Известно, что использование ИКТ в вузах базируется на программном обеспечении, которое может быть покупным, разработанным самостоятельно путем прямого программирования или выполненным с помощью конструкторов web-сайтов. Существующие оболочки в значительной мере лишают преподавателя творческой инициативы и самостоятельности как на этапе подготовки и актуализации учебных материалов, так и во время учебного процесса с частичным или полным использованием ИКТ. Поэтому имеет смысл обсудить и оценить подход, при котором можно самостоятельно, быстро, просто и бесплатно разработать свою маленькую персональную систему управления учебным процессом под свои учебные и организационные потребности. Это будет своего рода «самодельная» оболочка, наполненная учебными ресурсами, подготовленными и используемыми преподавателем при проведении учебного процесса, дополненная форумом, чатом, тестовой системой и другими дидактическими аксессуарами. И если раньше в вузовской оболочке преподаватель чувствовал себя как в советском «колхозе», то теперь он имеет возможность стать «фермером», «академическим предпринимателем», в полной мере использующим свое право на выбор методов и средств образования, прописанное, кстати, в Законе «Об образовании».
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Назначение и структура персонального образовательного сайта преподавателя
Можно сказать, что персональный образовательный сайт преподавателя – это своего рода упрощенный самодельный вариант фирменного программного обеспечения проведения учебного процесса через Интернет, то есть LMS (Learning Management System – система управления обучением). Процесс его создания будет напоминать сборку в гараже самодельного автомобиля. Конечно, мы могли бы купить готовую серийную модель, но это будет не то, да и дороговато, поскольку средняя цена фирменной оболочки составляет в среднем около 5000 долларов. Лучше представить себя в роли Сикорского или Гейтса, которые создавали свои творения в «гаражах». Добавлю сразу, что в этом процессе вы, как нигде, можете проявить свою индивидуальность. Такое творение можно будет с гордостью назвать «Hand-Made Learning Management Systems» (система управления учебным процессом ручной сборки).
Итак, попробуем сначала сформулировать назначение такого сайта (точнее, уже комплексной системы по управлению учебным процессом). Его можно в идеале использовать в первую очередь для оперативного и независимого размещения учебно-методической и иной информации, имеющей прямое или косвенное отношение к подготовке и проведению учебного процесса преподавателем и обеспечение доступа заинтересованных лиц к ней. Для полноты и качества проведения учебного процесса можно организовать общение в on- и off-line посредством форума и чата, обеспечить автоматизированный контроль и, при необходимости, создать дополнительные организационные и педагогические аксессуары. Такой сайт может успешно применяться преподавателем, проводящим занятия в очной, заочной и других формах получения образования. Заметим, что сайты с ограниченным числом дидактических функций применяются преподавателями в учебном процессе Московского энергетического института – МЭИ (ТУ), Российской академии государственной службы (РАГС) и других вузах.
На главной странице должны быть отражены следующие кнопки:
Название комплекса;
Сведения об авторе;
Новости (оперативная информация для студентов о дополнениях, изменениях учебного процесса и прочее);
Коммуникации (педагогическое общение, которое можно реализовать в on- и off-line-режимах, то есть консультации, дискуссии и так далее);
Учебно-методические материалы (конспект лекций, слайды к лекциям, бланки отчетов по лабораторным работам, методические материалы для преподавателей, учебный план, программа учебной дисциплины, планы семинаров, справочники и тому подобное);
Поиск;
Счетчик посещений.
Два последних пункта относятся к дополнительным элементам, так как это, скорее, своеобразные организационно-дидактические аксессуары.
Методика разработки персонального сайта
Существует достаточно много отечественных и зарубежных конструкторов сайтов, которые есть на таких порталах, как www.narod.ru; www.moodle.com; http://ukoz.com; http://edu.of.ru, http://mpweb. иmbm.ru и так далее. Не умаляя достоинства других разработок, рассмотрим одну из самых «народных», наиболее доступную, простую и надежную.
Посмотрим, как можно разработать персональный (личный) веб-сайт преподавателю, не имеющему навыков программирования. Заметим, что умение размещать учебный материал на личном сайте для педагога важно, даже если в вузе, где он проводит занятия, установлена LMS. Даже в этом случае собственный сайт помогает дублировать учебную и организационную информацию, оперативно апробировать методические приемы и тому подобное. Если же в образовательном учреждении нет оболочки, то свой сайт – это единственный способ размещения учебных материалов и оперативного информирования обучающихся о подготовке и ходе учебного процесса посредством Интернета.
Рассмотрим пошаговую инструкцию, которая поможет преподавателю самостоятельно разработать систему управления учебным процессом на бесплатном сервере www.narod.ru. Для отработки необходимых умений вам желательно самостоятельно проделать все это на компьютере, имеющем выход в Интернет.
Начнем с того, что, применяя инструкцию, мы получим в результате простейший сайт следующего вида (рис. 1).
Итак, для достижения конечного результата нам предстоит проделать ряд операций.
