search
main
0

Глобализация шагает по планете Продолжаем публиковать главы из нового учебника “Основы обществоведения”. 10-11-е классы

В ХVII-ХVIII вв. на гребне английской и французской буржуазных революций, освободительной войны за независимость в Америке против Англии, антифеодальных восстаний в России выдвинулись такие прогрессивные мыслители, как Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо, Томас Джефферсон, И. Кант, А. Радищев и другие. Все они оказали большое влияние на развитие буржуазной политической и социальной мысли, на выдвижение на первый план различных вариантов концепций “гражданского общества”, “очеловечения мира”, “идеи общественного договора” и т.п.
Джон Локк (1632-1704) жил в эпоху английской буржуазной революции, был ее участником и теоретиком. Оригинальным вкладом Локка в политическую теорию считается концепция “общественного договора” (согласия) большинства общества с монархом на определенный срок совместной деятельности. В трактовке Локка верховная власть должна была принадлежать народу. Ему же должно принадлежать право “отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию”. Отсюда Локк делает вывод о законности коллективного народного собрания для восстановления попранной государем или другими институтами государства свободы.
Германия этого периода была отсталой феодальной монархией, состоявшей из нескольких сотен формально самостоятельных государств – вотчин. Это угрожало национальной безопасности из-за угрозы вторжения на германские земли войск Наполеона. В Германии в этой связи нарастали требования объединения на принципах договорной теории Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, когда население земель отказывалось от своей иллюзорной свободы естественного состояния и требовало гражданской свободы в едином государстве.
Выразителем настроений немецкой буржуазии в ХVIII в. был И. Кант (1724-1804). В его концепции “Общество – государство – человек” особое внимание отводилось понятию гражданской свободы, гражданского равенства и гражданской самостоятельности. Выдвигая эти идеи, Кант был далек от того, чтобы требовать практического претворения их от всего населения Германии. Будучи сторонником весьма умеренной демократии, Кант высказывался за наделение граждан избирательными правами в зависимости от имущественной самостоятельности. По Канту, в этой связи подлежали исключению из политической жизни общества наемные рабочие, приказчики, подмастерья, женщины, оброчные крестьяне. Кант не исключал обновления общественного строя, но только путем реформирования, модернизации, но не революционного переворота.
На принципиально иных (чем Платон, Аристотель, Кант) основах рассматривал общество Гегель (1770-1831). В изданном труде “Философия права” (1821) он различает политическое государство и гражданское общество. По Гегелю, становление буржуазного гражданского общества предполагает первичное наличие политического государства, других институтов общества. “В действительности, – писал Гегель, – государство есть вообще скорее первое, лишь в пределах которого и семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на два момента”. При этом гражданское общество автором “Философии права” рассматривается не как монолитное, а как раздираемое противоречиями, в котором бушевала в начале ХIХ века “война всех против всех”. В структуре такого общества Гегель выделил три сословия: 1) основное (дворяне, землевладельцы и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники и др.).
Раскрывая социально-экономическое положение сословий Германии, Гегель склонялся к мнению представителей буржуазной экономической мысли (как Адам Смит, Д. Рикардо), что буржуазное общество не в состоянии решить своими внутренними возможностями проблему бедности и будет вынуждено выйти за пределы своих границ.
Постановка и освещение Гегелем вопроса о соотношении общества, государства, гражданского сообщества были новыми для сознания людей первой четверти ХIХ в. Такого системного, цельного общества не было в античности или средневековье. Оно стало возможным с утверждением индивидуального буржуазного строя на этапе нового времени.
Весьма содержательным, с одной стороны, является теоретический гегелевский анализ буржуазных элементов гражданского общества, роли труда в системе потребностей, социально-экономических и политических сфер жизнедеятельности и, с другой, проблем государства, роли законодательства, суда, публичной власти в защите частной собственности.
Подчеркнем в завершение, что современное понимание “общества” сформировалось не сразу. Мыслители планеты на протяжении более чем двухтысячелетней всемирной истории выделили до пяти типов человеческого общежития. В современной трактовке “общество” – высшая ступень развития, цельная система жизнедеятельности множества людей планеты, органически взаимосвязанных с природой.

Общество, природа, экология
Между общественным и природным дисбаланса быть не должно, – писал русский ученый Вернадский: “Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым существом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким процессом не могут быть уединенны”. В индустриальном обществе на протяжении ХХ века негативные факторы производственного воздействия людей на состав мирового океана, водоемов суши, на тепловой режим планеты возрастали.
В связи со сложившейся в мировом масштабе экологической ситуацией предотвращение разрушения биосферы является одной из важных проблем обеспечения экологической безопасности среды обитания всего живого. Биосфера включает в себя помимо растений, живых организмов и само человечество. Сама она сформировалась в химико-биологическую систему планетарного масштаба в течение сотен миллионов лет.
Устойчивость биосферы, ее способность стабилизировать окружающую среду имеет определенные границы, за которыми возможно ее собственное разрушение. Владимир Вернадский на исходе своей жизни в сороковые годы ХХ века с грустью констатировал: “Человек уничтожил “девственную” природу. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений”. Им в этой связи были обозначены проблемы окружающей среды, рационального освоения и распределения продовольственных ресурсов фауны океанов, пресной питьевой воды. Все эти и другие проблемы расширились во второй половине ХХ века. В условиях индустриализации новых стран лик земли до неузнаваемости изменился. Только с 1980 года вырубка леса составила 200 миллионов гектаров. Огромный вред экосистемам постоянно наносят лесные пожары, расширяющее пастбищное животноводство и в целом земледелие. По современным оценкам ученых, 14 процентов из 242 тыс. растений находятся под угрозой исчезновения. Из 9,6 тыс. видов птиц 11 процентам угрожает вымирание, а для 60 процентов наблюдается снижение численности; из 4,4 тыс. видов млекопитающих 11 процентов могут погибнуть, из 24 тыс. видов рыб 33 процента находятся под угрозой вымирания.
В течение последнего столетия интенсивное сжигание углеродосодержащего топлива (нефть, газ, уголь) привело к росту концентрации в атмосфере планеты парникового газа СО на 30 процентов. Многие ученые в этом плане пришли к выводу, что в ХХI веке среднеглобальная температура на Земле поднимется на 1,2-3,5 градуса по Цельсию. Последствие этого – повышение уровня мирового океана от таяния полярных льдов на 0,5-1 метр. В результате возможны затопление прибрежных густонаселенных районов, рост природных аномалий от ураганов, наводнений до засух.
Для мирового сообщества на сегодняшний день характерна пауза в обеспечении планетарной экологической безопасности. Исторически сложилось так, что именно Россия, являясь экологически значимой страной, оказалась в существенно не стабильной ситуации и должна сделать свой выбор. Речь идет о создании единой системы управления безопасностью, эффективном многоплановом воздействии общества на природу и экологию. Схематично механизм взаимодействия общества, культуры людей на природу на протяжении всей человеческой истории можно представить себе так: первобытные люди были полностью поглощены природой и лишь частично выделялись из животного мира; мыслители античного мира понимали природу как нечто подвижное, изменяющееся целое и в этом смысле воспринимали сообщества людей частью природы. Аристотель и другие философы уже в IV веке до н.э. подвергали сомнению библейскую картину творения человека.
Сторонники эволюционной гипотезы склонялись к мысли, что вселенная и человек в ней достигли своего сложного уровня разумности в ходе естественного развития, без всякого вмешательства извне.
Совершенно иным сложилось понимание взаимодействия общества и природы в средневековой христианской культуре на рубеже первого тысячелетия новой эры. Большинство философов-богословов рассматривало природу как творение Бога, но более низкое, чем сам Человек, наделенный божественным началом – душой.
На рубеже эпохи Возрождения стало меняться отношение части философов к пониманию гармонии общества, природы и человека. Так, Т.Гоббс в сочинении “Левиафан”, например, рассматривал человека как частицу природы, а государство – результат творения человека. Гоббс в этой связи вслед за Ф.Бэконом выступил против идеологии феодального строя, церкви и божественного сотворения государственной власти. Будучи материалистом, Т.Гоббс видел в противоборстве классов лишь борьбу всех против всех, не замечая солидарности внутри одного и того же класса.
Европейские гуманисты положили начало светской (нецерковной) культуре. Количество книг, напечатанных типографским способом, достигло в начале XIV века 20 млн.экземпляров. В Европе появился массовый читатель, который уже меньше зависел от слухов, церковных преданий. Пытливость ума, тяга к познанию неведомого подготовили почву для научных концепций Н.Коперника и Г.Галилея.
В период становления промышленного капитализма (конец XVII – начало XIX в.) возникает еще один тип отношения человеческого общества к природе и культуре. Природную среду стали воспринимать не только как преобразовательный объект, но и как кладовую, из которой можно черпать без меры и без счета. Не случайно, что в конце XX века остро встала проблема невозобновляемых энергетических ресурсов: нефти, газа, цветных металлов.
С 70-х годов XX века в мире ежегодно сжигалось в качестве топлива и для получения электроэнергии около 3 миллиардов тонн нефти и нефтепродуктов. При таких темпах добычи топлива остаточные запасы с 1999 года соответственно для нефти – до 60 лет, для угля – свыше 200 лет, для газа – 70 лет.
Негативная взаимосвязь мирового сообщества и природы сегодня наблюдается в области продовольственных ресурсов и ресурсов пресной воды. По данным ООН, в 11 из 15 мировых рыбопромысловых зон запасы рыбы частично или полностью истощены. По прогнозам этой же организации, к 2010 году 60% населения планеты будут испытывать дефицит пресной воды. Все это может спровоцировать международные конфликты за право доступа к рыбопромысловым зонам и источникам пресной воды.

