Юрий БАУСОВ, член Московской городской Общественной палаты по образованию, председатель Ассоциации АМИО, проректор МГППУ:
– Прежде всего необходимо отметить, что минувший год, прошедший под девизом «Год равных возможностей», выполнил свою миссию – привлек внимание общества, специалистов разного профиля к решению проблем людей с инвалидностью.
Сконцентрировав усилия и ресурсы на обеспечение равных возможностей в реальной жизни, власть города сделала ощутимый прорыв, который заметен по многим аспектам.
Значительно окрепло взаимодействие с общественным сектором, и оно качественно изменилось, придав больше веса самому движению инвалидов. Благодаря многолетней политике Правительства Москвы ранее уже сложились партнерские отношения с большинством департаментов социальной направленности – Год равных возможностей сделал их более тесными и эффективными, теперь есть возможность не просто реагировать на те или иные решения власти, но и на равных формировать такие решения. Практически со всеми департаментами социального профиля у общественного сектора есть комплекс программ, который отвечает их интересам, и при этом всегда можно найти понимание специалистов, если у той или иной организации возникают сложности, и можно совместно найти выход из конкретной ситуации.
Ассоциация молодежных инвалидных организаций (АМИО) также сотрудничает с разными департаментами, например, с Департаментом семейной и молодежной политики реализуются программы социализации и становления молодого человека. Невозможно решать проблемы молодых людей с инвалидностью, не опираясь на их обучение, чему серьезно уделяет внимание Департамент образования – в «Год равных возможностей» появился целый комплекс новых предложений, определяющий стратегию в данной проблематике. Комитет общественных связей города Москвы содействует социализации молодых людей с ограничением возможности здоровья, спонсируя программы включения в общественно значимые события, что снимает изолированность и отчужденность данной группы молодежи как среди сверстников, так и среди людей старшего поколения. Сотрудничество ассоциации с Департаментом социальной защиты населения города Москвы позволяет качественно обеспечить условия успешной интеграции молодых людей с ОВЗ, начиная с элементарной средо-бытовой реабилитации и заканчивая сопровождением в период обучения и в общественной деятельности. Департамент, координируя работу других ведомств, нивелирует недоработки одних, распространяет успешный опыт других, формирует тот общий благоприятный фон, который создает в городе равные условия для людей с инвалидностью.
К сожалению, при общей атмосфере подъема в работе социального комплекса Правительства Москвы надо отметить, что межведомственная рассогласованность все-таки остается одной из слабо решаемых проблем, а это нередко снижает эффективность усилий многих людей и организаций.
Анализируя План мероприятий на 2010 год, предложенный нам для обсуждения, остановлюсь на комплексе вопросов образования прежде всего с позиции представителя общественного движения.
Образование в области решения проблем инвалидности имеет 4 основных направления:
I. Обучение молодых людей с ограничением возможности здоровья какой-либо из выбранных ими профессии.
II. Обучение специалистов различных ведомств, в том числе и тех, кто по роду своей работы непосредственно не имеет прямого отношения к решению задач интеграции людей с инвалидностью.
III. Образование как формирование кадрового потенциала из числа представителей общественного сектора. Обучение одних людей, которым не хватает знаний и опыта при работе в общественных организациях, что снижает эффективность их работы, и обучение других, которые уже сформировались как хорошего уровня эксперты в определенной сфере работы, но им может не хватать знаний общественной деятельности или иных специальных навыков.
IV. Образование как система информированности всего общества о проблемах инвалидности, наиболее успешных результатах в этой сфере и ее профилактике.
Не буду подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку сегодня Департаментом образования уже сосредоточены серьезные ресурсы и есть комплексный подход к решению задач. Кроме того, мы обсуждаем не образование в полном объеме, затрагивающее решение проблем инвалидов, которое требует отдельного обстоятельного разговора по своей значимости и сложности, а спектр проблем, обозначенных в Плане мероприятий.
Говоря об обучении и о первом аспекте – обучении студентов с ОВЗ в средних специальных и высших учебных заведениях, – отмечу, что здесь разброс проблем очень неоднороден. Есть большой и качественный опыт специального среднего образования, но внедрение инклюзивного (интегративного) обучения как системы только начинается, и ее становление взывает много вопросов. В области высшего профессионального образования инклюзивное обучение также только формируется, и разрозненный опыт, порой весьма интересный, доступен лишь незначительному числу как студентов, так и профессионалов, которым его не хватает.
На выходе закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», но и он, отвечая на многие актуальные вопросы, не в силах удовлетворить тому многообразию жизненных ситуаций, которые сегодня бывают весьма болезненны.
С образованием переплетаются вопросы трудоустройства выпускников с ОВЗ, организации прохождения практики и обеспечения поддержки вплоть до их сопровождения как в период обучения, так и в первые годы работы. Что в свою очередь остро ставит проблему развития добровольчества и персонального ассистентства.
Отдельный вопрос – проблема обучения и подготовки специалистов разных областей, но он главным образом остается в ведении департаментов.
Считаю необходимым особо сказать об образовании самого общественного сектора, который и ныне остается на периферии решения задач проблем инвалидов. При этом отмечу, что речь идет о подготовке представителей общественного движения разного уровня.
Начальный уровень образования – обучение тех же родителей (близких людей) ребенка-инвалида (взрослого человека с инвалидностью), кто должен получить элементарные навыки ухода и обращения со своим близким, чтобы облегчить жизнь ребенку и родителю либо взрослому человеку с инвалидностью. В большинстве случаев вполне достаточно простого образовательного курса для решения проблем повседневной средо-бытовой реабилитации в конкретной семье.
Вторая ступень – обучение общественников, проявивших способности людей, в трудной жизненной ситуации, либо тех, кто рядом с ними, или тех, кто им помогает (и уже владеет азами такой помощи) и способен, и хочет это делать не для одной семьи, а как минимум для нескольких.
В число этой группы подпадают и люди с инвалидностью, и их близкие, и добровольцы, способные сопереживать и оказывать конкретную помощь. Это группа разновозрастная (от подростков до вполне зрелого возраста). Собственно, они и формируют класс общественников.
Их инициатива, их потенциал, их стремление помочь другим при привлечении ресурсов государства, частных инвесторов, бизнес-сообщества и формируют сегодняшнее общественное движение в направлении решения проблем инвалидов, а наиболее передовые представители общественного движения, собственно говоря, формируют становление гражданского общества.
Необходимо говорить об обучении наиболее опытных и способных представителей общественного движения – экспертов, которых можно разделить на 2 направления: одни сосредоточиваются на развитии самого общественного движения, вторые – квалифицированные специалисты по конкретным направлениям решения проблем инвалидности. Зная проблемы изнутри, имея уникальный опыт работы, они порой могут дать 100 очков вперед официально призванным властью чиновникам, разрешать обозначенные задачи в области проблем инвалидов. Однако порой им надо помочь получить некоторый общий образовательный курс, что повысит их уровень в целом и тем самым укрепит их профессиональную состоятельность. Таких специалистов относительно немного, поэтому использовать их потенциал, как традиционно принято привлекать представителей общественного движения (нерегулярно, лишь когда у власти возникает конкретная ситуация), неэффективно и неразумно.
Неэффективно с экономической точки зрения из-за невозможности выстроить последовательный, непрерывный процесс решения задачи, когда потери возникают от вынужденного возобновления прерванного этапа, что влечет дополнительные траты, снижение темпа, потери инновационности, поскольку в большинстве эти специалисты используют нетривиальные методы, достигая успехов в своей работе, экономя ресурсы и средства.
Неразумно – поскольку, видя собственную невостребованность, специалист в лучшем случае уходит в иную область деятельности либо из-за неверия в возможность переменить ситуацию перестает вовсе развиваться и отстраняется от активной работы.
В наших условиях дефицита подготовленных кадров, при наличии огромного поля нерешенных задач и крайне низком использовании инновационных технологий слабое привлечение имеющегося потенциала таких специалистов – значительный просчет.
Власть тратит огромные деньги, чтобы обучить хотя бы среднего уровня профессионалов из молодых людей традиционным способом. Если учесть, что далеко не все выпускники приходят на работу по выбранной профессии, а те, кто приходит, должны не один год набираться опыта и мастерства, то становится более понятно, что мы упускаем от небрежного отношения к имеющимся человеческим ресурсам.
Аналогичное отношение должно распространяться и на специалистов, проявляющих высокие способности в развитии общественного движения.
Сегодня не стимулируют высококвалифицированных экспертов – нет практики регулярно приглашать их на значительные серьезные должности по их профессиональной пригодности (по конкурсу), материальное вознаграждение их труда несравнимо с оплатой чиновников, которые порой на голову ниже их профессионального уровня.
Нет и стимулов, не связанных с профессиональным продвижением, создающим для них более благоприятные условия для реализации своего потенциала, – не предполагается улучшение их жилищных условий, в отличие от подобных примеров, используемых для молодых специалистов, военных, чиновников, нет практики регулярного и публичного, совместно с иными достойными людьми, награждения государственными наградами.
Если мы эту стратегию для себя не обозначим, то будем существенно терять в продвижении решения проблем инвалидов.
Если говорить о четвертой области образования как системе информированности всего общества, о проблемах инвалидности, то и здесь вполне можно и нужно использовать ресурсы общественного движения инвалидов, когда наиболее перспективные представители могут при некоторой подготовке участвовать в этом процессе.
В ушедшем году во многие программы приглашали представителей общественных объединений инвалидов, отдельных людей с инвалидностью. Был взят курс на выявление успешных примеров работы общественного сектора и в других сферах решения проблем инвалидов. Но до сих пор нет практики массового привлечения в СМИ в качестве корреспондентов, ведущих программ, представителей из числа самих людей с инвалидностью хотя бы в сфере программ, которые работают в этой проблематике. Более чем уверен, что есть достойные люди, способные вполне успешно посостязаться на конкурсной основе на этой ниве. Здесь также вполне уместно как развернуть программы обучения молодежи с ОВЗ, так и предложить курсы переподготовки для взрослых людей с инвалидностью.
Вывод – надо создать систему образования общественного сектора, которая, прежде всего содействуя массовому обучению представителей общественного движения, пришедших изменить ситуацию к лучшему в относительно короткие сроки, и небольшие инвестиции, позволит поднять общий их уровень, что облегчит и ускорит решение всего комплекса проблем в данной области. Это облегчит нагрузку и департаментам, поскольку гораздо легче и эффективнее достигается результат, когда партнерские организации в большинстве способны грамотно сотрудничать. Кроме того, будет стимулировать инициативу представителей общественности, начиная с новичков и заканчивая состоявшимися экспертами, которые будут заинтересованы в росте, видя перспективу выхода на самый высокий уровень профессиональной лестницы.
Сегодня в Москве есть все условия для создания подобной системы массового образования общественного сектора, подготовки кадров из состоявшихся специалистов – это средние специальные и высшие учебные заведения, система ресурсных центров города, прежде всего Департамента образования. Могу об этом уверенно говорить, поскольку знаю, как уже несколько лет в Московском городском психолого-педагогическом университете ведется программа инклюзивного обучения.
Есть также успешный опыт в этом направлении и у Департамента социальной защиты населения Москвы, и у Комитета общественных связей, которые проводят образовательные курсы для представителей общественных объединений инвалидов.
В предложенном Плане мероприятий на 2010 год по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы есть статьи и ресурсы образования в области решения проблем инвалидности, только они разобщены как между собой по направлениям, так и по межведомственным задачам.
Поэтому имеет смысл при исполнении планов по этим мероприятиям в течение текущего года отработать целостный подход по этому направлению, скоординировать межведомственные задачи в сфере кадровой подготовки и сформировать комплексную программу по созданию общей системы обучения для следующей трехгодичной городской целевой комплексной программы.
Комментарии