При этом он не может строиться исключительно как утилитарный «бухгалтерский» инструмент детального нормирования и учета. Надо экспериментировать с такими системами оплаты, при которых бюрократическая отчетность большинства учителей сократится, а стимулироваться будет высокая квалификация и результативность. Важно рассматривать профессиональный стандарт и как инструмент качественного обновления учительского корпуса, привлечения лучших молодых кадров. Он будет вводиться поэтапно, синхронно с совершенствованием системы педагогического образования.
Несомненно, не имеет смысла повышать заработную плату и находить иные стимулы для повышения качества работы учителей, если не создавать нормальные условия для совместной работы учеников и педагогов. За последние годы в инфраструктуру школьного образования (в том числе в информационно-технологическую инфраструктуру) были вложены огромные средства.Завершающийся в этом году проект по модернизации региональных систем общего образования позволил нам полностью решить некоторые инфраструктурные проблемы в сфере школьного образования. Во всей стране было организовано дистанционное обучение детей-инвалидов, в целом возможность дистанционного обучения была создана в 8,5 тыс. школ, отремонтировано около 120 тыс. помещений, улучшена инфраструктура более 35 тыс. школ, закуплено более 60 млн единиц учебной литературы, что позволило пополнить фонды почти 40 тыс. школьных библиотек, приобретение нового школьного, в том числе мультимедийного, оборудования позволило обеспечить обучение в условиях, соответствующих современным требованиям, подавляющему большинству наших школьников.Сегодня в этой сфере есть две ключевые задачи. Во-первых, надо обеспечить интенсивное использование обновленной инфраструктуры. Недопустимо экономить на электронных учебных материалах, на Интернете, на расходных материалах для купленной недавно техники. Это становится ответственностью регионов, муниципалитетов, школ. Во-вторых, нам надо добиться, чтобы в каждой школе условия обучения соответствовали новым стандартам. Слово «каждой» здесь принципиально. Речь идет о тех школах, которые пока не получили современной технологической базы, где не созданы все условия, включая самое базовое благоустройство. Нужно решить вопрос обеспечения всех без исключения школ доступом в Интернет с хорошей скоростью. Не секрет, что до сих пор в регионах есть школы, в которых скорости Интернета едва хватает, чтобы пользоваться электронной почтой. Мы видим это как межведомственную задачу, в которой вклады местных властей в создание базовых условий обучения будут поддержаны вкладами регионов в технологическую базу обучения.Положительные итоги реализации проекта по модернизации общего образования стимулировали запуск аналогичного проекта по дошкольному образованию. В этой сфере нам необходимо обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, но в идеале мы планируем ликвидировать очередность в детские сады для детей всех возрастов. Для поддержки с федерального уровня реализации региональных программ развития дошкольного образования в этом году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделены субсидии в общем размере 50 млрд рублей. В рамках этого мероприятия будут создаваться и оснащаться новые места в дошкольных организациях, осуществляться поддержка развития негосударственного сектора дошкольного образования и развитие иных форм предоставления дошкольного образования. В этом году субъекты Российской Федерации с использованием средств субсидий смогут ввести 350 тыс. новых мест в дошкольных организациях.Учитывая успешный опыт реализации МРСО, министерство прорабатывает возможность запуска аналогичной программы в сфере дополнительного образования детей, основная цель которой – обеспечение устойчивого развития дополнительного образования детей, увеличения масштаба деятельности, качества услуг и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него гражданских и патриотических ценностей и компетенций. Проект соответствующей программы развития дополнительного образования детей до 2020 года уже подготовлен. В нем предусмотрен комплекс мер, направленных на увеличение числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, а также обеспечение методической и методологической поддержки субъектов Российской Федерации.Министерство будет реализовывать аналогичные программы, направленные на развитие системы среднего профессионального образования. Летом 2013 года мы одобрили Стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года, которая рекомендована субъектам Российской Федерации для разработки и корректировки региональных программ развития профессионального образования.Мы уже не раз говорили, что приоритетом нового учебного года должно стать такое переформатирование ЕГЭ, которое обеспечит его честность и справедливость. Здесь усилий одного только федерального центра никогда не хватит. Нетерпимость к жульничеству на экзаменах должна стать ключевой характеристикой каждой школы, каждого пункта проведения экзамена. Честность ЕГЭ станет важнейшим критерием оценки руководителей образования на всех уровнях. Подчеркну, что речь идет не столько о практиках контроля, сколько о выращивании культуры понимания результатов, их общественного обсуждения на основе вовлеченности педагогов, управленцев и общественности в осуществление изменений.Для совершенствования системы ЕГЭ обеспечивается повышение информационной безопасности на федеральном и региональном уровнях, модернизируются технологии проведения ЕГЭ, совершенствуются технологии доставки экзаменационных материалов. Для обеспечения открытости системы государственной итоговой аттестации запланировано открытие банка заданий государственной итоговой аттестации выпускников и ЕГЭ.В прошлом году был проведен мониторинг деятельности государственных вузов для оценки эффективности их работы. Этот мониторинг был неоднозначно воспринят общественностью. Но хочу напомнить, что реорганизация вузов или закрытие их филиалов в этом случае не были самоцелью. Это был назревший шаг по обеспечению высокого уровня качества высшего образования. Мониторинг эффективности, проводимый в этом году, базируется уже на доработанных критериях, при оценке эффективности вузов теперь будут учитывать специфику их деятельности, введены дополнительные критерии, в том числе показатель, характеризующий трудоустройство выпускников. В этом году участие в мониторинге принимают все образовательные организации высшего образования, за исключением образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, мы рассчитываем, что он пройдет на качественно новом уровне, результаты мониторинга будут подведены до конца ноября.