Человечество, стратегия его выживания
В научном обороте отсутствует устоявшийся подход к определению “человечество”. Мы рассматриваем его как совокупность разных стран, этносов, народов, классов, отдельных социальных групп людей. У них разные цели и разные интересы, но общая планета, единственная в космическом пространстве. У человечества общая задача – сохранить мирную жизнь на земле.
В доиндустриальном (аграрно-ремесленном) обществе человечество всецело подчинялось природе, в то время как на индустриальной ступени оно базировалось на взаимодействии человека с преобразуемой им природой. В постиндустриальных странах с 70-х годов XX века сообщества человечества базируются на непосредственном сближении национальных границ и культур.
Ранее мы отмечали, что академик В.Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве – биосфере и переходном от нее рубеже – ноосферном состоянии. Добавим, что крупный вклад о ноосфере в космическом пространстве внес другой ученый – К.Циолковский. Он был убежден, что “мысль человека” станет не только планетарным фактором, но и решающим средством эволюции космоса, что “Разум” будет влиять на устройство Вселенной. Вторую часть его научного труда “Исследование мировых пространств реактивными приборами” (1911) венчает гипотетическая идея: “Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен”.
Для России XXI века приведенная гипотеза Циолковского уязвима. На фоне демографического взрыва в большинстве стран планеты русская нация численно ежегодно сокращается примерно до 800 тысяч. Положение осложняют два фактора: собственное сельское хозяйство далеко от того, чтобы обеспечивать продовольствием население, что угрожает суверенитету страны в XXI веке. Вторая проблема в продовольственном балансе – недостаток животного белка (протеина). Выход здесь один – обратиться к Мировому океану как последнему резервуару животного белка. Для России последним резервуаром белка является 200-мильная рыболовная зона Курильских островов. Вот их-то и хотят отобрать у нас японцы. Ранее, в 1991 году Россия уже лишилась своих рыбных запасов вдоль нашего дальневосточного побережья по негласному протокольному соглашению министра иностранных дел СССР в 80-е годы Шеварднадзе и США. Эта сделка лишила наше государство рыбных запасов на один миллиард долларов в год.

Глобальные проблемы человечества
Термин “глобализация” воспроизводится от слов всеобщий, земной шар. Само понятие больше трактуется как совокупность разносущностных проблем земного шара, от которых зависит прогресс и сохранение цивилизации.
Официальное признание политика глобализации получила после второй мировой войны. В рамках общечеловеческих проблем в документах ООН выделены следующие три группы. В первой из них особое внимание уделялось социальным запросам человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и другие)… Во второй группе рассматриваются проблемы об отношениях человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства). К третьей группе относятся проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения и т.д.). Отдельные из перечисленных проблем будут рассмотрены выше. Нынче по-прежнему к наиболее злободневным относят сохранение мира на земле, предотвращение планетарных войн и прежде всего глобального ядерного конфликта. Войны во все исторические эпохи накладывали свой отпечаток на развитие общества.
С расширением в дальнейшем ядерных держав (США, Россия, Великобритания, Франция, Индия, Пакистан, Китай) и кандидатов в члены “ядерного клуба” (Израиль, Иран, Египет, Бразилия, Аргентина, КНДР) угроза не только локального, но и планетарного применения ядерного оружия не снимается.
В 90-е годы XX века глобализация вступила во вторую свою стадию. Она теперь характеризуется не столько окончанием холодной войны, сколько устройством мира по иному образцу. Теперь человечество предстает не как совокупность отдельных национальных государств, а целостным и не поддающимся разделению объектом. Среди важнейших механизмов формирования новой мироцелостности выступает на первый план интеграция финансовых рынков, глобализация Всемирной торговой организации, культурно-информационных объектов. Но на пути всего этого ныне встали природные катаклизмы и разлады в современных обществах между политиками и наукой.
Начиная с 2002 года повышение температуры в тропическом поясе Тихого океана продолжается. Прогревание морской поверхности до критической отметки в 27 градусов угрожает перенасыщением атмосферы водяным паром. Такой воздух, все равно что взрывчатка, разряжает свою энергию в виде гроз, бурь, тропических ураганов и смерчей. В том же 2002 г. жители Европы, в том числе и России, впервые познали на себе ярость тропических ливней. Предотвратить новые стихийные бедствия естественно нельзя, но можно свести до минимума количество человеческих жертв. Здесь все зависит от своевременности предупреждения населения синоптическими и другими службами о надвигающейся опасности.
Стратегия участия России в решении глобальных проблем XXI века еще не выработана. Государство и общество не имеют пока четкого плана участия в развертывающемся планетарном процессе глобализации. Но это не означает, что оптимального решения еще не существует. Задача состоит в том, чтобы сформировать и на официальном уровне принять документ, соответствующий нормам международного права и Конституции РФ, закрепить его как российскую программу глобализации.

Михаил ШИЛОБОД,
Александр АФОНИН,
доктора исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте