search
main
0

Главный символ страны Тема “Можно ли увидеть государство”. 5-й класс

Задача: воспитание осознанного уважительного отношения к государственной символике.
Урок носит информативный характер.

Оборудование урока:
Учебник “Граждановедение”, ╖16.
Флаги СССР и РФ. Герб Российской империи, СССР, Российской Федерации. Брошюры с текстами основных законов Российской Федерации.
Раздаточный материал: “Символика цветов и фигур. Правила составления гербов”. Бумага, фломастеры.

На доске эпиграф:

“Самый распространенный вид гордости – национальная гордость” (А. Шопенгауэр).

Мотивация:
Видеосюжет о встрече в аэропорту Внуково официальной правительственной делегации.

Работа в группах
Класс разбивается на три группы, каждой из которых дается задание: познакомиться с текстом учебника и дополнительной информацией и приготовить рассказ:
1) о флаге (учебник, стр. 121-122, тема 1 на с. 126);
2) о гербе (учебник, стр. 122, 125, “В мире мудрых мыслей”, с. 126);
3) о гербе Москвы (стр. 124);
4) о гимне нашей страны (учебник, стр. 122-123, 126).
В качестве дополнительного источника каждой группе дается “Энциклопедия для детей” издательства “Аванта +”, т. 5 (любое издание), “Что такое, кто такой?”, “Педагогика-Пресс”, М., 1994, тт. 1 и 3 (статьи “Герб” и “Флаг”, “Я познаю мир”). Детская энциклопедия.
История. М., ТКО “АСТ”, 1996, с. 443, статья “Флаг”, Дегтярев А. История Российского флага. М., ТОО “ИНТЕЛЕХ”, 1994.
Обмен информацией между группами (сообщения учащихся). Беседа по вопросам на с. 124.
Применение знаний. Задание 1 на стр. 124, “Попытайтесь поспорить”, стр. 127.
Внеклассная работа. Конкурс на лучший герб (герб школы, класса, семьи).
Домашняя работа. ╖16.

Символика цветов и фигур. Правила составления гербов
Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю возникновения, развития и использования гербов, их символику; наука о составлении гербов. В последнее время в нашей стране возродился интерес к геральдике, работает Геральдическое общество. Издается специальный журнал “Вестник геральдиста”. Идет большая работа по восстановлению старых гербов и созданию новых. Для проведения этой работы необходимо знать правила геральдики.
Согласно канонам классической геральдики герб состоит из щита, шлема с короной, определяющей ранг владельца герба, из обрамления щита (намета), щитодержателя, мантии и девиза. Ромбовидный щит, как правило, принадлежит даме. Все фигуры смотрят влево от нас. На ободке герба помещали девиз его владельца, позже его стали писать на ленте. Девиз феодала красноречиво говорил о его жизненных принципах: “Я не король и не принц, а сеньор де Куси!”, “Герцог Савойи, иду своей дорогой”; девиз английских королей “Бог и мое право!”.

Форма герба
Овальная форма герба характерна для Италии, треугольный герб – норманнский, французский – прямоугольный с закруглением или выступом внизу, немецкий герб имел вырезную форму.

Символика цветов
Желтый цвет (цвет золота) – благородство, знатность, богатство, сила.
Серебро – невинность и доброта.
Красный (червленый) – храбрость.
Голубой – верность.
Лазурь (ярко-голубой) – великодушие.
Синий – мир.
Зеленый – надежда, обновление, молодость.
Черный – мудрость и печаль.
Белый – вечность.
Все, что изображалось на гербе, имело большое значение. Изображения делились на геральдические (линии и кресты) и негеральдические – естественные (люди, животные, растения, светила, стихии, например, туча), искусственные (изображение богов, оружие, корабль и т.д.), легендарные (дракон, кентавр и др.).
Символика фигур, изображаемых на гербе:
лев – отвага, гнев, великодушие;
роза – чистота, святость;
лилия – расцвет (королевский и государственный французский герб);
гриф – свирепость;
единорог – непобедимость;
ключ – открытость;
открытые ворота – гостеприимство (на гербах городов Пуатье, Прага, Буда, Рига эти фигуры говорят о занятии торговлей);
опущенный меч – мир;
поднятый меч – оборона;
змея (в восточной геральдике) – мудрость.
Орел и лев – “царственные” хищники, символ верховной власти. Такое же значение имеет двуглавый орел, наличие которого в гербе указывает, что данное государство является империей. Лев, стоящий на четырех лапах, – поверженный, символ подчинения более сильному государству. Крепость, пушка, шпага – символы воинской доблести; улей и пчела – трудолюбия; отрезанный правый угол щита – опала, наказание.

Положение фигур на щите
Если на щите одна фигура, то она всегда располагается в центре. Если фигур несколько, то они должны занимать все поле щита, не касаясь его края.
Людмила БЕЛОВА,
учитель граждановедения школы N41

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте