search
main
0

Год ребенка – год дошкольного образования. Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования

Великий педагог Владимир Александрович Сухомлинский так говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В Москве дошкольное образование всегда было в центре внимания правительства Москвы. Поэтому в столице удалось не только сохранить, но и развить систему государственного дошкольного образования. Сегодня в столице создано вариативное образовательное пространство с видовым разнообразием учреждений и использованием в них разных программ и технологий, как общеразвивающих, так и специализированных.

Информация к сведению

В настоящее время государственная система дошкольного образования Москвы включает 1864 дошкольных образовательных учреждения и 147 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Всего в столичных ДОУ воспитываются свыше 242 тыс. детей, что составляет 59% от количества детей в возрасте от 1 года до 7 лет.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации в 1995 году, позволило существенно расширить видовое разнообразие детских садов. Однако образовательные запросы жителей Москвы потребовали создания новых форм дошкольного образования. Поэтому были приняты распорядительные документы правительства Москвы, которые позволили открыть дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным национальным компонентом образования, прогимназии, группы кратковременного пребывания, а в 2006 г. – лекотеки, центры игровой поддержки.

В настоящее время идет подготовка нормативной базы для открытия: групп кратковременного пребывания «Домашний детский сад», которые будут располагаться на 1-х этажах строящихся жилых домов; групп для детей с аллергодерматозами (совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы); службы ранней помощи; гувернерской службы на базе дошкольных образовательных учреждений.

В развитии новых форм дошкольного образования прослеживаются следующие тенденции.

Если первоначально было открыто всего 60 групп кратковременного пребывания, то сейчас в детских садах Москвы их уже 670.

Из существующих 10 видов групп кратковременного пребывания наиболее популярны группы развития – 109 групп, адаптационные группы – 177, группы для детей с отклонениями в развитии – 87, группы «Играя, обучаюсь» – 51; сегодня увеличивается количество групп с 14-часовым режимом пребывания, сейчас их функционирует 320; возрастает количество групп с 24-часовым режимом пребывания, их работает 460; в детских садах работает 2106 групп, в которых воспитываются свыше 30 тысяч детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. К новому учебному году было открыто дополнительно 72 группы.

269 детских садов компенсирующего и 430 комбинированного видов для детей с разными видами нарушений в развитии и здоровье посещают 36 тысяч детей. Сформировалась, на наш взгляд, правильная тенденция увеличения количества детских садов комбинированного вида. Сочетание в них компенсирующих и общеразвивающих групп обеспечивает интеграцию детей с проблемами в здоровье и развитии в общество здоровых детей.

Ежегодно растет охват детей 5-6-летнего возраста дошкольным образованием. По состоянию на 1 сентября 2006 года он составляет 95,3%.

Вариативность дошкольного образовательного пространства заключается и в разнообразии образовательных программ, по которым воспитываются московские дети.

Педагогический процесс организуется на основе выбранной коллективом дошкольного учреждения образовательной программы. Педагогическая наука предлагает более 48 комплексных и парциальных программ воспитания и обучения дошкольников. Из числа комплексных программ наиболее востребованы: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Истоки», «Развитие», «Радуга», программа для детей раннего возраста «Первые шаги».

В Москве уже разработаны и внедрены в практику педагогические технологии и методические комплекты, которые обеспечивают качественное содержание новых форм образования. Например, формированию основ экологической культуры дошкольников способствуют программы «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Паутинка»; вопросы социально-нравственного воспитания, безопасного и комфортного самочувствия ребенка отражены в парциальных программах «Я – человек», «Дружные ребята»; всестороннее физическое развитие обеспечивают технологии «Расту здоровым» и «Плыви, малыш».

Особое внимание мы уделяем вопросам здоровья.

По данным Департамента здравоохранения, в детский сад приходит здоровым только каждый третий ребенок. Исследования состояния здоровья детей 5-летнего возраста, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, показали, что только 5% из них имеют 1 группу здоровья.

В работе с детьми ДОУ стали использоваться привлекательные для детей виды физкультурно-оздоровительной деятельности: элементы акробатики, ритмической гимнастики, спортивных игр, занятия на спортивных тренажерах, лыжи, плавание. В административных округах расширяется программа массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста, пропагандирующих ценности физической культуры и здорового образа жизни. Стали традиционными такие соревнования, как «Веселые старты», «Осенний марафон», «Праздник на воде», «Я готов учиться в школе» (в Восточном, Южном, Юго-Восточном и Северо-Восточном округах), «Гармония в движении» (в Центральном округе и Зеленограде).

Мы изучили опыт работы Словении по созданию спортивно-оздоровительных комплексов «Спорт и малышок». В 2007 году по предложению Департамента образования планируется сделать пристройку таких комплексов к зданиям 50 дошкольных образовательных учреждений. Это позволит значительно расширить базу для занятий детей физкультурой и спортом.

Детские сады продолжают работать по увеличению спортивных секций и кружков. На сегодняшний день в 952 занимаются 23 тысячи дошкольников.

В каждом округе на базе дошкольных учреждений для проведения профилактической и коррекционной работы созданы оздоровительные комплексы, оснащенные новейшим медицинским оборудованием, есть экспериментальные площадки по разработке и внедрению инновационных оздоровительных технологий.

Одновременно с развитием системы дошкольного образования в городе обострилась проблема нехватки мест в детских садах. Причинами сложившейся ситуации стали: рост рождаемости (за последние семь лет рождаемость в Москве возросла на 37%); резкое сокращение сети ведомственных детских садов, которая в 80-90-е годы в Москве составляла половину фонда дошкольного образования; временное перепрофилирование групповых помещений в детских садах под иные образовательные цели.

В последние годы очередность в дошкольные образовательные учреждения достигла 15,5 тысячи человек. Поэтому проблема с нехваткой мест в детских садах обострилась настолько, что коснулась многих московских семей. Поэтому по поручению Ю.М.Лужкова вопрос о развитии системы дошкольного образования был вынесен 6 декабря 2005 года на заседание правительства Москвы, создан Координационный совет по развитию дошкольного образования под руководством мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Утверждена Комплексная программа ликвидации очередности в государственные дошкольные образовательные учреждения, на реализацию которой правительством Москвы выделено 10 млрд. руб.

Качество организации дошкольного воспитания предполагает наличие соответствующей материально-технической базы.

По данным Городской службы лицензирования и аттестации, материально-техническая база дошкольных учреждений в целом удовлетворяет необходимым требованиям и позволяет реализовывать программы дошкольного образования.

Департамент образования при участии руководителей дошкольных образовательных учреждений подготовил технологическое задание на разработку специального проекта нового дошкольного образовательного учреждения для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет с учетом современных санитарно-гигиенических требований и достижений педагогической науки. Уже создан новый проект двенадцатигруппового дошкольного образовательного учреждения. Проект одобрен мэром и правительством Москвы. В следующем году по данному проекту планируется построить 10 детских садов. Необходимо отметить, что оснащение этих детских садов соответствует самому высокому уровню развития современных образовательных технологий.

В течение трех лет Департамент образования выпускает серию книг «Библиотека детского сада», которая широко используется в ознакомлении детей с художественной литературой. Во многих детских садах накоплен замечательный опыт работы детских библиотек.

Неоспоримо, что на формирование личности ребенка оказывает огромное влияние художественно-эстетическое воспитание. С целью поддержки развития талантов детей Департамент образования города Москвы в новом учебном году проводит фестиваль творчества детей дошкольного возраста «Карапуз» в рамках фестиваля «Юные таланты Московии», совместно с ассоциацией «Народные художественные промыслы России» мы создаем новый проект по разработке комплекта дидактических материалов. В результате реализации проекта в каждом детском саду появятся комплекты подлинных изделий народного декоративного творчества.

Москва уделяет большое внимание благоустройству территорий дошкольных образовательных учреждений. В рамках программы «Лучший дворик» проведена огромная работа, в результате которой территории детских садов стали настоящим украшением нашего города.

Мы видим свою задачу не только в оформлении эстетики участков, но и в создании условий для всех направлений развития ребенка. Поэтому на современном участке детского сада создаются безопасные спортивные площадки для занятий физкультурой и спортом, огороды – для экологического воспитания и наблюдений за природой, площадки – для ознакомления детей с правилами дорожного движения, игровые формы для разнообразных занятий. Образцом благоустройства территорий для наших детских садов в этом году стал детский сад №2394 Северного окружного управления образования.

Одна из главных задач дошкольного образования – повышение психолого-педагогической компетентности молодых родителей.

Далеко не все родители понимают возрастные особенности детей и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В связи с этим важной задачей стала разработка и реализация программы психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья – компетентные родители». В рамках этой программы в 2006-2007 учебном году будет создано 110 консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи.

В 2006 году впервые созданы городской и окружные советы родительской общественности по дошкольному образованию. Мы придаем большое значение деятельности этих общественных организаций как новым общественно-государственным формам управления дошкольными образовательными учреждениями.

В этом году в связи с вводом в эксплуатацию детских садов-новостроек и дополнительным открытием большого количества групп в дошкольных учреждениях может обостриться проблема с дефицитом педагогических кадров. Поэтому в новом учебном году дошкольным образовательным учреждениям необходимо тесно взаимодействовать с педагогическими вузами и колледжами для восполнения кадрового ресурса, повышения профессионального уровня педагогов.

Мы ставим задачу так: за 3 года организовать работу таким образом, чтобы все воспитатели дошкольных образовательных учреждений имели высшее педагогическое образование.

Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков объявил 2007 год – Годом ребенка. Дошкольное образование готово встретить Год ребенка и осуществить выполнение поставленных перед образованием задач на должном уровне. Мы уверены, что творческие способности и педагогический опыт работников дошкольного образования, преданных своей профессии, смогут сделать жизнь маленьких москвичей еще более счастливой и радостной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте