search
main
0

Главный инструмент доходов и расходов. Тема «Бюджетно-налоговая система, экономический рост и долг государства». Старшие классы

Государственный бюджет как понятие. В научной экономической литературе «госбюджет» определяется главным звеном финансовой системы, главным инструментом накопления государственных доходов и расходов. В буквальном смысле слова это «денежная сумка» для хранения денег. Бюджет имеет двоякое толкование. Это и совокупность финансовых ресурсов, которыми управляет экономический субъект (государство, правительство), и соотношение между доходами и расходами экономического субъекта в течение одного года. Проще говоря, он определяет наличие или дефицит «в денежной сумке» денег, динамику их поступления и расхода.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, они присущи экономике как рыночного, так и нерыночного, директивно-планового типа. В последнем случае бюджет целиком подчинен государственному плану, вытекает из него. В советский период хозяйствования истинное состояние бюджета было известно лишь аппарату центральных финансовых органов. Большинство граждан не имело о нем никакого представления. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней: государственного бюджета и местных бюджетов. Последние не входят в бюджет первого уровня, а подчиняются органам местного самоуправления. Бюджетную систему федерального государства составляет трехуровневая пирамида: федеративный государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. В бюджетах промышленно развитых зарубежных стран сегодня заметно расширяется государственное регулирование в экономике и в социально-культурной сфере. Через госбюджет западных стран, России в том числе, перераспределяется до 40% национального дохода. В отдельных странах (США, Норвегия, Финляндия) утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией, состоящей из пояснительной записки, текста бюджетного акта, приложений.

Бюджетная система РФ представляет собой трехуровневую совокупность федерального бюджета, бюджетов всех субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Все бюджеты в России существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены в бюджете всех уровней, функционирующих на руководимой субъектом территории. В этой связи в Российской Федерации предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

В ежегодном формировании нового федерального бюджета страны участвуют все министры под общим руководством Председателя Совета Министров. Правительство готовит и представляет проект федерального бюджета в палаты парламента на одобрение. Депутаты Госдумы, члены Совета Федерации обычно прилагают к представляемым проектам бюджета свои поправки по расходам и доходам. Уравнять их бывает непросто. Тем более расписать в бюджете все денежные поступления и расходы, составляемые для государства, местных органов управления, предприятий, учреждений, семей и даже отдельных лиц на определенный период времени. Поэтому проводятся трехуровневые чтения и обсуждения проекта бюджета. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета – это не абстрактные, математические упражнения. За утвержденными суммами расходов стоят «бюджетополучатели»: военнослужащие, учителя, врачи да и сами парламентарии, государственные чиновники и другие. В Российской Федерации в 90-е годы прошлого столетия расходная часть годовых бюджетов превышала доходную часть. В 2001-2002 гг. законодательно устанавливался 5% размер дефицита в федеральном бюджете и 3% в местных бюджетах.

Бюджеты Российского государства в 2003-2005 гг. формировались без дефицита. В эти годы доходы значительно превышали расходы. Разность между доходом и расходом называют профицитом. Рассмотрим далее, что представляет собой разделение бюджетов на примере России.

Бюджет, будучи финансово-экономической категорией, воплощает в своем устройстве как политические начала, так и интересы определенных слоев и классов населения, органов управления, элитных чиновников, несет на себе систему общественных отношений.

В РФ, несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Принцип единства проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой.

Централизация финансовых средств в федеральном бюджете страны создает финансовую базу функционирования государства. С его помощью реализуются государственные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики по охране окружающей среды, по развитию культуры, НТП и укреплению обороноспособности. Из федерального бюджета обеспечивается деятельность Президента РФ, Федерального Собрания, Счетной палаты, ЦИК РФ; федеральных органов исполнительной власти, федеральной судебной власти, прокуратуры и т.д. Некоторые виды расходов финансируются совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все это свидетельствует, что в экономике рыночного типа влияние государственного бюджета ощутимо велико. Столь же значима роль в финансовом обороте местных бюджетов.

Государственный долг – это сумма накопленных правительством страны за определенный срок бюджетных дефицитов, внутренних и внешних долгов государства. Внутренний долг – это то, что правительство взяло взаймы у народа для финансирования дефицита госбюджета внутри страны. Внешний долг – это займы правительства у зарубежных граждан и организаций.

В 1929-м и 30-х годах Дж.Кейнс и его последователи выступили с экономической моделью «государственного регулирования» ежегодного сбалансированного бюджета. Кейнсианцы высказывались за увеличение налогов на имущих и снижение правительственных расходов. Их практические рекомендации нашли понимание у американских президентов Ф.Рузвельта, а в 60-е годы – у Д.Кеннеди.

