Дискуссии об экологии, которые активно ведутся в последние несколько лет, стали настоящим трендом современного общества. Ученые бьют тревогу, а информационные порталы пытаются разобраться во всех мифах и теориях, обрисовать общую картину и предугадать конечный исход.
Однако рядовому обывателю сложно понять весь масштаб происходящих в мире событий. Почему меняется климат? К каким последствиям может привести глобальное потепление и что может сделать человек, чтобы предотвратить возможную экологическую катастрофу? В этой статье собраны мнения ведущих российских ученых об одной из самых серьезных проблем XXI века, попробуем разобраться.
Наверняка многие успели заметить, что климатические границы сезонов в течение года стали почти условными, зима теперь кажется теплее, быстрее происходит таяние снега. А весна может порадовать теплыми солнечными лучами раньше срока, назначенного природой, или задержаться, оставляя нас в компании взвешенных в атмосфере дождевых облаков, затяжных ливней и “хулиганистых” порывов ветра.
А ведь еще совсем недавно такая погода была характерна лишь для экваториальных тропических широт, не правда ли?
По телевизионным каналам и на бескрайних просторах различных интернет-ресурсов все чаще стало звучать красиво-загадочное выражение «глобальное потепление». При этом неизменным остается вопрос его истинного существования. О том, что климат меняется, говорят многие очевидные факты, но ряд заблуждений о причинах возникновения этого процесса, а именно, какие факторы играют ведущую роль – антропогенные или природные, не дают увидеть и осознать происходящие в окружающем мире изменения.
В научной литературе мы встречаем абсолютно противоположные мнения ведущих ученых мира. Одни эксперты обвиняют человека, а другие говорят о том, что природные силы настолько неподвластны нашим действиям, что управляют собой самостоятельно, подчиняясь лишь законам природы.
Одним из первых ученых, обративших внимание на проблему глобального потепления и усиления парникового эффекта, был наш советский климатолог, академик РАН Михаил Будыко. В 1972 году вышла его книга «Влияние человека на климат», где он писал, что при существующих темпах хозяйственного развития и технологического прогресса, деятельность человека может в ближайшем будущем привести к изменениям температуры.
Кроме того, через 20-30 лет эти изменения начнут оказывать заметное влияние на условия хозяйственной деятельности, а через 50-80 лет они коренным образом поменяют эти условия на территории многих стран.
Своим исследованием Михаил Будыко открыл глаза мировому сообществу на новую главу в жизни нашей планеты, которая находилась еще в самом начале своего признания и популярности, а затем и медленного осознания, что привычная науке реальность изменилась навсегда.
Мир разделился условно на «до» и «после». Сегодня все обратили внимание на то, что раньше казалось необъективным и нереальным. Российские ученые, которые стали ведущими в этой сфере, образовали две группы с кардинально-противоположными взглядами на проблему климатических изменений.
«Сторонники природного фактора» и «сторонники антропогенного фактора» начали свои исследования в области малознакомого глобального потепления. Отныне это место столкновения умов, теорий и возможных решений стало настоящим соревнованием в рамках научного мира.
Первая группа экспертов, участниками которой являются ученые Г.С. Голицын, А.В. Чернокульский и Р.И. Нигматулин, уверяют об антропогенном воздействии. В их утверждениях прослеживается концептуальный вектор, свидетельствующий о том, что человек уже на треть изменил климат планеты, увеличив концентрацию СО2 (углекислого газа) в атмосфере из-за сжигания ископаемого топлива.
Согласно данному исследованию, потепление всего лишь на один градус обернется для человечества ураганами, торнадо, волнами-убийцами и другими малоприятными явлениями. Вирусы, находящиеся в биосфере, начнут мутировать и становиться неподвластными современной медицине.
Отмечено, что тропические леса начали выделять больше углекислого газа, чем поглощать. Это цитируется в результатах исследования, опубликованного в научном журнале Science Advances. Его авторы проанализировали динамику поглощения и выделения CO₂ на 32 участках юго-востока Бразилии в 1987-2020 годах. Оказалось, что с 2013 года большинство лесов этой страны за пределами Амазонии ежегодно отдают в атмосферу по 130 килограмм углерода на 1 гектар.
Однако на каждое мнение есть свое опровержение. Так, появилась вторая группа ученых, сторонников природного фактора. Олег Сорохтин, академик института океанологии РАН, стал первым, кто создал математическую теорию парникового эффекта. Из его расчетов следует, что значительные выбросы техногенного углекислого газа в земную атмосферу почти не меняют тепловой режим Земли.
Теория Александра Городницкого, не только ведущего ученого, но и поэта, основоположника жанра авторской песни в России, изменила устоявшееся мнение многих скептиков. Он говорит о том, что в истории Земли потепление случалось и раньше, задолго до того, как появилась не только промышленность, но и сам человек!
Согласно выводам ученого-геофизика, уровень Мирового океана поднимался на десятки метров в Юрском периоде (около 100 – 120 млн. лет назад), а в «Кембрии» (более 500 млн. лет назад), по имеющимся геохимическим данным, количество углерода в атмосфере в 18-20 раз было больше современного, якобы загрязненного нами. Ученый резюмирует, что мы переживаем последнюю стадию глобального потепления, которое, следуя исторической логике, сменится похолоданием.
Подводя итоги следует отметить, что до сих пор не существует той самой основной теории, которая стала бы ключевым объяснением причин и следствий глобального потепления. Ежегодно мировую общественность будоражит новое уникальное экспертное мнение по этому вопросу.
Тем не менее, мир пришел к одному очень важному выводу: климат Земли меняется и человек может либо ускорить этот процесс, либо замедлить его, но отменить – нет.
Автор: Софья Бреева, ученица 10 класса МОУ СОш № 32 , г.Подольск.
А что думают о глобальном потеплении современные школьники? Своими мнениями поделились ученики подольской школы № 32 имени 177 истребительного авиационного московского полка. Учащиеся с 1 по 11 класс рассуждали на тему двух важных вопросов, а именно – «Что такое глобальное потепление?» и «Каковы причины этого явления».
Комментарии