search
main
0

Главный рисующий цвет. Тема «Черное и белое – основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики». 6-й класс

Цели: 1. Формировать представление о силуэте как выразительном средстве графики, который дает возможность показать форму пятен, их конфигурацию, характер, движение, читаемость. Дать представление о разнообразии графических средств: чем отличается пятновое решение композиции от линейно-пятнового и линейного. Познакомить с новой композицией – купонной («купаж»), характерной для народного искусства, с искусством силуэтного портрета, популярного в XVIII-XIX веках, в пушкинскую эпоху. 2. Развивать навыки работы с художественными материалами в технике аппликации. 3. Воспитывать аккуратность, умение работать в группах. 4. Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и творчеству.

Интересно, а почему же изображение в виде теней назвали «силуэтами», а не иначе? Откуда это слово? Скажите, а почему головы людей изображают в профиль, а не в фас? Верно. Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

Вид урока: групповое творческое проектирование.

Оборудование и материалы: схемы рисования головы человека в профиль; силуэтные портреты Эжена де Силуэта, сказочных персонажей; учебное пособие «Бабочки»; репродукции мастеров графики Г.Нарбута, Н.Ильина, Ф.Толстого, И.Рерберга, М.Добужинского; графический портрет А.Пушкина; тематический уголок «Друзья мои, я Пушкина люблю…» с подсвечником, чернильницей с пером, книжным томом А. Пушкина; словарик: графика, силуэт, Эжен де Силуэт, профиль, купонная композиция, линейная композиция, пятновая, линейно-пятновая композиция; павлово-посадский платок; художественные материалы для выполнения аппликации: черная бумага, ножницы; магнитофон, классическая музыка.

Ход урока

Художники-графики очень любят черный цвет, потому что он главный рисующий цвет и без него им никак нельзя обойтись. (Показ линейно-пятнового портрета А.Пушкина.)

Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах. В них все изображено в виде черных теней. Как называют такие изображения? (Силуэты.)

Ситуация порождения сомнения

Вопрос: силуэт – это тень? Так ли это?

Не всегда. Силуэт подобен тени объекта, но падающие тени изменяются в зависимости от положения и освещения объекта. Вспомним лето, жаркий полдень и тень, бегущую впереди или позади нас. Она не повторяет нашу фигуру. Это тень, измененный силуэт. А в силуэте главное – это правдивое, выразительное изображение, характеризующее форму объекта.

Как вы думаете, почему я сегодня одета в черно-белый костюм и вокруг нас черно-белые рисунки? (Потому что тема урока «Силуэт».)

(Обращаемся к словарику на доске.)

Что такое силуэт?

Сообщение ученика.

Силуэт (фр. silhouette) – плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне – в технике выворотки.

Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами.

Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.

В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII века во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф.Толстой, М.Добужинский, А.Ильин, Н.Рерберг, Г.Нарбут, Е.Кругликова.

(Показ силуэтов работы Н.Ильина «Пушкин и няня».)

Сегодня 19 октября – День лицея. Мы вспоминаем нашего великого поэта А.С. Пушкина, учившегося в лицее.

Перед вами фигурная композиция Н.Ильина «Пушкин и няня». Сюжет композиции – простой и трогательный. Великий поэт читает любимой няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать. Он изогнул спинку и помахивает хвостом. Интересно, уж не этот ли кот, силуэт которого мы видим, стал для Пушкина сказочным котом ученым? Каждый предмет, каждая фигура – это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

Как у Пушкина: «… И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции? Верно. За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне. Значит, зима, поздний вечер. Значит, силуэты могут быть не только черными на белом фоне, но и белыми на черном фоне – выворотками.

Посмотрите, какую замечательную иллюстрацию сделал художник Георгий Нарбут. Что на ней изображено черным силуэтом, а что – белым? (Ответы.)

Это камея – изображение темного или белого силуэта головы в профиль в круге или овале, что придает камее изящную завершенность.

Нарбут Георгий Иванович (1886 – 1920), русский художник.

Родился в деревне Нарбутовка на Украине. Приехав в Петербург, поселился у И.Билибина, ставшего его наставником. Связанные с Билибиным издатели обратили внимание на талантливого юношу, заказывая ему детские книги: «Журавль и цапля», «Медведь», «Теремок» и др. Под руководством Билибина, М.Добужинского, Л.Бакста Г.Нарбут получил прекрасное образование в России и в Германии. Был членом объединения «Мир искусства».

Нарбут иллюстрировал в технике силуэта произведения В.Жуковского, «Сказки» Г.-Х.Андерсена, басни И.Крылова.

Развивая лучшие традиции русской книжной графики, Нарбут создал свой собственный стиль в области книжной иллюстрации на основе декоративных мотивов украинского народного искусства, каллиграфии и древних манускриптов.