Для повышения конкурентоспособности высших учебных заведений среди ведущих мировых научно-образовательных центров отобранным по результатам конкурса 15 отечественным вузам предусмотрена существенная господдержка. Использование этого инструмента позволит нашим вузам добиться лучших результатов в международных рейтингах, что в свою очередь напрямую скажется на привлекательности и популяризации нашего образования за рубежом.Говоря о высшем образовании, нельзя не сказать и о подготовке научно-педагогических кадров, государственной системы научной аттестации. За прошедший год ситуации, связанные с так называемым плагиатом в диссертациях на соискание ученых степеней, вызывали бурное общественное обсуждение. Вопрос о необоснованности присвоения ученой степени может рассматриваться исключительно на основе комплексного анализа диссертации, включающего проверку соблюдения формальных процедур защиты и оценку реальных результатов проведенного научного исследования.При этом в основу выводов о недобросовестном заимствовании не могут быть положены исключительно результаты применения информационных систем анализа заимствования научной информации, в частности, системы «Антиплагиат», установленной Российской государственной библиотекой. В части совершенствования процедуры присвоения ученых степеней в этом году были внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, и совсем недавно правительство приняло новый Порядок присуждения ученых степеней.Новый порядок формализовал требования по вопросам подачи и рассмотрения апелляции на решения диссертационных советов. Конкретизированы основания лишения ученой степени – нарушение критериев, которым должны отвечать диссертации. Увеличен срок давности по лишению ученой степени с 3 до 10 лет. Усилены гарантии прав граждан и повышена ответственность всех участников отношений в сфере государственной научной аттестации, в том числе членов экспертных советов ВАК и членов диссертационных советов. Все эти новации должны вернуть авторитет обладателям ученых степеней и помочь избежать их присуждения за псевдонаучные диссертации.Сегодня в соответствии с программными документами, определяющими государственную политику в этой сфере, главная задача – создать условия, при которых число детей, остающихся без попечения родителей, в том числе по социальным причинам, максимально сократится.За прошедшие годы уже удалось достичь определенных положительных результатов.За 2006-2012 годы сократилось: на 41% (со 127 до 74,7 тыс. человек) – число детей-сирот, выявляемых в течение года; на 29% (с 62,8 до 44,1 тыс. человек) – число родителей, лишенных родительских прав; на 31% (со 177 до 119 тыс. человек) – число детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.Приняты базовые законодательные и подзаконные акты по опеке и попечительству над детьми, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав.Для преодоления сложностей с семейным устройством таких категорий детей-сирот, как дети-инвалиды, дети старше 7 лет, братья (сестры), была создана система материального стимулирования усыновителей.Предусмотрено упрощение процедуры и сокращение сроков устройства детей-сирот на воспитание в семьи, в частности: увеличен срок предварительной опеки с 1 до 6 месяцев с возможностью его продления до 8 месяцев, с целью предотвращения помещения выявленного ребенка под надзор в организацию для детей-сирот; исключены требования к кандидатам в усыновители и опекуны по предоставлению документов, подтверждающих соответствие жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам; увеличен срок действия медицинского заключения о состоянии здоровья граждан с 3 до 6 месяцев; сокращен срок подачи апелляционной жалобы на решение суда об усыновлении ребенка с 30 до 10 дней. Таким образом, решение суда об усыновлении теперь вступает в силу в течение 10 дней; увеличен срок временной передачи ребенка в семьи (на каникулы из организаций) до 3 месяцев с возможностью его продления до 6 месяцев; исключено требование о представлении опекунами документов, подтверждающих расходы на питание и предметы первой необходимости ребенка.Принятые меры уже позволили достичь определенных результатов.Число детей-сирот, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, с начала года сократилось на 9009 детей (с 119070 на 1 января 2013 г. до 110061 на 1 октября 2013 г.). Всего за 9 месяцев 2013 года было устроено на воспитание в семьи 43087 детей. По прогнозным данным, до конца года органы опеки и попечительства планируют передать гражданам на воспитание еще 22509 детей. Таким образом, планируется устроить в течение 2013 года 65596 детей, что превысит показатель прошлого года на 6,7 % (в 2012 году было устроено в семьи граждан 61428 детей).В I полугодии 2013 года по сравнению с I полугодием 2012 года на 3,4% снизилось число вновь выявленных детей-сирот, а число детей, переданных на воспитание в семьи, увеличилось на 9,7% (I полугодие 2012 г. – 28947 детей, 2013 г. – 31762 ребенка). Усыновление детей иностранными гражданами сократилось на 32% (I полугодие 2012 г. – 1197 детей, 2013 г. – 805 детей).Вместе с тем в настоящее время остаются проблемными вопросы, связанные с профилактикой социального сиротства.Сегодня в регионах активно формируется система служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот. На развитие этой системы также будет направлено принятие законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».В настоящее время проходит его подготовка ко второму чтению, в рамках которой прорабатываются в том числе и вопросы оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Совершенствования также требует деятельность организаций для детей-сирот.Министерство последовательно ориентирует субъекты Российской Федерации на необходимость взвешенного подхода к реструктуризации сети таких организаций.На уровне правительства планируется установить единые подходы к регулированию их деятельности. В частности, обеспечить создание в организациях для детей-сирот, независимо от их ведомственной принадлежности, условий воспитания детей, приближенных к семейным, использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот, разукрупнение сети организаций, повысить эффективность межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав детей-сирот.Реализация указанных задач позволит нам обеспечить достойный уровень жизни детей-сирот и их скорейшее устройство на воспитание в семью.
Комментарии