search
main
0

Главный критерий качества – трудоустройство выпускников. Профессиональная школа будущего должна быть ориентирована на экономику

В Москве прошла межрегиональная научно-практическая конференция с участием 34 субъектов Федерации. Выделено 10 приоритетных направлений совместных исследований в области профессионального образования, по большинству из которых головными разработчиками выступят представители регионов.

Ситуация с подготовкой рабочих кадров в системе профессионального образования начинает все больше волновать экономику и общество. Эта проблема зафиксирована как наиболее острая на прошедшем в марте Госсовете. Волнует не столько объем подготовки, сколько полная рассогласованность структуры кадров с потребностями экономики. Производство требует квалифицированных рабочих (80% вакансий в экономике), а система образования за последние годы втрое увеличила число студентов вузов. По доле лиц с высшим и послевузовским образованием Россия сегодня уступает только США, Норвегии и Нидерландам, но, судя по тенденциям, скоро выйдет на первое место в мире. В то же время пополнение рабочих кадров отстает от темпов их естественного убывания в два раза.

Другой острой проблемой работодатели называют низкую квалификацию работников, что также стало прямым результатом профессионального образования. Даже на высокотехнологичных предприятиях России доля рабочих высшей квалификации составляет лишь 15-20% их общей численности, что вдвое ниже, чем было ранее, и втрое ниже, чем в развитых странах мира.

Все это позволяет утверждать, что современная профессиональная школа находится в состоянии фактического отрыва от экономики в силу своей ведомственной замкнутости. Видимо, политика, в том числе образовательная, перестала быть концентрированным выражением экономики, как когда-то утверждали классики. У нас она стала выражать узковедомственные интересы.

Исходя из анализа противоречий в складывающейся практике, можно предположить, что в профессиональном образовании вызов XXI века будет состоять в переходе от ведомственно замкнутой к социально открытой системе образования, стимулами устойчивого саморазвития которой станут согласованные интересы всех сторон. Понимание этого выражено в постановлении правительства Москвы «Об участии органов исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений начального и среднего профобразования с учетом потребностей экономики города в квалифицированных рабочих кадрах». Само название постановления свидетельствует о стремлении открыть и гармонизировать интересы социальных партнеров.

Открытость как фактор устойчивого развития образования закреплена законом «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве», где она выражена требованием перехода к государственно-общественной модели управлениям им. Поставлена задача не только получить дополнительные инвестиции от социальных партнеров, но и включить их в формирование содержания и процесс подготовки рабочих кадров. Это предполагает новую, еще не освоенную в России парадигму профессионального образования, которую можно сформулировать следующим образом: «Работодатель определяет, чему учить, система образования – как учить, молодой человек – где учиться!»

Москва первой в России провела системную интеграцию учреждений начального и среднего профессионального образования, создав на их базе колледжи. Госсовет, как известно, поддержал такой путь модернизации профессионального образования. Помимо оптимизации структуры подготавливаемых кадров, это позволит укрепить ресурсную базу, сократить сроки обучения за счет устранения дублирования учебного материала, повысить качество подготовки кадров. Но такого эффекта Москве как лидеру подобной модернизации еще только предстоит достичь.

Опоздание на этом пути чревато потерей лидерства и темпа начатых преобразований. Этого нельзя допустить и потому, что многие дальнейшие шаги уже научно осмыслены и требуют немедленной апробации.

Так, содержательно развивая идею интеграции, мы пришли к выводу, что примерно половина профессий НПО и специальностей СПО может и должна быть интегрирована в единые, высокотехнологичные рабочие профессии. В этом случае прием абитуриентов в колледжи должен осуществляться только на уровне НПО, который таким образом становится обязательным при конкурсном переходе на уровень СПО. По сути, здесь будет повторен используемый в системе высшего профессионального образования подход обучения по двум ступеням – бакалавра и магистра. Для успешно освоивших программу НПО будут введены сокращенные сроки обучения по программам СПО.

Еще один важный шаг модернизации профессионального образования состоит в переходе к предусмотренной законом города Москвы подготовке рабочих кадров на основе размещения городского заказа. Заказ должен охватить наиболее востребованные на рынке труда профессии и специальности, размещаться на основе конкурса и предполагать повышенные нормативы финансирования всех участвующих в заказе учреждений профессионального образования. Критерием качества исполнения городского заказа должна быть избрана жесткая нацеленность на конечный результат – трудоустройство выпускников и их адаптацию на рабочем месте.

Современные работодатели продолжают ностальгировать по прежней системе административного распределения выпускников учреждений профессионального образования, когда можно было заказать и бесплатно получить дипломированного специалиста, даже если он не нужен предприятию. Старые механизмы распределения не вписались в новую рыночную ситуацию и, что особенно плохо, не заменены новыми – экономическими. На рынке труда выпускников сегодня творится хаос, не удовлетворяющий ни работодателей, ни учреждения профессионального образования.

Шагом на пути разрешения этого противоречия может стать практическая реализация положения Трудового кодекса Российской Федерации (Глава 198) о заключении между выпускником и будущим работодателем ученических договоров с взаимными обязательствами. Нужны не только ярмарки вакансий, но и ярмарки (торги) выпускников, на которых могли бы заключаться договоры между ними и работодателями по условиям трудоустройства, перспективе карьерного роста, социальному пакету. Это позволит создать конкурентную среду на рынке труда выпускников, заставит работодателей бороться за получение наиболее подготовленного специалиста.

Крайне низкое трудоустройство выпускников на рынке труда по полученной специальности наносит и огромный экономический ущерб. Примерно половина отпущенного на организацию профессионального образования государственного бюджета сегодня расходуется на подготовку кадров, не востребованных рынком труда. В этой связи постоянно обсуждаемую тему дефицита образовательного бюджета следует дополнить более общей темой низкой эффективности современного механизма финансирования.

Применяемый в настоящее время в России метод финансирования не стал пока нормативным. Это «остаточный» (точнее было бы сказать «недостаточный») принцип, размер которого не обеспечивает реализацию государственного образовательного стандарта. Объемы финансирования подвержены субъективизму и лоббированию при ежегодном утверждении бюджетов в законодательных органах. Таким образом, в российской действительности не государственный стандарт задает уровень требований к выпускнику, а объем финансирования.

Проблема радикального изменения принципов формирования образовательного бюджета, перехода на подушевое финансирование была едва ли не центральной темой дискуссий на заседании Госсовета. Но, как водится издавна на Руси, не успел Президент РФ поставить эту задачу, как два субъекта Федерации (С.-Петербург и Тюменская область) уже отрапортовали о ее выполнении. Беспокойство вызывает не поспешность, а опасение за новое, по-государственному серьезное дело, которое легко превратить в дежурное мероприятие. Видимо, почувствовав опасность этого, В.В.Путин в заключительном слове предостерег от поспешности введения подушевого норматива.

В самом деле работа здесь предстоит очень сложная и небыстрая. Наука должна разработать методику расчета норматива (затраты на оборудование, учебники, зарплата учителям, питание, стипендия студентов и прочее, прочее, прочее). Финансисты должны честно (под контролем педагогической общественности) подсчитать реальные расходы на каждую живую «душу». А утверждающие бюджет законодатели найти в себе мужество признать, что привычный для всех «остаточный» принцип финансирования был самообманом. Они делали вид, что платили, мы делали вид, что готовили рабочие кадры на уровне мировых стандартов.

В сравнении с объемами финансирования образования в развитых странах (Минобрнауки РФ называет среднюю цифру – 11 тысяч долларов на «душу» в год) Россия с ее финансированием «русской души» в объеме около одной тысячи долларов не просто отстает, а профанирует мировой уровень образования. Разумеется, ни Россия в целом, ни даже более благополучная Москва не смогут сразу перейти на мировые нормативы финансирования. Но прогноз будущей модели полезен и при понимании ее временной недостижимости.

Кроме того, в отличие от общеобразовательной школы нормативный метод является необходимым, но недостаточно эффективным механизмом финансирования для системы профессионального образования. Дело в том, что норматив, рассчитанный только исходя из численности обучающихся, делает выгодным их увеличение без учета качества подготовки, сохранения контингента и совершенно не связан с работой на заказ работодателя, трудоустройством выпускников. Именно поэтому подготовка секретаря-референта, например, сегодня финансируется в том же объеме, что и токаря для станка с ЧПУ. Это привело к вымыванию в структуре подготовки кадров нужных для экономики, но относительно высокозатратных профессий.

По разработанной нашим институтом методике проведены пробные расчеты реальной потребности объемов финансирования подготовки рабочих разной сложности профессий. Получена разница в 2-3 раза: для подготовки токаря требуется свыше 100 тысяч рублей, портного – в два раза меньше. Необходима дальнейшая апробация этой методики с выходом на норматив, который действительно позволит выполнить поставленную Президентом РФ национальную задачу подготовки кадров на уровне их мировой конкурентоспособности.

Таковы предлагаемые нами как приоритетные некоторые из инновационных проектов научного сопровождения профессионального образования. Они позволяют реализовать поставленную Госсоветом задачу замены сохранившегося до сих пор «распределительного бюджета» «бюджетом экономического управления» системой профессиональности образования. И на этой основе построить модель профессиональной школы будущего: социально открытой, ориентированной на экономику, обеспечивающей конкурентоспособность своего выпускника.

Проекты одобрены ученым советом института, рассмотрены научно-экспертным советом департамента. Сейчас готовятся материалы для их публичного обсуждения на секциях городских августовских педагогических совещаний. Важно сделать их достоянием гласности, предметом дискуссии всех социальных партнеров. Иначе есть опасность, что они могут сгореть в «плотных слоях» бюрократической атмосферы.

Игорь СМИРНОВ, директор НИИ развития профессионального образования МДО, доктор философских наук, член-корреспондент РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте