С членом программного комитета конференции «Информационные технологии в образовании», многолетним ведущим секции «Естественно-математические предметы» Сергеем ХРИСТОЧЕВСКИМ, в «миру» кандидатом физико-математических наук, заведующим лабораторией «Проблемы информатизации образования» Института проблем информатики РАО, мы беседовали перед самым закрытием ИТО-2005. Однако тенденции развития конференции, о которых размышлял Сергей Александрович, остаются актуальными и сегодня, в преддверии ИТО-2006.
– Конференции «Информационные технологии в образовании» 15 лет. В каком направлении она развивается сейчас?
– Развитие пошло по более ровному пути. Сегодня в нашей программе есть «круглые столы», семинары, презентации, пленарные доклады, просто выступления всех участников, мини-«круглые столы», мастерские. Что еще добавить? По-моему, практически все задействовано.
Участников стало меньше. Во многом это следствие взросления конференции. Вот, например, Ростовская региональная конференция прошла раньше московской на целый месяц. На ней было 800 человек, и в какой-то мере она оттянула потенциальных участников от Москвы. Но это хорошо! Люди сэкономили время и деньги.
С другой стороны, сокращение количества посетителей и участников, возможно, связано с тем, что мы стали лучше жить. В частности, чуть лучше стали финансироваться образование и наука. Люди стали участвовать во многих конференциях.
Наше преимущество – ИТО можно посетить, не платя ни копейки. Вот если вы хотите опубликоваться, тогда вы платите оргвзнос, покрываете расходы. Но участие абсолютно бесплатное.
Мы переходим в рабочее русло. Нам не нужно, чтобы на пленарном докладе присутствовали 500 человек, нам нужно, чтобы было 50, но только те, кому нужен этот доклад. Идет не ажиотажная, а целенаправленная работа. Сегодня конференция «Информационные технологии в образовании» – своего рода общественный мониторинг того, что происходит в сфере информатизации образования.
Каждый год мы отслеживаем, сколько людей на какой секции побывало, в какую сторону конференция движется. Решаем, какие секции надо закрыть, каких не хватает. Например, мы поняли, что, наверное, назрела необходимость опять ввести в программу секцию «Общие вопросы информатизации образования». Когда-то на этой секции мы проговаривали концептуальные вопросы. Сейчас все концепции утверждены. Но общие вопросы остались. Есть хорошая идея, методика. Как ее внедрять в школу? С чего начинать? Этого нам не хватает – практических методических рекомендаций.
Но есть секции, которые мы, независимо от количества докладов, обязательно оставим. Например, «ИКТ для людей с особыми потребностями в образовании». Потому что это очень важная тема. Ее, наоборот, надо инициировать. Нужно напоминать государству, что необходимы финансовые вливания в эту сферу. Это наиболее эффективное использование ИКТ. Для людей с ограниченными возможностями здоровья, особенно тех, кто прикован к постели, компьютер – это окно в жизнь…
– Я заметила, что мало докладов по средней школе. Раньше их было больше, по-моему.
– Изначально мы ориентировались на среднюю школу. В любом вузе тогда был свой вычислительный центр, специалисты по компьютерам. В школах этого не было. Поэтому, когда началась информатизация образования, нужны были кадры и центры. Таких конференций, как ИТО, было мало. Вузы могли вариться в собственном соку, ориентироваться на собственные квалифицированные кадры и только иногда выдавать результаты для общего обозрения, к тому же у них были свои конференции.
Но потом школьные учителя начали общаться сначала с педуниверситетами, потом с другими вузами. Для них, мне кажется, это плодотворное сотрудничество.
Среднее образование с конференции не уходит. Просто началась кропотливая постоянная работа. Ведь если взять начало информатизации, я напомню, какие огромные аудитории собирались на ВДНХ, когда было решено ввести такой курс в школе. А сейчас открылось очень много региональных центров, где педагоги могут учиться информационным технологиям, уже нет необходимости ехать в Москву за источником знаний, опыта.
– В конференции участвуют докладчики из ближнего зарубежья. Это продуманная политика или случайность?
– Мы все время их приглашаем, и не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья. Более того, институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании играет активную роль в программе конференции, вплоть до того, что мы проводим на его площадке выездные мероприятия – международный «круглый стол», на который собрались представители Италии, Дании, Германии, Литвы, международный семинар по русскому языку… Мы не должны забывать соотечественников. Кстати, Литва недавно прислала целую делегацию, чтобы изучить наш опыт, наши методики.
Комментарии