search
main
0

Гнутся, но не ломаются. Как педагоги изучали технику жесткой дискуссии

В сентябре в рамках программы работы московского городского клуба «Дети – театр – образование» на площадке московской средней школы №875 состоялся экспериментальный тренинг «Техника жесткой дискуссии».

875-я школа славится своим гостеприимством и огромной экспериментальной работой в образовательной области «Искусство». Здесь внедрялись и внедряются образовательные технологии, разработанные сотрудниками НИИ художественного образования РАО Л.Г.Савенковой, А.П.Ершовой и другими. Здесь проходят городские курсы повышения квалификации, связанные с инновациями в области педагогики искусства, и многие необычные по форме и содержанию мероприятия кафедры эстетического образования и культурологии МИОО.Необычность данной программы заключалась в том, что тренинг для взрослых и опытных учителей проводили юные студенты. В проекте соединились сразу две идеи. Первая заключалась в том, что нужно увидеть и услышать на встречах клуба молодых. Вторая идея – театральные педагоги, да и все педагоги образовательной области «Искусство» слишком эмоциональны, слишком ранимы, а потому плохо умеют отстаивать свои позиции в общеобразовательной школе.Тренинг «Техника жесткой дискуссии» предложили разработать и провести участники неформальной молодежной театрально-педагогической организации «Школа Лиса». Сам Лис, Лобанов Игорь Витальевич, – человек с несколькими образованиями, среди них техническое, педагогическое и театроведческое. Именно он, разумеется, был основным разработчиком концепции, построенной на теориях и техниках М.Бахтина, К.Станиславского, Э.Берна, Г.Щедровицкого.Юные лисовцы были не только исполнителями. Все они люди незаурядные, активные и думающие. Им по-настоящему интересно разбираться в процессах творчества и образования. В прошлом году они участвовали в занятиях клуба и даже работали в качестве волонтеров на фестивале детской театральной педагогики «Пролог-Весна». Кристина Бедненко, студентка 5-го курса факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Московского государственного открытого университета, сыграла в трех спектаклях Школы Лиса, темы ее научных исследований – герменевтика, метафора. Маргарита Бедрицкая – студентка 2-го курса факультета систем и связей Московского государственного технического университета связи и информатики. Дмитрий Гольчевский учится на 5-м курсе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), на факультете психологии образования, сыграл в семи спектаклях, пробует себя как писатель, тема научной работы – «Смысловой синтез теории возрастного развития Э.Эриксона и теории Э.Берна «Я-концепция». Анна Шолохова, также студентка 2-го курса МГППУ, факультета социальной психологии, сыграла в четырех спектаклях, тема ее исследования – структура социальной коммуникации. Капустина Екатерина, третьекурсница педагогического колледжа, сыграла в одном спектакле, тема исследования – игротехника. Дубков Дмитрий, студент 3-го курса политехнического колледжа №19, IT-менеджер, в Школе Лиса новичок. Вот такие интересные ребята.Что же получилось в итоге и как откликнулись на встречу ее участники?Елена Овечкина, учитель математики, педагог дополнительного образования центра образования №1486: «Ехала на тренинг в ожидании нового опыта. Результат не разочаровал, но оставил чувство неудовлетворенности. На вопрос, захочу ли принять участие еще в одном тренинге, не кривя душой ответила согласием. Хотелось бы попробовать еще. Как опыт «жесткого диалога» для меня прозвучало итоговое общение в группе игротехников. Руководитель в ходе работы довольно жестко обращается с ребятами, а те довольно хорошо держат удар. Правда, иногда «гнутся», но совершенно точно не ломаются. В итоге осталось ощущение недоделанного и недопонятого».Ольга Новикова, педагог-психолог центра образования №686 «Класс-Центр»: «Каждый когда-нибудь попадал в ситуацию неприятного разговора, когда некто пытается «нажать» на вас, «довести», «заткнуть» или «построить». И часто после такого мы выходили с потерями эмоциональными, личностными, да и физическими тоже: головная боль, бессонница и этот бесконечный внутренний диалог с оппонентом до окончательной победы над самим собой… Мы пользуемся привычным арсеналом средств, отточенных годами общения. Но, увы, иногда и они нас подводят. А можно ли расширить свой обычный репертуар?Руководство школы рекомендовало мне семинар для театральных педагогов, работающих с детьми. Я честно накануне прочитала все высланные материалы. На первый взгляд они были не бесспорны. Но здоровое человеческое любопытство победило: чему можно научиться за 4-5 часов? Тренинг дело близкое и родное. Театральная педагогика тоже. На самом деле я попала на тренинг общения. Первая часть – теоретическая (мне, как психологу, было привычно разбираться в структуре и схемах). Вторая часть – практическая. Как известно, практика есть критерий истины. Наши попытки выстроить грамотный, по структуре жесткий диалог не всегда были успешными. Важно, что была возможность обсудить все разыгранные диалоги и внести коррективы. Очень порадовали доброжелательная атмосфера и открытая свободная форма общения. Приятно, что на тренинге учились все: и участники, и игротехники. Ведь если тренер пришел только учить, мы получаем дрессуру. Важно совместное проживание момента, со-действие и со-творчество. Именно это и состоялось».Р.S.  Электронный адрес московского городского клуба «Дети – театр – образование»: dety-teatr@mail.ru​Александра НИКИТИНА, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте