search
main
0

Глоток арктического воздуха

​«Арктика – фасад России» – так называется Всероссийский урок, который в нынешнем году пополнил календарь образовательных событий в стране. В марте директор Центра дополнительного образования детей «Лаборатория путешествий» Матвей Шпаро провел интереснейший открытый урок в школе №1525 («УГ-Москва» от 8 марта 2016 г.). Открытый урок на арктическую тему в школе №444 дали уже полярные воспитанники Матвея, члены команды, которые 19-26 апреля прошли 100 км по льдам Северного Ледовитого океана до Северного полюса.

Участники IX молодежной полярной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу» вместе со знаменитым полярником Борисом Смолиным поделились с учениками 7-х классов впечатлениями об арктическом походе, раскрыли тайны северного быта и даже продемонстрировали водонепроницаемый костюм и полярный обед.- Так здорово пробовать сушеные грибы прямо с полюса, правда, они оказались какие-то безвкусные! Зато сухофрукты – настоящее лакомство! – делится семиклассник Георгий Дудин.Встреча прошла в дружеской и теплой обстановке. Сначала юные путешественники показали ролик, который снял Первый канал, затем каждый из ребят полярной команды поделился чем-то важным и интересным со школьниками. Дмитрий Шапкин из Санкт-Петербурга надел на себя гидрокостюм и прошелся по залу, пожав руки детям. Плыть в этом костюме в ледяной воде не так сложно. Сухо и комфортно. Он становится как большой оранжевый поплавок, который совсем не тонет.Александр Песков из Кемерова рассказал о том, как важно поддерживать друг друга, припомнив случай, когда он помогал надеть пуховики девчонкам, у которых замерзли руки. Арина Рычкова из Кирова объяснила, что в Арктике главное – не паниковать и быть готовым к разным неожиданностям и, улыбаясь, добавила: «Например, съесть сало с шоколадом».- Природа Арктики невероятно красивая. Многие люди говорят, что там не на что смотреть, но на самом деле это не так. Там великолепные торосы – огромные глыбы льда, которые образуются при столкновении многотонных плавучих льдин. Эти гиганты иногда вырастают буквально в считанные минуты. А их цвета! Они переливаются всеми оттенками от нежно-голубого до темно-синего. И все они похожи на разных животных. Еще мы видели настоящее чудо света – гало – три солнца и три радуги. Ни разу не видела перевернутую радугу. В груди от восторга все переворачивается, – поделилась Анна Кальмучина.Борис Смолин говорил про средства навигации и связи, о графике и особенности движения.- Вы, наверное, думаете, что у нас был строгий график: утром идем, ночью спим. Но это не так. Там всегда день. Мы могли выйти на маршрут в семь утра, а могли и в 2 часа дня. На полюс мы пришли в 12 ночи, но было солнце! – рассказала Эльмира Мусина из Челябинска.- Первым делом, когда мы приходили на стоянку, – продолжила Эля, – ставили палатку и начинали готовить обед или ужин. Для этого нам нужно было вскипятить 26 литров воды для наполнения термосов плюс еще 3-4 литра для приема пищи.Алексей Копачев из Москвы отметил, что для него самым интересным было преодоление ледяных гор. Иногда надо снимать лыжи, толкать друг другу сани, фиксировать ноги в нелепом положении.- Метров за 100 до финиша мы все взяли флаги регионов и навигатор, сняли сани и побежали к финишу! Пришлось постараться, ведь лед двигался. Мы дружно отсчитывали: 40 метров, 30, 20, 10, в итоге, ликуя, достигли 90-го градуса северной широты! Правда, утром лагерь отдрейфовал от полюса на несколько километров, и прямо возле палатки начала образовываться полынья, – завершил Артем Ракоца из Вологды.Семиклассники интересовались, будут ли еще такие экспедиции, были ли какие-нибудь средства защиты от белых медведей, сколько километров проходили в день, долго ли готовились к экспедиции, сложно ли плавать в гидрокостюме, как удалось уговорить родителей, как быть с личной гигиеной и многое другое.В завершение путешественники устроили мини-викторину: задали вопрос, сколько километров между Россией и Америкой, и за правильный ответ наградили своих младших друзей шоколадками, побывавшими на вершине планеты.- Эта встреча,- прокомментировал директор школы №444 Павел Северинец, – к счастью, не была срежиссированным и постановочным мероприятием. Наши дети были в восторге. Я считаю, что такие уроки – это нужное и полезное дело. Хорошо, что встреча была между детьми. Перед семиклашками выступили ребята, которые тоже учатся в школе. Теперь каждый из присутствовавших на открытом уроке знает – участие в подобных путешествиях удел не избранных суперменов, а дело целеустремленных, желающих добиться хорошего результата вполне обычных ребят.- Эта встреча, – добавила учитель русского языка и литературы Наталья Соколова, – живое соприкосновение с теми людьми, которые живут интересной жизнью. Я смотрела на детей, которые по-другому мыслят, по-другому воспринимают жизнь. Это был глоток арктического воздуха. Моим детям понравился живой, непосредственный разговор, ведь они привыкли слушать то, что им говорят взрослые. А это были именно рассказы детей детям. Сами полярники – интересные, открытые, незакомплексованные, спокойные, уверенные в себе, при этом очень деликатные и правильные во всех отношениях, чувствуется, что есть стержень. Они создали позитивную атмосферу в зале. Борис Смолин – приятный, интеллигентный человек. Чувствуется, что он многое знает, многое умеет. Дети уважают личность, любят, когда перед ними выступают интересные люди, которым есть что рассказать и показать. При этом без какой-то помпы, пафоса. Просто по-человечески, непосредственно. Лучший способ воспитания детей – без назидания. Дети начинают по-другому смотреть на себя и тоже к чему-то стремиться.- У наших учеников загорелись глаза, – отметила учитель биологии Ирина Петушкова. – Я давно их такими не видела. А когда они увидели ролик Первого канала, сразу начали задавать вопросы о том, как попасть в экспедицию и стать таким же, как их гости. Услышав ответ, что нужно быть спортсменом, хорошо учиться, задумались над своими будущими достижениями. Они поняли, что если все время филонить, то это ни к чему полезному не приведет, тебя никогда не выберут в семерку сильнейших.- Полярники – это те люди, – рассуждает ученица 7-го «Б» Полина Жилина, – которые совершают подвиги, ради того чтобы другим людям было легче узнавать о том, что происходит в Арктике, какие явления природы бывают в этой части света. Я задала вопрос про обледенение волос, потому что на одной из фотографий увидела, что у девочек на волосах были  снег и лед. Я представляю, каково это – снимать на морозе варежки, чтобы все это убрать, руки сразу замерзают! Я часто делаю доклады по разным школьным предметам, вот и в этот раз я попросила своего брата принести книги из института об Арктике.- Я захотел на полюс, – сказал ученик 7-го «Б» Константин Осташенко. – Там очень красиво. Теперь я хочу больше знать о полярниках и их достижениях. Ребята легко и непринужденно рассказывали о том, как они сдружились, как шли, как радовались.- У меня возникло желание все это пережить самой, – поделилась семиклассница Нада Хожейри. – Но скорее всего мне не позволят физические данные.- Мне так понравились их позитивный настрой, сплоченность! – подчеркнул Захар Капустин из 7-го «Б». – Они все такие веселые и дружные, это ведь хорошо! Если бы попалась другая компания, они бы не сдружились, и тогда все были бы замкнутыми. А они вот так – нараспашку к нам!- Я раньше слышала, – заметила семиклассница Мария Липовецкая, – что проводились молодежные экспедиции, и так как у меня была мысль в будущем пойти по направлению, связанному с географией, мне было очень интересно. Я боюсь, что у меня не получится, там ребята такие сильные. Мне больше всего запомнилось, как проходили их дни, расписание дня, как они вставали и двигались.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте