«Учительская газета» несколько раз обращалась к проблемам заработной платы педагогов Республики Мордовия. Мы были не согласны с предложениями руководства республики поставить зарплату в зависимость от выполнения районами плана по сдаче сельхозпродукции и рассказывали, как прокуроры и судьи защищали права педагогов.
Прошло несколько лет. И вот для участия в конкурсе региональных программ развития образования в рамках ПНПО Мордовия взяла на себя поистине масштабные обязательства: перевести все школы республики на новую систему оплаты труда и ввести нормативное подушевое финансирование, хотя 66 процентов школ республики – малокомплектные. Понятно, насколько трудно было выполнить взятые обязательства.
Трудно, но возможно, и эта возможность была подкреплена во многом тем, что 10 лет назад в Мордовии был уже практически реализован переход на дифференцированную систему оплаты труда, который позволил существенно улучшить состояние сразу нескольких отраслей. После этого Мордовия стала регионом, привлекательным для инвестиций. По логике педагоги решили, что если тот же принцип перенести на сферу образования, то появится стимул для выведения отрасли на качественно новый уровень. В результате к моменту подачи конкурсной заявки был разработан пакет документов по переходу школ на НСОТ и НПФ. Вполне вероятно, что это и позволило Мордовии победить в конкурсе.
Сразу после объявления его результатов в Мордовии приступили к обучению управленческих команд работе в новых условиях. А как иначе, ведь если люди, стоящие у руля, не знают, как работать, то навряд ли смогут выполнить все обязательства, взятые республикой, в установленные сроки.
Ключевыми принципами новой системы оплаты труда стали дифференциация зарплаты учителей, ее зависимость от реальных результатов труда, выраженных в достижениях учеников, а также учет внеурочной деятельности педагогов.
В результате подготовки управленцев и директоров образовательных учреждений 100 процентов школ перешли на НСОТ и НПФ. Заработная плата учителя состоит теперь из базовой части и стимулирующей, причем в распределении стимулирующей части принимают активное участие представители органов самоуправления школ. Но главное, что решена, пожалуй, важнейшая проблема – людям разъяснили, зачем это все делается. Впрочем, если бы даже не разъяснили, существенным аргументом в пользу реформ стало значительное увеличение зарплаты учителей по сравнению с 2006 годом. Если в прошлом году она составляла в среднем 4575 рублей в месяц, то в октябре 2007 года средняя зарплата выросла до 6775 рублей, то есть увеличилась на 49 процентов. Но это в среднем, а в некоторых районах повышение стало еще более значительным. Например, в Лямбирском районе средняя зарплата учителя в октябре этого года составила 7415 рублей. При этом если в лямбирской школе №1 и Берсеневской школе ее размер колебался в пределах от 7200 до 7500 рублей, то, скажем, в Атемарской и Большеелховской школах средняя заработная плата поднялась до 10000 рублей. В городском округе Саранск она составила 7152 рубля, а в некоторых городских школах – от 7600 до 9300 рублей. Вообще отрадно, что республика, где зарплата учителей была одной из самых низких в Российской Федерации, теперь по этому показателю смогла обогнать многие регионы России.
Отмечая положительные эффекты реализации комплексного проекта модернизации образования, необходимо сказать и о рисках. В условиях неопределенности показателей качества работы учителя и регламентов, позволяющих это качество фиксировать, возникают сложности в объективной оценке труда педагога при расчете стимулирующей части. У представителей органов школьного самоуправления нет опыта ее распределения. Если не уделить должного внимания этой проблеме, не избежать напряженности в педагогических коллективах.
В соответствии с основным принципом НПФ – «деньги следуют за учеником» – средства теперь по нормативу доводятся до конкретного общеобразовательного учреждения, и каждая школа имеет право в рамках выделенного финансирования самостоятельно формировать штатное расписание. Новым явлением в республике стало привлечение работников (в основном обслуживающего персонала школ) на договорной основе. Это позволяет экономить средства и перенаправлять их на стимулирование учителей. Сегодня 105 общеобразовательных учреждений, обеспечивших на момент перехода на НПФ нормативную наполняемость классов и оптимальное соотношение фонда оплаты труда учителей и остальных работников, получили дополнительное финансирование в сумме более 22 миллионов рублей. Но работа в новых экономических условиях требует специальной подготовки директоров. Ведь руководитель образовательного учреждения теперь должен быть не только педагогом, но и менеджером. Важно также решить проблему переподготовки работников, высвобождающихся при оптимизации штатов. Иначе не избежать совершенно ненужной социальной напряженности в педагогической среде.
Возникает вопрос, что дают столь масштабные преобразования ученику? И до начала реализации ПНПО в республике делали немало для повышения качества образовательных услуг. В Мордовии нет ни одной школы в аварийном состоянии. Республика – одна из лидеров по компьютеризации школ в России. Еще до реализации национального проекта к сети «Интернет» было подключено 99 процентов мордовских школ. Теперь использование средств федерального бюджета, выделенных в рамках ПНПО, и республиканского позволит к 2009 году создать современные условия обучения для 93 процентов школьников. Уже сейчас в 159 школах ведется текущий ремонт, 162 получили новую мебель, 170 – комплекты учебного оборудования. 95 автобусов подвозят детей из 134 населенных пунктов в базовые школы. Активно внедряется предпрофильное и профильное обучение. Однако на пути развития образовательной сети республики возникает проблема, которую отрасль не может решить самостоятельно, – негативная демографическая тенденция не позволяет достичь эффективной наполняемости классов.
Есть и другие трудности. К сожалению, не все муниципалитеты до конца понимают основную идею проекта – комплексность и глобальность. Это зачастую приводит к несогласованности действий руководителей различных уровней образования. Масштабность институциональных изменений (участие 100 процентов школ в проекте), с одной стороны, и отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, способных качественно выполнять работу по методическому и нормативно-правовому сопровождению проекта, с другой, затрудняют выполнение взятых обязательств в срок. Однако первые успехи республики на пути реализации проекта говорят о реальности поставленных задач.
Саранск, Республика Мордовия
Комментарии