search
main
0

Глядя в распахнутые глаза

С каждым днем все интереснее и интереснее

«Он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена…» – вот так спустя годы после окончания лицея выразил свое восхищение лицейским наставником Александром Петровичем Куницыным молодой Пушкин. В этих строках гимн педагогу. Их немало – поэтических и прозаических, идущих от всего сердца, воспевающих педагога, который делает самое важное, на мой взгляд, дело на Земле – вводит воспитанников в жизнь. Поэтому каждый день жизни воспитателя наполнен особенной неповторимостью при кажущейся повторяемости…

 

Как вчера помню свой первый день, когда перешагнула порог своей группы. Здесь меня встретила забавная и шумная толпа маленьких людей. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них и думала: «Смогу ли воспитать их добрыми, благородными и мудрыми? Как мне не допустить ошибки в воспитании? С чего начать?» Вспоминала слова великого мыслителя Р.Фахреддина: «Исправить ошибки, допущенные в детстве, не хватит и целой жизни…» Глядя в распахнутые глаза детей, поняла, что нужна им, что я для них целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия или Интернет, где можно найти ответы на все вопросы, что должна поддержать их любопытство.

Пошли чередой рабочие будни. Каждый день был полон новых впечатлений и открытий. Я привыкала к детям, а они присматривались ко мне. Некоторые уже подходили с вопросами, другие ждали одобрения. Но, к сожалению, я вскоре начала понимать, что мои занятия схожи друг с другом. Стала замечать, что кто-то из ребят начинает зевать посреди занятия. Значит, им неинтересно? Но почему? Ведь я стараюсь найти для них что-то интересное, занимательное, много времени затрачиваю на подготовку к занятию. Почему не получается?

В целях самообразования начала читать методическую литературу, посещала курсы. И ответ нашелся сам собой. В силу своей неопытности я опасалась давать детям задания для самостоятельной работы, считала, что они еще маленькие и не справятся, не давала им действовать, пыталась преподнести материал в готовом виде, боялась не успеть выполнить то, что запланировала. А этого делать не стоило.

Как сделать обучение интересным для воспитанника? Ребенка как представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я начинала понимать, что с самых первых минут надо включать детей в деятельность, создавать ситуации, когда ребенок сам добывает знания, а не получает их в готовом виде, когда он анализирует, обобщает, корректирует, договаривается с собеседниками при работе в паре и в группе, учится слышать и слушать, соглашаться и отстаивать свою точку зрения.

Передо мной встала задача развить личность ребенка, его познавательные и творческие способности. Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «педагог – родители – дети», – это проектно-исследовательская деятельность. Проекты как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлены на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира, способствует развитию ключевых компетенций воспитанников.

Проектная деятельность очень нравится моим ребятам, а мне нравится руководить этой работой. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Накапливая опыт, мои воспитанники становятся авторами исследовательских, творческих, игровых проектов. Результатом такой работы становится участие ребят в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивале «Маленький Леонардо», где они занимают призовые места.

Я ликовала! Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что активное использование проектной технологии позволяет мне лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь взрослым я подбираю практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут вместе с детьми экспериментировать, реализовывать проекты.

Я поняла, что воспитатель должен быть человеком, не только обладающим научными знаниями, но и сочетающим в себе черты и психолога, и друга, и наставника. А главная цель – принять ребенка таким, какой он есть, заметить даже самые крошечные его задатки, которые с рождения заложены в каждом малыше. В умении разглядеть способности, создать условия для их развития и состоит талант педагога.

Не раз я сталкивалась с ситуацией, когда стоит лишь немного похвалить ребенка, и у него вырастают крылья, понемногу начинает все получаться, с каждым днем учиться становится интереснее, само по себе появляется желание узнавать новое, ребенок учится учиться. А это одно из требований ФГОС. Это поиск новых методов, приемов, подходов для достижения планируемых результатов. Процесс обучения становится еще более интересным, увлекательным, неповторимым. Страх перед ошибкой не должен быть попутчиком по дороге знаний, не должен подавлять инициативу, интерес, желание учиться, радость жизни ребенка. Ошибаясь, ребенок учится.

И все-таки нельзя не задать себе главный вопрос: «А для чего я все это делаю? Какова моя конечная цель?» Я очень хочу помочь моим малышам подготовиться к важному событию в их жизни – поступлению в школу, чтобы они были физически здоровыми, горели желанием получить новые знания, научились общаться со взрослыми и сверстниками, умели решать посильные их возрасту задачи… А самое главное, чтобы их воспоминания о времени, проведенном в детском саду, были светлыми, добрыми, по-детски радостными!

У нас получилось все! Мои выпускники – моя гордость! Удачи вам, родные мои!

Марина ЧЕРНОВА, воспитатель школы №2100

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте