Декабрь – знаковый месяц для системы дополнительного образования. Год назад, в декабре 2013‑го, в Москве прошла конференция работников дополнительного образования, одним из инициаторов которой стал Общероссийский Профсоюз образования, а в конце декабря 2014 года в Ярославле состоялся I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей. Организаторами масштабной встречи выступили Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Министерство спорта РФ, Правительство Ярославской области. В работе съезда приняли участие около 700 педагогов, ученых и экспертов, представителей органов управления в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики, общественных организаций из всех уголков страны, а также зарубежные гости из Казахстана, Белоруссии и Болгарии. Делегацию Общероссийского Профсоюза образования на съезде возглавила заместитель председателя Татьяна Куприянова.
Открыли съезд в режиме видеоконференции заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов и заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев. Вениамин Шаевич напомнил, что не так давно форум «Будущие интеллектуальные лидеры России» собрал в Ярославле одаренных детей – победителей всевозможных олимпиад, творческих конкурсов практически из всех регионов страны. На форуме можно было еще раз убедиться, что в России великолепная, талантливая молодежь, которой по силам очень многое. Задача Правительства России, министерств, ведомств, органов исполнительной власти на местах, образовательных учреждений – не только сохранить все хорошее, что есть в системе дополнительного образования, но приумножить тот ценный опыт, каким располагает педагогическое сообщество.В 2014 году Правительством РФ была принята Концепция развития дополнительного образования детей. Ее широкое обсуждение длилось в течение полутора лет. Межведомственный план мер по ее реализации на ближайшие три года будет предложен к рассмотрению в Правительство РФ. Этот комплексный план объединяет задачи, которые стоят не только перед Минобрнауки РФ, но и перед Министерством культуры РФ и Министерством спорта РФ.Вениамин Каганов подчеркнул, что, в сложный экономический период, который вместе со страной переживает система образования, важно не потерять ни одного талантливого педагога, ни одного ребенка, желающего заниматься в кружках. И напомнил, что об этом сказал Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 года: «Каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В этой связи недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности.Прошу правительство и регионы обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы ее решения. Главное, у ребенка, у родителей должен быть выбор: получить дополнительное образование на базе школы, или в муниципальном творческом центре, или в негосударственной образовательной организации, чтобы это было доступно и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты».Как отметил заместитель министра образования РФ, несмотря на сложность работы в новых экономических условиях, решать поставленные задачи по развитию системы дополнительного образования необходимо: «Нам бы хотелось, чтобы участники съезда, который проходит в прекрасном городе, богатом не только объектами культурного наследия, но и глубокими традициями в области дополнительного образования детей, смогли не только обменяться опытом, но и предложить механизмы по развитию и сохранению качественного и доступного дополнительного образования. Сейчас идет разработка стратегии воспитания подрастающего поколения, в которой роль дополнительного образования детей чрезвычайно высока».Также Вениамин Шаевич отметил, что много нового происходит и будет происходить в сфере физической культуры и спорта, это связано и с поэтапным внедрением Всероссийского комплекса ГТО, и с созданием Федерального центра физического воспитания, который должен оказывать методическую поддержку учреждениям при взаимодействии с органами управления.Статс-секретарь – заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев напомнил о том, что еще в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года говорится об увеличении количества детей, участвующих в творческой жизни. А это напрямую относится к сфере дополнительного образования. «У нас есть сильные творческие коллективы, педагоги, способные откликнуться на искания детей. Вам, участникам съезда, вашим коллегам повезло работать с ищущими детьми, которые хотят в этом мире что-то сделать. Вы должны откликнуться на их запросы. Министерство культуры будет вас в этом поддерживать».Григорий Петрович призвал развивать детские школы искусств, которые являются основой профессионального художественного образования, привел в пример другим регионам Краснодарский край, где открываются новые ДШИ. И особо поприветствовал приехавших на съезд в Ярославль представителей крымских организаций дополнительного образования детей.Ярославль как место проведения I Всероссийского съезда педагогов дополнительного образования детей был выбран не случайно, здесь есть чему поучиться. Как отметил губернатор Ярославской области Сергей Николаевич Ястребов, в регионе, кроме традиционных, реализуются принципиально новые проекты. Один из них – «Ярославская математическая школа». Свидетельство его успешности – золотая медаль ученика гимназии из Переславля-Залесского Ярославской области Максима Дидина на 55‑й Международной математической олимпиаде, проходившей в ЮАР летом 2014 года. Кстати сказать, на территории Ярославской области живет больше победителей олимпиад по математике, чем в Италии и Франции вместе взятых (!)Еще один проект, стартовавший на ярославской земле, – патриотическая экспедиция «Моя Родина – Россия», призванный расширить знания ребят об историческом, культурном и природном наследии родного края; привить молодому поколению навыки здорового образа жизни.Регион стал одним из пилотных в реализации российского проекта по возрождению норм ГТО. В Ярославской области создана уникальная информационная система, отражающая значимые достижения школьников и педагогов, сегодня в ней официально зарегистрированы 30 тысяч достижений учеников и их наставников в различных областях знаний. Эта система позволяет отслеживать успехи талантливых детей и строить индивидуальные траектории их сопровождения.«Мы хотим, чтобы ребята помнили о том, что они нужны обществу, нужны нашей ярославской земле, и надеемся, что они будут развиваться и трудиться на благо нашего государства, – заключил губернатор. – Мы поощряем детское творчество, поддерживаем его и любим, когда у нас появляются талантливые дети».Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александр Страдзе выразил надежду, что съезд в Ярославле придаст новый импульс развитию системы дополнительного образования.В рамках съезда прошли три тематические конференции и 18 круглых столов, на которых были рассмотрены различные аспекты этой работы.Так, на конференции «Эффективные модели управления в сфере дополнительного образования детей» говорили о нормативно-правовом регулировании и финансово-экономических механизмах развития допобразования. Представители регионов поделились опытом государственно-частного и социального партнерства, развития негосударственного сектора в этой сфере.Тема второй конференции – «Модернизация содержания и форм образовательной деятельности: новые общественные вызовы сфере дополнительного образования детей». Участники встречи обсудили, как работать с одаренными детьми и ребятами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить доступность допобразования средствами дистанционного обучения, интегрировать общее и дополнительное образование для индивидуального образовательного маршрута ребенка и многое другое.На конференции «Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей» обсуждали профессиональный стандарт педагога и новые подходы к подготовке педагогических кадров, а также вопросы повышения квалификации и переподготовки непедагогических кадров в сфере дополнительного образования.Своеобразной эмоциональной кульминацией съезда стал спектакль детского учебного театра «Надежда» «Белое на черном» по одноименному автобиографическому роману Рубена Давида Гонсалеса Гальего. Детство писателя, испанца по рождению, прошло в Советском Союзе. Искренний, пронзительный спектакль, повествующий о судьбе мальчика-детдомовца с диагнозом церебральный паралич, о нелегкой жизни инвалидов в детских домах СССР, не оставил равнодушным ни одного зрителя. Как и сама книга, удостоенная в 2003 году премии «Русский Букер», постановка поражает одновременно силой трагизма и светом человечности, вселяет надежду, учит не сдаваться ни при каких жизненных обстоятельствах.Спектакль «Белое на черном», созданный под руководством режиссера и театрального педагога Константина Корниенко, получил Гран-при XIV Международного фестиваля школьных театров «Русская драма» в Москве, в родном Ярославле был удостоен областной премии имени В.Г.Соколова. А исполнитель главной роли Арсений Симонян получил Премию Президента России в рамках национального приоритетного проекта «Образование».На итоговом заседании съезда директор Департамента образования Ярославской области Ирина Валентиновна Лобода отметила, что эти дни на ярославской земле прошли в плодотворном общении единомышленников. Обсуждения на конференциях и круглых столах показали, что участники съезда поддерживают идею создания Всероссийской ассоциации педагогов дополнительного образования, которая объединит специалистов образовательных организаций различной ведомственной принадлежности и форм собственности, а также апробирование эффективного контракта в сфере дополнительного образования, которое уже есть в планах развития системы.Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова, принимавшая активное участие в работе конференций и круглых столов, поблагодарила организаторов съезда, которые создали атмосферу заинтересованного профессионального общения, сотоварищества, возможность совместно наметить дальнейшие действия: «Первый Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей позволил проанализировать, как нам дальше строить работу по повышению эффективности дополнительного образования, начатую годом ранее на конференции в Москве», – отметила Татьяна Викторовна. В ближайшее время, по ее словам, важно продолжить создание нормативно-правовой базы для развития дополнительного образования, в том числе совершенствование трудовых отношений.Работу съезда завершила видеотрансляция с участием Вениамина Каганова. Выслушав итоговые выступления, заместитель министра образования отметил, что ему понравилась высказанная идея по учреждению Дня работника дополнительного образования. Пока трудно определить, на каком уровне его придется устанавливать, но ничто не мешает выбрать один из дней второй половины декабря и в этот день подводить итоги работы за год, награждать лучших, отмечать успехи, говорить о проблемах и намечать их решение. Создание Ассоциации педагогов дополнительного образования Вениамин Каганов назвал очень важной темой: «Нам нужны дополнительные механизмы обратной связи. Мы работаем в одной сфере, но в разных регионах, в разных условиях, с разным финансово-структурным обеспечением. При этом Министерству образования и науки РФ необходимо принимать такие решения, которые бы позволили обеспечить качество и доступность образования для всех детей, в каком бы уголке России они ни находились.Главный субъект системы образования – это ребенок, вокруг которого все должно «вертеться». Если мы выбираем как приоритет интересы ребенка, то вся остальная система координат становится понятной и стройной».Он заверил, что в своей работе Министерство образования и науки РФ будет продвигаться, опираясь на лучшие практики регионов, в том числе Ярославской области: «Ярославская область сделала ставку на развитие креативной экономики, а для креативной экономики нужны талантливые люди. Та страна и тот регион, который научится лучше других поддерживать талантливых людей и привлекать их к сотрудничеству, победит в сложных условиях конкуренции, сможет сохранить свою независимость и благополучие».По словам Вениамина Каганова, задача дополнительного образования сегодня – дать достойный ответ на санкционные вызовы, выявлять, поддерживать и развивать таланты.Также заместитель министра отметил важность партнерского диалога Минобрнауки РФ с профсоюзом для согласованных действий по защите прав педагогов дополнительного образования.
Комментарии