, обучение детей в школе начинается с 6-летнего возраста. В связи с этим возникает необходимость изменения принципов, содержания и модели образования: актуальной становится преемственность дошкольного и начального образования. В 90-х годах возникают учебно-воспитательные комплексы, главная цель которых – установление содержательной взаимосвязи между всеми ступенями образования.Преемственность должна была рассматриваться не только на уровне согласованности программ, она должна охватывать также цели, задачи, методы и средства организации воспитания и обучения. Готовность к школе не должна была рассматриваться как определенный объем полученных знаний и умений. Она должна базироваться на сформированности фундаментальных личностных качеств, служащих опорой успешности школьного обучения. УВК должны были решить данные проблемы через тесное взаимодействие воспитателей, учителей, педагогов-психологов, учителей-логопедов и родителей, через согласованность содержания образовательной среды. В то же время в связи с развитием инновационных процессов на смену типовой программе приходят вариативные, внедряются новые формы и методы воспитания и обучения. Однако образовательные услуги в дошкольных учреждениях предоставлялись без гарантии права ребенка на получение качественного дошкольного образования. Опасность заключалась в том, что многочисленные методики и программы часто создавались без понимания возрастной специфики ребенка дошкольного возраста, психологических особенностей его развития. Несмотря на активные инновационные процессы, в дошкольном воспитании сохранялось немало проблем: перевес в сторону обучения, дефицит игровой деятельности и как следствие ее примитивизация; предметно-игровое пространство детского сада отличалось стереотипностью.Решить данные проблемы должны были ФГТ – федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вышедшие в 2009 году. Требования должны были упорядочить поток вариативных парциальных программ, вывести дошкольные учреждения на новый уровень развития.ФГТ не смогли изменить стереотипный взгляд на дошкольное учреждение как сферу услуг. Только введение ФГОС ДО (2013 г.) позволило сделать дошкольное образование первым уровнем в системе непрерывного образования человека. Теперь многое зависит от педагогических коллективов, их готовности к этой деятельности, уровня подготовки. Личностно ориентированные идеи, заложенные в стандарте, не могут быть реализованы без актуализации значительного багажа знаний и гуманистических ценностей.Педагогам дошкольных групп необходимо знать психологические, физиологические особенности и потребности современных детей и на основе этого осуществлять построение индивидуальной траектории развития каждого ребенка.Важно также знать особенности становления и развития игровой деятельности, уметь правильно подбирать игровое оборудование для моделирования и создания предметно-игрового пространства. Моделируя и создавая предметно-игровое пространство, педагогам дошкольного образования необходимо уметь избавляться от стереотипов, уходить от жестко закрепленных зон и игровых уголков. Пространство дошкольных групп должно давать возможность детям организовывать игры в соответствии с их собственными замыслами, способствовать удовлетворению фантазий, развитию воображения.Настоящее время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые вмешиваются во все сферы жизни. Коснулись они и дошкольного детства, детской игры и игрушки. Приобретать первые компьютерные навыки дети должны с обязательным условием безопасности программ для эмоционального развития и психологического комфорта. Развитие информационно-компьютерной компетентности педагога дошкольных групп – важная задача высшего профессионального образования.Начиная с 2013 года происходит процесс создания образовательных комплексов, ключевыми идеями которого являются непрерывность образования и преемственность между его уровнями.Преимущество комплексов заключается в том, что дети занимаются по единой образовательной программе, имеют возможность получить образование у высококвалифицированных специалистов. Дети участвуют в общешкольных мероприятиях и не испытывают стресса при переходе с дошкольного уровня образования на школьный. За счет объединения происходит расширение средовых ресурсов. Сохранение традиций, готовность к инновациям, согласованность действий позволят сделать дошкольные группы пространством для индивидуализации и социализации детей, дадут им хороший старт уверенно двигаться вперед.
Комментарии