В советское время Нарбут стал профессором Украинской академии изящных искусств.

(Рассматриваем силуэтный автопортрет Г.Нарбута.)

Посмотрите, как искусно сделаны силуэтные портреты. Это Нарбут изобразил себя – свой автопортрет.

На другой иллюстрации к книге «Спасенная Россия в баснях И.Крылова» мы видим двух товарищей, мирно беседующих друг с другом. На светлом фоне оба силуэта «читаются» очень хорошо, не пропадают.

(Беседа о том, где мы сейчас встречаемся с силуэтными изображениями.Фотопленка – позитив и негатив,фотографии, картины художников, реклама в журналах и газетах, логотипы, эмблемы и др.)

Теперь отметьте еще одну особенность силуэта. Прилетела черная бабочка и села на белое поле (показ). Прилетела белая бабочка и села на черное поле (показ). Прилетела третья бабочка – разноцветная (показ). Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета? Верно, у силуэтных бабочек крылья внутри проработаны – тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно. Вот целая стайка бабочек. Издали они выглядят черными пятнышками (показ). Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

Интересно, а почему же изображение в виде теней назвали «силуэтами», а не иначе? Откуда это слово? (Обращаемся к словарику на доске.)

Длинный нос

Из истории мы узнаем, что силуэт – это фамилия человека, француза. Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. Сам Эжен де Силуэт увлекался вырезанием портретов из черной бумаги.

И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газету, все равно узнали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. С этого случая такие изображения и стали называть силуэтами. Было это почти 200 лет назад. (Показ предполагаемого портрета с длинным носом и париком на голове.)

Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный силуэтный портрет за меньшую цену хотели многие. Такими портретами украшали стены комнат, кабинетов. (Показ силуэтных композиций Ф.Толстого «Крестьянский двор» и др.) Силуэтами украшали шкатулки, вазы, посуду, зонтики.

В России любили все французское. Дворяне говорили на французском языке. Силуэт стал популярен в России в XVIII – XIX веках.

Перед вами силуэты красивых женских головок с веером, в шляпках, в круглых медальонах. Это пушкинские барышни.

Скажите, а почему головы людей изображают в профиль, а не в фас? Верно. Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте. (Обращаемся к словарику на доске.)

Вспомним, как надо рисовать голову человека в профиль (вид сбоку).

1. Сначала художник делает карандашный набросок базовой формы головы. Потом прорисовывает черты лица по конструктивным линиям и обозначает форму волос или головного убора.

2. Подправляет контуры лица и волос, чтобы получилось похоже на выбранную модель. Затем обводит готовый контур карандашом, стараясь не отрывать его от бумаги. Стирает все карандашные линии.

3. Полученный контур вырезает ножницами. Получается темный силуэт.

Постановка художественной задачи

На прошлом уроке вы начали делать групповые работы по произведениям А.Пушкина. Каждая группа выбрала одну из сказок и поэм:

«Сказка о попе и работнике его Балде»;

«Сказка о золотом петушке»;

«Сказка о царе Салтане»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…».

На формате А2 вы начали делать фигурные композиции по мотивам этих сказок. Сегодня вы завершите начатую работу и украсите ее силуэтными портретами персонажей (можно и портретами самого А.Пушкина).

Композиция силуэтных картин новая и необычная для вас. Она называется купонной – «купаж» и используется в народном декоративном искусстве. (Показ павлово-посадского платка или шали.)

Задание: сделать силуэты сказочных персонажей и украсить ими общие композиции.

Для выполнения задания необходимо иметь: прямоугольник черной бумаги 14х10 см., карандаш, ножницы, клей, тряпочку.

Последовательность выполнения такова:

1. На обратной стороне черного прямоугольника нарисовать голову в профиль.

2. Вырезать голову по контуру, начав сбоку.

3. Красиво расположить профили в верхней части коллективной композиции.

4. Наклеить их.

5. Написать название композиции черным фломастером или маркером. В правом нижнем углу указать авторов работы.

Практическое выполнение задания в группах

Физкультминутка.

Мы сегодня рисовали. (Руки вытянуты вперед, сжимаем и разжимаем пальцы.)

Наши пальцы так устали.

Мы немного отдохнем,

Рисовать опять начнем. (Встряхиваем руками.)

Подведение итогов, анализ работ, вывод

(Первые законченные работы сразу укрепляются на доске. Отмечаются наиболее красивые, оригинальные композиции и выразительные силуэты героев. По характеру контура определяется характер персонажей.)

Вывод: Силуэт – одно из самых сильных, ярких, правдивых, выразительных средств графики. С его помощью можно охарактеризовать человеческую фигуру или портрет, выделить ее среди других фигур и предметов.

Марина СЛАСТНИКОВА, учитель изобразительного искусства лицея №18, Сарапул, Удмуртская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте