search
main
0

Год равных возможностей. Столичный стандарт – для всей России

Долгое время дети с ограниченными возможностями здоровья и развития имели возможность учиться только в специализированных учебных заведениях. В целом вроде бы у них всегда были права на получение образования, но воспользоваться этими правами они не могли в силу того, что система образования не располагала для этого необходимыми возможностями. Не было законодательной базы, на основании которой можно осуществлять обучение детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях. Этот пробел должен восполнить закон, предлагаемый Департаментом образования Москвы. По мнению депутатов Госдумы, этот документ станет модельным для регионов и, возможно, подтолкнет власти к принятию федерального закона. Что же предлагает столичный Департамент образования? Об этом рассказывает руководитель департамента Ольга ЛАРИОНОВА.

СтатфактЕсли раньше обучение детей-инвалидов в Москве в основном шло в специализированных учреждениях или на дому, то сейчас 49 процентов (более 9000) посещают общеобразовательные школы и лишь 35 процентов обучаются в специальных (коррекционных) учебных заведениях. Еще 5 процентов овладевают профессиями и специальностями в колледжах и вузах, а 11 процентов воспитываются в детских садах.

За последние годы законодательная и исполнительная власть Москвы сделали немало для создания адекватной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня более 50 тысяч таких детей обучаются и воспитываются в различных образовательных учреждениях города.

Существенно расширить круг социальных гарантий и услуг, предоставляемых москвичам с ограниченными возможностями здоровья, позволило принятие законов Москвы «О развитии образования», «Об общем образовании», «О начальном и среднем профессиональном образовании», «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры».

В последнее время активно внедряются новые формы получения образования, что способствует качественным изменениям системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает им условия для обучения в массовых школах. Для дошкольников открываются группы кратковременного пребывания, группы «Особый ребенок», службы ранней помощи и лекотеки, посещая которые и ребенок начиная с двухмесячного возраста, и семья получают квалифицированную психолого-педагогическую и социальную поддержку.

Совершенствуя формы обучения школьников, мы открываем «Школы здоровья», «Школы надомного обучения», центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи. У родителей появилась возможность выбора таких форм, как семейное образование и экстернат.

С созданием единой информационной среды все более востребовано обучение с использованием дистанционных технологий, что особенно актуально для детей, которые из-за специфики заболевания не в состоянии выходить из дома. Сегодня около 1,5 тысячи детей-инвалидов получают таким образом не только общее среднее, но и дополнительное образование. Да и границы общения с внешним миром для них значительно расширились.

В последнее время все больше родителей хотят обучать своих детей в общеобразовательных учреждениях. При этом речь идет о детях, имеющих явные физические, психические и другие нарушения. Сегодня в экспериментальном режиме такую работу ведут 54 образовательных учреждения Центрального, Южного, Северо-Восточного, Юго-Западного и Западного округов Москвы. В новом учебном году число участников эксперимента увеличится в два раза.

Практика показала, что эти формы обучения, коррекции и развития детей-инвалидов, способ их адаптации и реабилитации востребованы и оправдывают себя. Вместе с тем для закрепления и развития интегрированного образования, образования с использованием дистанционных технологий, семейного обучения на дому, а также урегулирования многих других вопросов необходима соответствующая законодательная база. Сегодня такого единого правового акта нет, хотя на федеральном уровне неоднократно предпринимались попытки принятия закона «О специальном образовании». К сожалению, закон не был принят. А имеющаяся нормативно-правовая база московского законодательства разрознена и не в полной мере отражает те новые тенденции и процессы, которые появились в последние годы в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках принятой правительством Москвы подпрограммы «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» Департамент образования совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти при участии депутатов Мосгордумы, общественных и научных организаций разработал проект закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». В нем объединены и законодательно закрепляются права и гарантии лиц с ОВЗ, а также порядок и условия реализации ими конституционного права на образование. Принятие закона позволит установить приоритеты в развитии образования лиц с ОВЗ, юридически и организационно обеспечить механизм получения ими образования и утвердить нормативные правовые акты, направленные на реализацию закона.

Законопроект состоит из преамбулы и 18 статей, объединенных в 4 главы. В качестве основной цели в преамбуле определено урегулирование отношений, связанных с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями.

Первая глава – «Общие положения» – помимо закрепления основных понятий, используемых в законе, таких как специальные условия обучения и воспитания, специальные образовательные программы, интегрированное обучение и обучение на дому, определяет сферу его действия и устанавливает государственные гарантии Москвы.

В сферу действия законопроекта включены не только дети-инвалиды, но и дети, имеющие постоянные или временные нарушения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания, а также граждане этой категории старше 18 лет, если они продолжают обучение. Закон распространяется на родителей детей с ОВЗ, педагогических и иных работников, органы государственной власти и образовательные учреждения, участвующие в образовании этих граждан.

По существующему сегодня федеральному законодательству дети с ОВЗ гарантировано могут получить образование только в специальных (коррекционных) учебных заведениях. Обучение же в общеобразовательных учреждениях регламентировано лишь письмами Министерства образования и науки РФ, поэтому не имеет общеобязательного характера.

В проекте закона Москвы мы предлагаем установить гарантированное право на получение образования в любом государственном образовательном учреждении и в любой форме. Но обязательным условием реализации этого права должны стать соответствующие медицинские рекомендации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

В качестве государственных гарантий предусмотрено создание специальных условий обучения или воспитания, физической реабилитации и социальной адаптации, включая организацию занятий физической культурой и спортом по адаптивным программам. Для этого необходимо законодательно закрепить несколько норм. Прежде всего к ним относятся нормы по закреплению за ребенком на период обучения сурдопереводчика или помощника и обеспечение при необходимости доставки ребенка-инвалида к месту обучения. Безусловно, эти гарантии распространяются на особо тяжелую категорию детей-инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими множественными нарушениями развития. При этом оказание образовательных услуг будет регламентировано как соответствующими социальными и медицинскими показаниями, так и формой получения образования.

В реабилитации и адаптации ребенка-инвалида важное место занимает согласованность действий всех участников процесса, включая педагогов, медицинских, социальных работников и родителей. И конечно, ведущее звено в этом процессе – семья. Именно поэтому отдельной статьей конкретизированы и закреплены права родителей и законных представителей. В соответствии с рекомендациями медицинского учреждения и психолого-медико-педагогической комиссии они смогут выбирать образовательное учреждение и форму образования ребенка.

Законопроект гарантирует родителям право участвовать в управлении учреждением, в разработке и реализации индивидуальных программ воспитания и обучения, что особенно важно для социализации и адаптации ребенка. Порядок введения в действие, сроки и размер нормы по возмещению затрат на самостоятельное обучение ребенка в семье будут определены соответствующим нормативно-правовым актом правительства Москвы.

Вторая глава законопроекта посвящена различным формам организации обучения – интегрированное обучение на дому, обучение в стационарном лечебном учреждении. При этом впервые предложены разные виды интегрированного обучения. Наряду с открытием специализированных классов, что предусмотрено и федеральным законодательством, определены условия для совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях соблюдения прав и свобод всех участников образовательного процесса, закрепленных частью 3 статьи 17 и частью 4 статьи 55 Конституции РФ, в законопроекте установлено оптимальное соотношение обучающихся той и другой категорий. При очной форме обучения число учеников с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 10 процентов от общего числа обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, а в классе или группе могут обучаться не более трех лиц с ограниченными возможностями здоровья определенной категории.

Не секрет, что довольно часто и не всегда обоснованно детям-инвалидам отказывают в приеме в то или иное учреждение. Закон должен закрепить особенности приема в образовательные учреждения лиц с ОВЗ, их перевода и отчисления, обучения на дому и в стационарном лечебном учреждении. Разрабатывая эти нормы, мы максимально старались учесть баланс прав и законных интересов всех категорий обучающихся.

В этой же главе определен порядок предоставления комплекса сопутствующих услуг, включающий обследование, подбор образовательного учреждения и оптимальной формы образования, выработку индивидуальных рекомендаций, с учетом того, что дети с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений постоянно нуждаются в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Предложен и порядок ее предоставления как в специализированном учреждении на основе договора, так и непосредственно в образовательном учреждении, если число детей, нуждающихся в помощи, превышает 6 человек.

Самостоятельно, без поддержки специалистов преодолевать трудности, возникающие при воспитании и обучении ребенка с ОВЗ, семья не может. В квалифицированной методической поддержке нуждаются и педагоги, работающие с этой категорией детей. Поэтому в законопроекте определен порядок оказания образовательными учреждениями психолого-педагогической поддержки семьям и информационно-методической поддержки работникам образовательных учреждений, в которых обучаются дети-инвалиды. Для этого будут разработаны формы договора на предоставление квалифицированной коррекции физических и психических нарушений и порядок оказания консультационной помощи педагогическим работникам и родителям.

Без создания финансового механизма полноценная реализация закона невозможна. Его основная роль – обеспечение прав лиц с проблемами здоровья на получение качественного образования и создание условий для его приоритетного развития. Таким образом, третья глава посвящена вопросам финансирования образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ней установлен порядок финансирования, предусматривающий расходы на создание специальных условий обучения и психолого-медико-педагогическую коррекцию недостатков в развитии, а также порядок материально-технического оснащения учреждений.

Глава 4 определяет ответственность за нарушение норм закона и порядок его вступления в силу. В предложенной редакции статья 18 проекта закона предполагает вступление в силу частей 2, 3 и 4 статьи 14 с 1 января 2010 года. При повторном согласовании законопроекта Департамент финансов Москвы внес предложение – в сложившейся экономической ситуации отложить рассмотрение законопроекта на более поздний срок. Однако, учитывая, с одной стороны, отсутствие нормативно-правовой базы на федеральном уровне, а с другой – сложившуюся на практике систему работы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и создание для этого соответствующих условий в Москве, Департамент образования предложил рассмотреть возможность поэтапного введения в действие этого закона. Тем более что некоторые из предлагаемых норм уже фактически действуют сегодня. Например, для доставки детей-инвалидов, обучающихся в специализированных учреждениях, используются приспособленные автобусы – за последние два года Департамент образования приобрел 115 таких автобусов. Действующие нормативно-правовые акты Москвы допускают и получение образования в семейной форме. При этом возмещение затрат на самостоятельное обучение ребенка производится уже по нормативам бюджетного финансирования, ежегодно утверждаемым правительством Москвы для учреждений системы образования. Поэтому введение в действие этих норм не потребует дополнительного финансирования.

На мой взгляд, принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» станет очередным шагом к социализации детей с ОВЗ и поможет им стать полноценными членами общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте