С 25 по 27 апреля в Санкт-Петербурге прошел семинар-совещание «Модернизация системы общего образования. Нормативное финансирование и отраслевая система оплаты труда как механизмы повышения кадрового потенциала». Семинар, организованный Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки, по праву получил статус Всероссийского. В Северную столицу съехались более 120 человек из 67 субъектов РФ. Причем половина участников состояла из руководителей и представителей финансовых служб региональных органов управления образованием, а половина – из лидеров территориальных организаций профсоюза.
В подготовке и проведении совещания участвовали председатель профсоюза Галина Меркулова, ее заместитель Татьяна Куприянова, секретарь ЦК Владимир Лившиц, зав. отделом по вопросам общего образования Татьяна Алешина, эксперт Вера Понкратова. Минобрнауки РФ на семинаре представляли директор Департамента государственной политики в сфере образования Исаак Калина и начальник отдела Департамента экономики и финансов Галина Башкина.
Естественно, что участники семинара с большим интересом слушали выступления представителей Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Ведь здесь с 1 января 2006 года введена новая оплата труда работников образования. Леонид Илюшин, начальник отдела модернизации образования Комитета, поведал коллегам о достижениях в ходе реализации поставленных целей и сохраняющихся проблемах в сфере образования города. Лариса Кожевникова, начальник финансового управления Комитета, рассказала о совместной работе с территориальным комитетом профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области над новой системой оплаты труда, о проведенной социальными партнерами разъяснительной работе в районах города и конкретных образовательных учреждениях, о нерешенных вопросах, а также о первых положительных изменениях в кадровой ситуации: в связи с ранее проведенным кардинальным повышением зарплаты учителей и других работников отрасли количество педагогических вакансий снизилось с 4418 на 1 января 2005 года до 816 на 1 июля 2005 года. Отвечая на вопросы участников совещания по ряду спорных положений новой системы, Лариса Кожевникова с благодарностью отметила ту положительную роль, которую сыграла экспертиза проектов документов, проведенная в ходе их подготовки специалистами ЦК профсоюза.
Еще один регион, где введена новая система оплаты труда работников образования, – это Тюменская область. Председатель обкома профсоюза Валентина Худякова подробно рассказала об этапах модернизации системы образования в регионе, причинах и условиях реструктуризации сети учреждений, оптимизации их штатов, о подготовке новых условий оплаты труда работников отрасли, введение которых в области сопровождалось выделением значительных дополнительных средств из бюджета.
Отметив, что реальное повышение зарплаты учителей – это, безусловно, положительный факт, участники семинара вместе с тем выразили серьезную обеспокоенность: в Тюменской области отказались от порядка установления учителям ставки заработной платы при условии выполнения нормы недельной учебной нагрузки, определенной федеральным законодательством, а также установили зависимость уровня оплаты труда от количества учеников в классе и, по сути, ввели сдельную оплату труда для учителей. По мнению участников семинара-совещания, это приводит к необоснованной интенсификации труда учителя и не создает благоприятных условий для повышения качества образования, улучшения психологического климата в педагогических коллективах.
Кроме того, на семинаре бурно обсуждались вопросы, связанные с высвобождением работников из сферы образования, их трудоустройством и переобучением, а также принятые в регионе меры, направленные на создание дополнительной мотивации ухода на заслуженный отдых учителей пенсионного возраста (единовременная выплата в размере 20 тысяч рублей и ежемесячная доплата к пенсии в размере 650 рублей). В итоге участники совещания высказались за проведение более глубокого анализа и всестороннего мониторинга последствий введения в Тюменской области новых условий оплаты труда.
О предложениях по переходу на отраслевые системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений бюджетной сферы рассказал Сергей Горбарец, зам. начальника трудовых отношений и оплаты труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ. Министерство подготовило проект постановления Правительства РФ о переходе на новые, отличные от Единой тарифной сетки, системы оплаты труда бюджетников:
– Все профессии и должности мы разделили на четыре укрупненные квалификационные группы в зависимости от уровня квалификации, необходимой для осуществления соответствующей деятельности. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений с начальным профобразованием. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего образования по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим образованием. Сейчас дискутируется вопрос о введении еще одной группы, где будут уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или звания.
Как объяснил Сергей Горбарец, укрупненные квалификационные группы в свою очередь будут распределяться на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню образования и профессиональной подготовки. То есть будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, образования, культуры и других отраслей бюджетной сферы. Для каждой группы будет установлен базовый оклад – величина, на которой должна строиться система оплаты труда. И наконец, профессии и должности в каждой профессионально-квалификационной группе планируется распределить еще и по квалификационным уровням в зависимости от должностной (профессиональной) компетентности, необходимой для выполнения работы. Для каждого уровня предполагается установить диапазон должностных окладов (ставок зарплаты), при этом установление окладов в рамках этого диапазона планируется отнести к компетенции руководителя учреждения. Кроме того, Минздравсоцразвития РФ предлагает новый порядок установления и утверждения перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Сергей Горбарец обратил внимание участников совещания на то, что разработка всех этих предложений идет в период подготовки рассмотрения Государственной Думой во втором чтении поправок к Трудовому кодексу РФ. Среди предлагаемых изменений – введение в ТК нового уровня федеральных государственных гарантий по оплате труда для работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы, имеющих высокий уровень квалификации, в виде базовых должностных окладов, ставок заработной платы работников по соответствующим профессионально-квалификационным группам.
Галина Башкина и представители ЦК профсоюза рассказали о подготовленных совместно замечаниях и предложениях к проекту постановления Правительства РФ, а также о переговорах и консультациях, которые проводятся по проблемам отнесения должностей служащих в сфере образования (в первую очередь учителей и профессорско-преподавательского состава) к профессионально-квалификационным группам и квалификационным уровням в соответствии с принципами, предложенными Минздравсоцразвития РФ.
По итогам обсуждения всех представленных вариантов участники совещания высказали в адрес Минобрнауки пожелание ускорить работу по определению порядка, сроков и уровней оплаты труда и предпринять реальные шаги для значительного повышения зарплаты работников образования.
На «круглом столе», посвященном нормативно-подушевому финансированию, выступила Наталья Типенко, руководитель проекта «Внедрение нормативного бюджетного финансирования» в Национальном фонде подготовки кадров, руководитель сектора финансирования социальной сферы Центра фискальной политики. Она подробно осветила наиболее острые проблемы, которые возникли при введении нормативного бюджетного финансирования (НБФ) в пилотных регионах, имеющих методическое сопровождение НФПК, а также в других субъектах РФ. В частности, при внедрении подушевого принципа нередко не учитывается специфика малокомплектных школ, что в большинстве случаев приводит к дефициту средств в муниципалитетах. В качестве рекомендации она предложила принимать на уровне субъекта РФ закон о малокомплектных школах либо утверждать перечень этих школ в виде приложения к региональному закону о бюджете.
Финансирование школ в малых и средних городах на основе усредненных подушевых нормативов без учета того обстоятельства, что наполняемость классов по крайней мере в 50 процентах таких школ ниже установленных норм, может уже в этом году привести к росту задолженности по зарплате в регионах.
По словам Натальи Типенко, к сожалению, в большинстве регионов России до школы доводится не норматив подушевого финансирования, а помуниципальный норматив, который предназначен для межбюджетных перечислений и определяется исходя из фактически сложившихся расходов на общеобразовательные учреждения и общего количества обучающихся.
В ходе обсуждения этой проблемы высказывались различные предложения по совершенствованию порядка разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Например, на уровне региона утверждать методику расчета норматива подушевого финансирования в зависимости от уровня образовательной программы (некий модельный порядок), а на уровне муниципалитета – нормативный правовой акт о порядке распределения средств.
Все представители регионов, где уже накоплен определенный опыт планирования расходов на основе НБФ, говорили о том, что необходимо установить адаптационный период для перехода к финансированию образовательных учреждений на новых принципах.
Как отметили Наталья Типенко и целый ряд представителей органов управления образованием, для того чтобы с самого начала не дискредитировать идею, очень важно составить план перехода на нормативное бюджетное финансирование. В первую очередь необходимо создать рабочие группы и проанализировать ситуацию в сфере образования (определить количество малокомплектных школ, разработать критерии отнесения школ к малокомплектным, а также к имеющим статус инновационных, уточнить наполняемость классов, в том числе в сельской местности, малых и средних городах).
Этот план должен определять порядок, сроки формирования и утверждения методики расчета нормативов финансирования, принятия решения об адаптационном периоде, определения поправочных коэффициентов для реализации тех или иных образовательных программ, разработки закона о минимальных бюджетных стандартах.
Важно своевременно и в полном объеме оценить риски и социальные последствия скоропалительных и непродуманных решений, связанных с внедрением подушевых нормативов, в законодательном порядке предусмотреть сохранение финансовых ресурсов в сфере образования в случае реструктуризации сети образовательных учреждений, сокращения штатов и численности работающих.
Для успешного введения подушевого финансирования необходимо провести массовое обучение директоров и специалистов в системе образования по этим вопросам. Кроме того, обязательной частью плана должно стать создание программы переобучения высвобождающихся кадров.
На совещании звучали предложения об уточнении понятия и наполнения подушевого норматива, о поэтапном увеличении размера надтарифного фонда оплаты труда, а также доли учебных расходов в нормативе.
Представители регионов попросили Минобрнауки РФ ускорить подготовку рекомендаций (или моделей) расчета норматива подушевого финансирования для учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования, а также рекомендаций по установлению родительской платы за содержание детей в детских садах.
Подводя итоги, профсоюзные лидеры и руководители органов управления образованием регионов практически единодушно высказались за то, чтобы продолжить практику проведения совместных совещаний по наиболее актуальным вопросам в отрасли.
Комментарии