search
main
0

Главный в образовании – человек. Школа должна растить личность гражданина, а не только физика или лирика

– Борис Всеволодович, только что прозвенел первый школьный звонок в новом учебном году. Говорят, в День знаний вы чуть ли не в обязательном порядке отправляете всех своих министров в учебные заведения области? – Никакого принуждения и не требуется. У членов правительства тоже есть дети, внуки, которые учатся в школах, вузах. И 1 сентября не по приказу, а по велению души мы отправляемся в учебные заведения области. С волнением и трепетом входим в классы, студенческие аудитории, чтобы поздравить всех с Днем знаний, разделить с ребятами радость встречи со школой, с друзьями. Мы приезжаем не с пустыми руками, обязательно привозим подарки – классам, школам, педагогам и, конечно же, первоклашкам.

Пользуясь случаем, хочу от всей души поздравить и всех читателей «Учительской газеты», а это, как я понимаю, в большинстве своем педагоги, с новым учебным годом! Это люди, перед которыми невозможно не преклоняться за их бескорыстное и благородное служение воспитанию подрастающего поколения. От их труда и творчества зависит благополучие страны. Ведь образование – один из ключевых факторов достижения социального согласия и доверия в обществе. А без этого невозможны никакие реформы, никакое продвижение вперед.

– Как подготовились в Подмосковье к началу занятий 1 сентября?

– Для правительства Московской области, как и любого другого региона России, День знаний – это день серьезного экзамена. Сразу по окончании Последнего звонка мы уже думали о первом звонке нового учебного года. Взрослым, а все мы родители, всегда хочется, чтобы наших детей встретили приведенные в порядок школы, светлые учебные классы, а по возможности – новые школы. Надо видеть, как светятся у них глаза, когда они переступают порог уютного класса или школы.

В конце августа я открывал в Химках новую школу полного дня №19, рассчитанную на полтысячи учеников. Скажу честно, ходил я по ее классам, кабинетам и просто завидовал ребятам. Ведь когда я был школьником, ничего похожего у нас и в помине не было. Чернильница, тетрадки с промокашками и примитивные парты с откидными крышками. А тут – многофункциональные кабинеты, фитнес-клуб, зимний сад с изостудией, медицинский и стоматологический кабинеты, футбольно-баскетбольное поле с искусственным покрытием. Это для учеников. А для педагогов – 61 персональное рабочее место с полным комплектом аудио-видеотехники. Сказка просто. Таких современных школ мы только к началу этого года открыли 8 (6 новостроек и две после реконструкции). А еще шесть детских садов. Во многих институтах, колледжах, школах провели ремонт. Причем зачастую бремя расходов брало на себя областное правительство, потому что муниципальные образования не везде в состоянии были справиться с этим самостоятельно.

– Что вы считаете краеугольным в сегодняшнем образовании?

– Есть один незыблемый и самый важный приоритет образования, а я бы предпочел говорить – просвещения. Это формирование гражданского самосознания, чувства принадлежности к своей стране, к своему краю. Школа должна помочь вырастить личность гражданина своей страны, а не только физика, инженера или агронома. И здесь колоссальная роль выпадает на долю учителя начальной школы. Так как для каждого из нас Родина действительно начинается «с картинки в твоем букваре». Все остальные приоритеты – производные от первого.

– В таком случае напрашивается вопрос о приоритетах образовательной политики в Подмосковье и как она реализуется.

Сегодня всю работу по развитию образования мы рассматриваем через призму приоритетного национального проекта «Образование». Все направления проекта носят своевременный и актуальный характер, но особенно важна его инновационная составляющая.

В проекте заложено определение и поощрение школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Необходимо только сделать так, чтобы вложенные «поощрительные» средства не стали разовым финансированием. Эти средства могут послужить основой для создания по всей России сети образовательных учреждений, которые станут двигателями процессов модернизации и развития системы общего образования. Это должны быть ресурсные центры, чей опыт и достижения будут работать не только на одного субъекта Российской Федерации, но и на всю страну. В Московской области опыт такой работы уже есть. В гимназии «Дмитров», победившей в 2005 году в конкурсе «Лучшие школы России», ежемесячно проводятся научно-практические семинары, участниками которых являются не только педагоги и ученые из Московской области, но и представители других регионов России.

В полном объеме и без задержек в области выплачивается вознаграждение педагогам за классное руководство. На эти цели из федерального бюджета в первом полугодии 2006 года получено более 239 миллионов 880 тысяч рублей. Причем правительство Московской области расширило перечень образовательных учреждений, и вознаграждение за свою работу в Московской области с самого начала получают классные руководители образовательных учреждений всех типов и видов.

Одной из новых форм работы с семьей стало проведение областных родительских собраний в городах и районах, культурно-просветительских программ с участием детей и родителей, дней семейного туризма и спорта. Мы создаем новые учреждения для проведения работы с детьми «группы риска».

Ведется активная работа по внедрению в образование современных информационных технологий. Сейчас персональными компьютерами оборудованы все школы в сельской местности. А обеспеченность городских, поселковых школ существенно превышает нормативы, заложенные в федеральной программе «Развитие единого образовательного информационного пространства». Большинство общеобразовательных школ Подмосковья имеют возможность выхода в интернет. В ближайшее время мы планируем полностью завершить оснащение школ современной компьютерной техникой и обеспечить высокоскоростной доступ в сети «Интернет».

Одним из основных направлений деятельности в сфере образования мы считаем поддержку талантливой молодежи. В 2006 году свыше 30 миллионов рублей выделены на именные стипендии школьникам, учащимся системы начального профессионального образования и студентам, научные гранты молодым ученым, профильные смены для одаренных детей в оздоровительных лагерях. Со следующего года количество именных стипендиатов за успехи в области науки, искусства и спорта увеличатся до 1000, а сама стипендия возрастет до 24 тысяч рублей.

– А все ли вас устраивает в национальном проекте, учитываются ли в нем особенности регионов?

– На мой взгляд, проект целесообразно дополнить начиная с 2007 года мерами по поддержке системы начального и среднего профессионального образования.

Мы ведь наблюдаем острый дефицит квалифицированных рабочих и техников. Этот дефицит ощущается практически всеми субъектами Российской Федерации и отраслями экономики. И понятно, что он обусловлен не только демографическими проблемами, но и устаревшей ресурсной базой образовательных учреждений этого уровня. В связи с этим в рамках национального проекта могла бы быть оказана точечная поддержка развития системы профессионального образования.

Эффективной формой такой поддержки может стать создание сети многофункциональных ресурсных центров. Они бы могли обеспечивать необходимые условия для реализации наиболее сложных и дорогостоящих программ подготовки высококвалифицированных кадров из числа молодежи.

Это не только даст серьезный импульс для перехода начального и среднего профессионального образования к подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. Мне кажется, такая мера послужит катализатором оптимизации региональных сетей профессионального образования на новой, более эффективной основе. Она бы позволила создать современные центры качества подготовки квалифицированных рабочих и техников для ключевых секторов экономики.

– Существует ли в Московской области проблема обеспеченности педагогическими кадрами?

– Могу с удовлетворением ответить – такой проблемы у нас нет.

Существующая в Московской области система подготовки педагогических кадров полностью удовлетворяет потребность учреждений. Ежегодно в областные учреждения высшего и среднего педагогического образования принимается в общей сложности более трех тысяч студентов.

В целях закрепления молодых педагогов существует ряд мер. Выпускникам педагогических вузов и ссузов, приступившим к работе в областных и муниципальных образовательных учреждениях, выплачиваются единовременные пособия. Кроме того, молодые специалисты в течение двух первых лет работы получают ежемесячные доплаты к заработной плате.

– Немаловажный, если не самый главный фактор кадровой стабильности, – зарплата. Какая она сейчас у подмосковных учителей?

– Областное правительство постоянно поднимает зарплату педагогам. На 1 июня нынешнего года средняя зарплата учителя достигла 10 тысяч 300 рублей. Кроме того, лучших педагогов мы поддерживаем губернаторской премией, которая составляет 40 тысяч рублей… А лучшие из лучших, это 359 человек, за свой вклад в образование и профессиональное мастерство в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получат Премию Президента России в размере 100 тысяч рублей.

– Развивается ли наука в подмосковных вузах? Есть ли изюминки, успехи в области науки и образования, заметные на общероссийском фоне?

– Научная составляющая является неотъемлемой частью работы каждого высшего учебного заведения, и научным школам высших учебных заведений Подмосковья есть что предъявить.

Самый молодой областной вуз – Международный университет природы общества и человека «Дубна». Университет принимал участие в проведении IV и V Общенациональных экологических форумов, в разработке Национальной экологической доктрины, одобренной Президентом России В.В. Путиным. Этот вуз ежегодно проводит международные научные конференции, имеет опыт научного сотрудничества более чем с 50 зарубежными вузами и организациями в 20 странах мира.

Знаменательным для подмосковного образования и науки событием стало присуждение Государственной премии за создание учебного комплекта «Русский язык. 10-11 классы» авторскому коллективу Московского государственного областного университета под руководством профессора Нины Григорьевны Гольцовой. Эта награда является свидетельством весомого вклада областной системы образования в целом в развитие российского образования.

Борис ГРОМОВ с детьми открывают школу №19 в Химках. Фото Вячеслава КИСЕЛЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте