Заявленная Министерством образования тема “Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентации” звучит слишком общо, чтобы можно было заранее предположить, какие взрослые и детские проблемы будут в эти два дня звучать особенно остро. Так или иначе впервые за десять последних лет их будут обсуждать не только работники образования. Не только учителя, ученые и министерские чиновники, не только представители различных официальных и неофициальных общественных организаций, но и самые обычные родители, представляющие несколько десятков регионов России. Наверное, собрать такой форум было непросто. Теперь нужно приложить все усилия, чтобы он не превратился в очередной пустопорожний разговор “на высшем уровне”.
А для этого, к сожалению, есть основания. Дело в том, что Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденная министерством прошлой осенью, при всей своей внешней солидности умудряется описывать важнейшие проблемы детства как-то вскользь, задевая одни верхушки. Понятно, что официальный документ может не блистать изяществом стиля. Беда не в этом. Колоссальные, если не сказать катастрофические, общественные перемены, которые не могли не отразиться на процессе формирования детского (да и взрослого) сознания, приняты программой как некая сложившаяся историческая данность. Из этой данности нынешним воспитателям и предлагается исходить в своих действиях.
В той же программе, кстати, есть слова о “создании современных динамических методов воспитательной работы”. Но они рискуют остаться невоплощенными или формально “принятыми к сведению”, если общество прежде не попытается провести хотя бы минимальный анализ перемен, происходящих в стране.
К примеру, на собрании наверняка будут в очередной раз обсуждать проблемы профилактики подростковой преступности и общего роста насилия. Хотя кто сегодня рискнет убедить ребенка, к примеру, в том, что воровать или убивать людей – это плохо. Опасно, страшно, чревато наказанием – другое дело. А плохо… “Было бы плохо, столько раз по ящику бы не крутили”, – наверняка скажет кто-то. Наш мир, так хвалящийся своей цивилизованностью, деградировал в этом отношении не только по сравнению с прошлым, но и с позапозапрошлым веком, где зрелищу публичной казни предшествовало хотя бы публичное оглашение приговора суда. Сегодняшнюю вечернюю телепрограмму можно сравнить только с Колизеем времен расцвета Римской империи, с той разницей, что гладиаторские бои теперь доставляют на дом.
А задумываются ли родители над проблемами так называемого “сексуального просвещения”? Над программами, которые учат “заниматься любовью” правильно, то есть ни слова не говоря о любви? Над текстами, подробно рассказывающими, “откуда берутся дети”, и упрямо молчащими в ответ на вопрос: “Зачем иметь детей?”. Да что там учебники, можем ли мы сами, мы, взрослые, ответить детям на этот вопрос?
Будут ли в министерстве говорить о вновь поднимаемом на щит “патриотическом воспитании”? Общими словами о любви к славному прошлому или к родной природе, о почитании законов и традиций, об уважении братских народов друг к другу больше не спасешься. Потому что любой пятиклассник каждый день видит по телевизору, как “братские народы”, поделив свое прошлое и наплевав на закон, почем зря убивают друг друга на фоне природы столь же родной, сколь и равнодушной.
Дойдут ли и вправду руки до заявленного спора о ценностях? О том, что лежит в основе всякого воспитания, всякого общества. Демократические, коммунистические, религиозные, какие угодно – они определяют пространство человеческой жизни, задают ему ориентиры, к которым нужно двигаться, удерживают от поступков, которые общество считает дурными, учат ценить святыни. Святыни общества… Увы, но это словосочетание звучит надуманно. Свобода купить в ларьке шоколадку? Равенство обменять валюту по курсу? Братство честно разделить деньги за сданную посуду? В Бога верят далеко не все. А есть ли что-нибудь, что сегодня безоговорочно согласится уважать каждый? Разве что личный успех.
Чувствуем ли мы время, в котором живем? Понимаем ли, что требования этого времени сегодня совершенно новые, не похожие не только на старые кумачовые лозунги, но и на броские рекламные плакаты девяностых. Десять лет бесконечных “реформ”, смело оттолкнувших веслом советский берег, не только разрушили построенное в прошлом, но и утопили в грязи настоящее. Кажется, стремясь к абсолютной свободе, мы и впрямь обрели ее. Только не там, где ожидали.
В политическом и экономическом смысле мы сегодня во много раз зависимее своих родителей. Нам не дает покоя буквально все, начиная с февральского отключения тепла по капризу местных властей и заканчивая колебаниями мирового валютного рынка. Но духовно большинство из нас абсолютно свободно. Жаль, что это свобода ничем не заполненного пространства. Разумеется, у каждого из нас, взрослых, остались какие-то крохи старых личных идеалов, но как мы сможем передать их детям, если наши слова не убеждают даже близких друзей?
Вообще замечают ли современные воспитатели, что дети сегодня не только не слушаются взрослых, но и не слышат их. И немудрено. Ведь слово, живая русская речь постепенно превращается из средства общения в инструмент манипуляции сознанием. Такого количества лжи, как сейчас, на русском языке еще никогда не говорилось. Произвольная игра смыслами слов, начатая прежним аппаратом государственной пропаганды, в последние десять лет пронизала все слои общества. В итоге слова, в принципе, перестали что-нибудь значить. Они стали пустыми. Соответственно всякий поучающий или разъясняющий пусть даже самые правильные вещи человек воспринимается детьми как пустое место. И это не просто один из филологических или философских парадоксов конца тысячелетия, а серьезнейшая проблема, требующая пересмотра всего учебно-воспитательного процесса. Ведь дело дошло до того, что некоторые школьники уже не воспринимают всерьез доказательства геометрических теорем и отказываются верить в существование атомов.
Впрочем, обсуждать все эти проблемы нужно еще не один год. Для начала стоит хотя бы нам задуматься над ними. Нам, взрослым, без лишней сентиментальности поглядеть в это разбитое временем зеркало общественной нравственности. Попытаться сложить из осколков хоть что-то мало-мальски цельное. Или собраться с духом и повесить на стену новое. Но, во всяком случае, сделать все до того, как очередное поколение встанет один на один со своим раздробленным и кривым отражением и какой-нибудь “доброхот” ехидно шепнет ему на ухо эпиграф из гоголевского “Ревизора”.
Иван ЛОПАТИН
Комментарии