В конце года принято подводить итоги, выделяя то главное, что удалось сделать. Разумеется, свои педагогические победы есть у каждого учителя, не утерявшего способности радоваться успехам своих воспитанников. В этом смысле учительская профессия – благодарная, приносящая удовлетворение. Администраторам, которым не удается выкраивать время для непосредственной работы с детьми, получать удовольствие от своего труда сегодня сложнее. Конечно, выполнение финансово-хозяйственного плана, сведение баланса, при котором удалось выплатить премию педагогам из стимулирующего фонда, неоспоримо, вещи важные, свидетельствующие об успешной деятельности управленца, но хочется чего-то еще, для души.
У американцев есть идиоматическое выражение «ходить по яйцам», означающее крайне осторожное поведение человека, вынужденного взвешивать каждый свой шаг, каждое свое слово, ступая по тонкой яичной скорлупе. Выражение – аналог нашего «ходить по тонкому льду». Современная система российского образования обставлена огромным количеством красных флажков в виде нормативных актов и финансовых ограничений, выход за которые влечет за собой серьезную ответственность вплоть до уголовной. Проявлять в таких условиях административное творчество, что называется, себе дороже. Но выходить за флажки необходимо, когда это касается интересов детей, тем более находящихся на долговременном излечении в стационарах. И тогда имеет смысл руководствоваться другой идиомой – «глаза боятся, а руки делают».В структуре нашей 109-й школы есть два особых подразделения: при ФНКЦ им. Д.Рогачева и при Российской детской клинической больнице. Обучение детей, находящихся на длительном излечении в стационарах, – это особая история. Мы называем ее госпитальной педагогикой. Эти дети, как и все остальные, имеют право учиться и вовремя сдавать экзамены. Врачи утверждают, что у детей, которые не прерывают обучение, находясь в клинике, улучшается самочувствие. Происходит это потому, что, обучаясь, они отвлекаются от болезни. Они думают, что коль скоро государство нас учит, мы точно поправимся. Так появляется дополнительная мотивация к выздоровлению и обучению одновременно. Такой ребенок даже под капельницей просит с ним заниматься математикой. Но в нормативной базе, касающейся обучения детей, длительное время находящихся на излечении в стационарах, есть свои подводные камни и ограничения. Начнем с проблемы финансирования. Любое обучение, тем более индивидуально-групповое стоит денег. В настоящее время у нас лежат дети из 83 регионов России и из Донецка. Все они приписаны к своим школам, а следовательно, субсидии идут туда, закона о межрегиональном трансферте денег нет. Москва могла бы сказать: «Извините», а почему из московского бюджета мы должны оплачивать обучение детей из других регионов?» Но столица выделила деньги не в форме субсидий, а в качестве госработ под социально значимый проект. Другая проблема – организация пунктов приема экзаменов и условия их проведения в больницах. Дети, имеющие инвалидность, имеют право на сдачу экзаменов в традиционной форме. Но рак не спрашивает, есть инвалидность или нет. Например, обнаружен острый лейкоз, ребенок прибыл в клинику в апреле, накануне экзаменов, а инвалидность может оформляться месяцами. Казалось бы, нерешаемая проблема. Но и здесь Департамент образования Москвы пошел навстречу. Технология решения проблемы такова: если поступил такой ребенок, на основании диагноза, подтвержденного больницей, ПМПК выдает необходимый документ. Определенные трудности возникали с записью таких детей в базы данных, которые, как известно, закрываются в марте, но и их с помощью Рособрнадзора удалось преодолеть. Не стану утомлять читателей подробностями и деталями, ибо важен итог: дети прошлым летом сдали экзамены и получили долгожданные аттестаты. Мы плотно работали с Рособрнадзором и победили. Недавно подписан приказ, позволяющий открывать пункты приема экзаменов при стационарах. Насколько мне известно, на данный момент уже 80 российских клиник подали свои заявки. Одним словом, глаза боятся, а руки делают. Такой результат не может не греть душу управленца, ибо один из векторов его специфического творчества – это постоянное совершенствование нормативной базы в интересах детей.Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель РФ, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ
Комментарии