Прежде всего зарегистрируйтесь на портале www.narod.ru. Для этого придумайте имя своего сайта и введите его в поле (окно), которое находится посередине главной страницы (рис. 2).
После всех регистрационных процедур вам будет присвоено личное имя пользователя и пароль. При этом адрес вашего будущего сайта в Интернете сайта будет иметь вид: http://[имя пользователя].narod.ru. К примеру, если вы выбрали имя ivanov, то получится http://ivanov.narod.ru/. Зафиксируйте где-нибудь для памяти название сайта, логин и пароль.
Ваш сайт мы будем конструировать на своеобразном рабочем месте, которое называется Мастерская (рис. 3). Попасть туда можно, набрав на главной странице логин и пароль.
Из предложенного обилия для нас важны ссылки по имени Загрузка файлов на сайт, Управление файлами и HTML-редактор, Главная страница, Персональный форум, Персональный чат, Статистика посещений.
Затем создадим основную (домашнюю) страницу сайта. Она будет иметь имя index.html. В Мастерской (рис. 3) выберем в левом столбце ссылку Главная страница, при нажатии на которую откроется меню выбора шаблонов. Для начала выберем шаблон Простой и нажмем кнопку Дальше. Следуя русскоязычной инструкции, можно выбрать цвет фона. В поле О чем сайт можно набрать текст, который будет заголовком новой страницы, а в поле Текст – то, что впоследствии и будет отображено на сайте под заголовком. В соответствующих окнах можно выбрать цвет и размер шрифта (рис. 4).
Теперь потренируемся создавать ссылки, которые будут отображаться на вашем сайте слева на главной странице. Давайте сделаем, например, ссылку под названием Сведения об авторе.
Для этого сначала подготовим текст в Word. Для обозначения имени файла воспользуемся латинскими буквами, например avtor. Напомним, что в имени не должно быть пробелов и кириллических символов. Текст файла можно выполнить как своеобразное творческое задание. Попробуйте в нескольких строчках сказать о себе максимум. Это будет своего рода мини-резюме. Замечу, что умение представляться в письменной форме важно при учебе в Интернете, например при начале общения в учебных форумах и чатах всегда надо уметь представить себя должным образом преподавателю и сокурсникам. Понятно, что минимум информации должен включать в себя ФИО, фото, место работы, должность. Хорошим дополнением будут служить сведения о ваших научно-педагогических интересах и хобби.
Прежде чем поместить готовый файл на сайт, надо перевести его в html-формат. Для этого просто сохраним его как web-страницу (Файл – Сохранить как – Веб-страница).
Примечание. Стоит обратить внимание на то, что при конвертации сложных документов, помимо текстов, содержащих таблицы и картинки, рекомендуется пользоваться специальными редакторами типа FrontPage.
Закачаем теперь на наш сайт подготовленный в html файл avtor. Зайдем в Мастерскую, набрав на сайте www.narod.ru свои имя и пароль, выберем ссылку Загрузка файлов на сайт, нажмем кнопку Обзор, выберем на своем компьютере нужный файл (в данном случае avtor), нажмем кнопку Загрузить файлы и убедимся, что файл действительно загружен (рис. 5).
Создадим на главной странице ссылку на него. Для этого надо войти в режим редактирования главной страницы сайта. В Мастерской нажмем ссылку Управление файлами. После этого кликнем дважды кнопку c изображением пера, которая находится слева от строки с надписью index.html (рис. 6).
Название ссылки (в нашем случае Сведения об авторе) вводится в поле Текст ссылки. Саму ее следует вписать в поле Или введите следующим образом: http://ivanov.narod.ru/avtor.htm (рис. 7).
После нажатия кнопки Готово на главной странице вы увидите название ссылки, а кликнув на нее, попадаете на текст своего мини-резюме.
При необходимости редактирования главной страницы сайта или добавления новых ссылок вам необходимо снова войти в Мастерскую, используя свои имя пользователя и пароль. В колонке cправа выберем пункт Управление файлами и HTML-редактор. В открывшемся окне два раза кликнем на иконку слева от имени главной страницы index.html.
Как закачивать новые файлы, вы уже знаете. Помните лишь, что для этого у них должно быть расширение html или jpg.
Если вы хотите иметь возможность организовать форум для общения со студентами, то это можно сделать, нажав кнопку Персональный форум на главной странице администрирования, и произвести ссылку, например с именем Форум, на адрес, предложенный вам системой (рис. 8).
Если же вам необходимо сделать автоматизированный контроль знаний, то можно по созданной вами ссылке на домашней странице указать местонахождение системы тестирования, которую можно найти, например, на сайте http://download.ru или в другом месте.
Таким образом, мы построили собственную систему управления учебным процессом в Интернете. Это даже больше, чем просто сайт дисциплины, – вы можете помещать туда учебный материал и организационную информацию, проводить обсуждение в форуме и чате, проводить тестирование, словом, вести полноценный учебный процесс по своей дисциплине.
Александр АНДРЕЕВ, заведующий кафедрой педагогики Московской финансово-промышленной академии
Комментарии