search
main
0

Глиняные чудеса

ДЫМКОВСКАЯ игрушка – этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Издавна жили в слободе мастерицы, которые, кроме крынок и горшков, делали себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки.

Мастерицы лепят игрушку и из красной глины, белят ее мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, замешенными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом.

ТВЕРСКАЯ игрушка – это изделие мастеров из Торжка. Здешние игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь-рыбы, птицы-сирины, медведи и другие игрушки-свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является ее рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

КАРГОПОЛЬСКАЯ игрушка – на русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица-игрушница Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену.

Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка. Для лепки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, ноги короткие. Животных мастера очеловечивают: они заняты тем же делом, что и люди – медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, после белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красной, зеленой, черной, охристой. Иногда добавляются золотая и серебряная краски.

ЯРОСЛАВСКАЯ игрушка. И в Ярославской области делали свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными туловищами, двумя крохотными ножками и выгнутыми спинами. Игрушку покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами.

АБАШЕВСКАЯ игрушка. Жил и работал в селе Абашево Пензенской области в 20-30 годах талантливый мастер Ларион Зоткин, был он один из тех, кто возродил абашевскую игрушку. Все игрушки мастера Зоткина – свистульки в виде животных с длинным туловищем. Здесь можно увидеть голубого барана с могучими серебряными рогами, зеленую в серебряных пятнах собаку, красного оленя с великолепными многоярусными раззолоченными рогами. Традиции Зоткина продолжают сейчас другие мастера.

ФИЛИМОНОВСКАЯ игрушка. По местному преданию, основателем тульской деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Из филимоновской глины делали разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат.

У барышень в руках – букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть. Удлиненные пропорции объясняются свойствами местной глины.

Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Роспись игрушки ведется и сейчас не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера ложится. Делают мастера и огромные игрушки – ростом с больших кукол – для украшения жилищ.

Мария СОЛНЦЕВА

(По материалам сайта “Ремесла”:

http://remesla.narod.ru/06toys.html)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте