Позапрошлой весной на экраны страны вышла картина «Я – учитель» Сергея Мокрицкого. Споры не утихали некоторое время, интерес действительно был велик. Картина показала особое отношение к событиям военного времени, к поступкам героев.
Помимо этого, после просмотра было много вопросов, над одним из которых мы с коллегами, оставшись побеседовать, задумались. Почему главный герой фильма, столько раз имея возможность застрелить главного злодея-фашиста, сдерживал себя? И только в финале картины отчаяние его стало столь велико, что ничто не могло остановить учителя. Умирая, он делает свой выбор. Для себя мы нашли ответ на этот вопрос: пережить потерю духовного идеала (поэзию А.Пушкина) герой смог. Пережить потерю своего человеческого достоинства во время публичного унижения он тоже смог. Даже нашел в себе силы смириться с потерей любимой женщины, которую угнали в лагерь. Но то, что у него отняли ученика, – вот это стало невозможным. «Я – учитель» – в этих словах героя фильма осознание смысла жизни. Глубинный этот смысл кроется в великой мудрости: само существование учителя бессмысленно, если нет того, кто впитает знания, а именно – ученика. Я не знаю ни одной такой профессии, которая заключала бы в себе столь высокую цель, так сильно была бы связана с самим смыслом человеческой жизни – с продолжением себя в других. И, казалось бы, это так очевидно, что не требует доказательств. Но это бывает так, только если профессию осознавать как часть себя. Почему случается и по-другому? Где описать функциональные обязанности учителя настолько полно, чтобы отразить движение души? Возможно ли это в принципе? Не просто часто, а регулярно в профессиональном сообществе сейчас обсуждается вопрос о новой роли учителя, классного руководителя. И вроде бы всем понятно, о чем речь: новые условия действительности диктуют новые требования к профессии. И дело тут вовсе не в информационной грамотности, владении технологиями, гаджетами. Все это вторично. Думаю, не ошибусь, если скажу, что уже набили оскомину жалобы, что трудно освоить МЭШ, ЭЖД. Нынче это вызывает не просто недоверие, а раздражение. А вот как вытряхнуть пыль и нафталин из закромов души? Какими стимулирующими выплатами мотивировать любовь и сочувствие к детям? И круглые столы, и педсоветы, темой которых становится переосмысление роли классного руководителя, не изменят положение дел без того самого «движения души». И мне трудно измерить это движение, описать его вектор. Есть неизмеряемые вещи. Хотя есть и великий учебник Я.Корчака «Как любить ребенка». Это трудно объяснить, но, слава Богу, есть люди, которым и не требуются объяснения. Сложный механизм человека как такового предполагает лишь создание условий для развития себя, своей личности. И это тоже давно известная истина – мы говорим об этом и в ракурсе обучения. Помните известную мысль: нельзя научить, можно создать условия для обучения. Справедливо это и для профессиональных качеств учителя.Вот так и получается, что вопросов о роли современного учителя, классного руководителя больше, чем ответов. Я думаю, что это нормально. Даже хорошо. Потому что в размышлениях, в поиске ответов на эти вопросы и рождается истина.Николай КОЧУБЕЙ,директор школы №1371
Комментарии