Государственный долг за определенный промежуток времени образуется из сумм бюджетных дефицитов, превышающих прямые расходы государств над доходами и внешних займов в долг. Сторонники ежегодно сбалансированного бюджета не хотели замечать того, что такой бюджет фактически вел не к стабилизации экономики, а к углублению колебаний делового цикла. В таких условиях стремление к ежегодному сбалансированному бюджету заставляет правительства либо сокращать государственные расходы, либо повышать налоги или делать то и другое. Такие меры правителей не только не стабилизировали экономику, а наоборот, вели ее к ухудшению. В связи с этим возникает вопрос об экономических и политических последствиях роста бюджетного дефицита.

Государственный долг существует практически во всех странах, в том числе в богатейшей капиталистической стране, какой считается США. Внешний заем американского государства странам мира к середине 80-х годов составлял 5,5 триллиона долларов. Спустя десяток лет сумма внешнего долга США возросла до 6,8 триллиона долларов. Экономисты в этой связи замечают, что Америка живет в долг и распродается инвесторам. Возрастание задолженности Америки многим континентам было связано, во-первых, с ее участием во всех крупных войнах, что требовало огромных военных расходов. Во-вторых, экономическими кризисами, периодически охватывающими эту страну: 1929-1933, 1974-1975, 1980-1982 гг.

Хотя для такой богатой страны, как США, и долг, и дефицит не представляют серьезной опасности. В то же время рост задолженности в девяностые годы заставил правительство Америки, ее экономистов вплотную заняться поисками мер оздоровления финансовой политики, сокращения государственного бюджетного дефицита и долга. Конгресс США в этой связи еще в 1985 г. принял закон Гремма-Радмана-Холингса, обязывающий правительство вернуться к практике ежегодного сбалансированного бюджета, осуществлять ежегодное сокращение бюджетного дефицита с тем, чтобы добиться к началу XXI столетия сбалансированного бюджета.

В советской России, где централизованное планирование ориентировалось на ежегодную сбалансированность бюджета и непрерывный рост производства, положение складывалось еще сложнее. В 80-е годы ни одна пятилетка не была выполнена по доходам, а расходы в то же время продолжали увеличиваться. Советский Союз в конце восьмидесятых становится крупным заемщиком у международных финансовых организаций. Российские авторитетные эксперты полагают, что формирование многомиллиардной долларовой задолженности российского государства началось с приходом в марте 1985 г. к руководству страной М.Горбачева. До начала его курса на «перестройку» в апреле 1985 г. задолженность Союза ССР колебалась в пределах от 25 до 29 миллиардов долларов. В то же самое время Союз со своей стороны являлся кредитором других государств. По разным оценкам сумма этих обязательств перед советским государством превышала 145 млрд. долл.

В последующий короткий период нахождения у власти (1987-1991 годы) М.Горбачев вместе со своим окружением назанимали в долг более 50 млрд.долларов. Вместе с процентами внешний долг России за годы правления страной М.Горбачева увеличился до 72 млрд. Этот факт образования крупномасштабной задолженности советского государства за годы правления М.Горбачева официально признал, выступая в Госдуме 26 сентября 2001 г., тогдашний вице-премьер и министр финансов, ныне просто министр финансов Правительства РФ А.Кудрин.

Дальше продолжим разговор о конкретной сумме набранных на Западе долгов Б.Ельциным и его бывшей командой «либерал-демократов». В двухтысячном году совокупный внешний долг (включая проценты) команд М.Горбачева и Б.Ельцина составил 158,4 млрд. долларов.

Первые, но решительные шаги выхода из долговой ямы Правительство РФ предприняло в 1999 г. Для погашения долгов кредиторам были возвращены 10 млрд. долларов. В последующих 2000-2001 гг. Россия вернула кредиторам по долгу и процентам еще 21 млрд. долларов. В 2002 г. Правительство РФ уже выплатило 14,2 млрд., а в 2003 г. долговые платежи превысили 17 млрд. долларов. По оценкам российского экономиста профессора В.Андрианова при таком развитии событий к 2020 году предстоит выплатить по долговым обязательствам 212 миллиардов долларов.

Внутренний государственный долг – это долг государства организациям и гражданам своей страны. Он менее опасен для страны по сравнению с ростом внешнего долга.

В экономике Советского Союза осязаемые признаки бюджетного кризиса появились в семидесятые годы. В период горбачевской «перестройки» дефицит государственного бюджета и займы у народа исчерпались, достигнув в 1989 г. ста миллиардов рублей. Все попытки снизить дефицит союзного бюджета до 60 млрд. рублей результата не дали. Более того, в год развала (в 1991 г.) Союза внутригосударственный долг и дефицит бюджета (теперь уже Российской Федерации) превысил двести миллиардов рублей. В последующем десятилетии глубокий дефицит госбюджета, задолженность государства своим гражданам продолжали возрастать.

Задолженность Правительства России на внутреннем рынке по ГКО-ОФЗ (государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа) приблизилась к 0,5 трлн.рублей (83 млрд. долларов) по обменному курсу по девальвации 17 августа 1998 г. В связи с этим остро, как и в Америке, встала задача не латания финансовых дыр настоящего, а достижений более высокого уровня сбалансированности бюджета, снижения государственных расходов практически по всем статьям.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это денежная оценка на рынке всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. Показатели статистики валового продукта открыл и обосновал статистик-экономист Саймон Кузнец (1901-1985). В США он окончил Колумбийский университет, защитил докторскую степень. В центре его интересов была работа по измерению производственного социального продукта США и других стран. Впервые этот ученый и практик начал измерять валовой продукт разных стран отдельно по расходам и по доходам. На его работах в значительной мере была основана существующая ныне во всех странах мира статистика национальных счетов. В 1971 г. за масштабные научные труды ему была присуждена Нобелевская премия по экономике.

Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпущенных товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы того или иного государства. СНС возникла в разных странах Запада в конце 1930-х – первой половине 40-х годов. Можно считать, что к созданию национальной системы учета статистиков и экономистов подтолкнула депрессия в США и странах Западной Европы в 1929-1933 гг. Для конъюнктурной оценки развития экономики и разработки экономических и политических мероприятий требовалась оценка хозяйственной деятельности на основе синтетических показателей, взаимосвязанных между собой. Таким образом, практические нужды привели к возникновению национального счетоводства, системы макроэкономических показателей экономики. Первые расчеты национального дохода были произведены в США в 1932 г. К этому периоду относятся первые официальные оценки национального дохода Германии и Японии. Позднее такие оценки были произведены в Великобритании и Франции.

Создание теории национального счетоводства связано с именами таких ученых XX века, как А.Медисон, В.Леонтьев (США), Ф.Перру (Франция), Дж.М.Кейнс (Великобритания), и др.

Стандартная система национальных счетов была разработана статистической комиссией ООН в 1953 г. и просуществовала в двух модификациях до начала 90-х годов. С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов и достижений счетоводства. В этой системе определены границы производства ВВП, которые фактически охватывают производство всех товаров и услуг.

В большинстве стран отсутствует достоверная статистика таких видов деятельности, как домашнее хозяйство и благоустройство, рыночная оценка механизации быта, уход за больными и детьми, и т.д. В ВВП не учитываются результаты секторов теневой экономики, нелегальные виды.

Производство развлечений, продажа наркотиков, денежный обмен услугами, нелегальное производство алкогольной продукции, мошенничество и другие девиантные отклонения от норм жизни отрицательно сказываются на благосостоянии людей. Да и как их можно учесть, если доходы от этой деятельности не декларируются.

В определении ВВП речь должна идти о конечных товарах и услугах. Если в ВВП включить промежуточные продукты, то есть товары, используемые для производства других товаров, то мы с неизбежностью получим завышенную оценку ВВП. Цена, например, выпеченного хлеба будет учтена несколько раз.

Итак, основной показатель, с помощью которого макроэкономисты оценивают общий объем производства в данном государстве, – это валовой внутренний продукт, рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг.

Экономический рост и развитие. Совершенно очевидно, что экономический рост представляет собой сложное явление, связанное с наращиванием производства и негативными последствиями. Ухудшается качество природной среды, загрязняется атмосфера, отравляются реки и озера, быстрыми темпами растет городское население, сокращаются посевные площади, уменьшаются невозобновляемые сырьевые запасы, все меньше становится нетронутых уголков природы. Неумолимая страсть кучки богатых к потреблению не делает жизнь их более счастливой. Циклический характер экономического развития, периодически возникающие спады и кризисы, растущая безработица отрицательно влияют на состояние людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, страх перед грядущими экономическими и социально-политическими потрясениями.

Необходимы ли в этих условиях интенсивный и экстенсивный экономический рост, расширение воспроизводства? Сначала рассмотрим аргументы, которые выдвигаются против экономического роста. В погоне за высокой прибылью предприниматели не думают не только о безотходных производствах, но и о строительстве простых очистных сооружений. Многие противники экономического роста справедливо указывают, что увеличение валового национального продукта и общественного богатства не решают в целом проблему бедности, неравенства между классами. По мере того как ВВП страны растет, сокращается рабочий день, продлевается оплачиваемый отпуск, обычно не растет и безработица. Экономический рост ВВП позволяет государству оказывать гражданам многочисленные бесплатные услуги, тратить больше на образование, здравоохранение, на защиту окружающей среды. Напротив, когда экономический рост замедляется и поступления от налогов в госбюджет падают, государство вынуждено сокращать социальные программы.

Чем определяется темп экономического роста ВВП? В экономической литературе он определяется множеством факторов, причин и условий. Среди них выделяют две группы. К первой причисляют количество и качество природных ресурсов (земля, полезные ископаемые), без которых невозможно любое производство; количество трудоспособного населения, то есть то, что в экономике называют трудовыми ресурсами и производительностью труда. Такой рост называется экстенсивным, простым расширением поля производства в уже сложившихся пропорциях всех экономических факторов. Для него характерны: технический застой производства, консервация существующей структуры производства, затратный характер производства, ограниченность ресурсов. Правда, в условиях устойчивого спроса за счет экстенсивного роста экономика может развиваться высокими темпами в течение определенного периода с возрастающими затратами всех ресурсов на единицу производимой продукции.

Вторая группа факторов призвана повысить: производительность основного и физического капитала (производственные здания, машины, оборудование); уровень новой технологии, применяемой для производства продукции; фундаментальные науки, идеи, технические исследования (например, в области атомной энергии, космонавтики, а также химии) как главные двигатели технической цивилизации. Такой экономический рост называется интенсивным. Он основан на применении прогрессивной ресурсосберегающей техники и технологии, на новейших достижениях современной науки и техники, на повышении уровня знаний и квалификации работников, на доступности научно-технической и экономической информации.

Следует подчеркнуть, что развитие общества требует постоянного воспроизводства потребляемых благ. В США, например, с середины XIX в. и до наших дней ВВП на душу населения возрастал в среднем на 1,5% в год и соответственно удваивается каждые 47 лет. В то же время темпы роста ВВП на душу населения в бедных странах в среднем меньше, чем в высокоразвитых, богатых. В развивающихся странах средний годовой темп роста ВВП на одного человека увеличивался с 3,4% в 80-е годы до 5% в первой половине 90-х годов.

Экономические циклы. Промежуток от одного кризиса перепроизводства до другого в экономической науке называют циклом. В условиях империализма до 1917 г. протяженность цикла определялась в 7-12 лет, а после Второй мировой войны – до 5-9 лет, а ныне – 4-5 лет. Цикл в свою очередь подразделяется на четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем. Подобно временам года фазы цикла сменяют друг друга. Смена одной фазы цикла другой характеризует жизненный путь капиталистического производства.

В воспроизводстве условий для жизни людей буквально каждый день участвуют миллиарды людей. Но это не означает, что производство всегда растет. Временами рост рыночно-капиталистического производства прерывается и наступает его резкое падение, которое в экономической науке называется кризисом.

Теоретические основы экономических циклов изложил Н.Кондратьев (1892-1938) в своей книге «Проблемы экономической динамики». Обработав с помощью математических методов состояние экономики Англии, Франции, Германии и США с конца XVIII века до начала XX в., Н.Кондратьев вывел в рыночной экономике теорию «длинных волн». Эта теория и ныне свидетельствует, что страны с рыночной экономикой в своем развитии проходят через стадии экономического подъема и спада. В совокупности они образуют стандартные циклы.

Кондратьев принял идею первой советской пятилетки и на ее основе разработал категорию экономического предвидения и план-прогноз развития сельского хозяйства. В истории экономической мысли первые сельскохозяйственные пятилетки вошли как «кондратьевские циклы». Сам он решительно высказался против непосильных для страны капитальных вложений, чрезвычайных темпов индустриализации, отрыва индустрии от сельского хозяйства.

В «теории волн» Кондратьева разъяснялось, что страны с рыночной экономикой в своем развитии проходят через стадии хозяйственного подъема, спада и кризиса. При экономическом подъеме «короткие волны» сопровождаются крупными открытиями ученых, проявлениями социальных потрясений от войн до революций. Экономические спады большого цикла в публикациях Кондратьева связываются с застоем в сельском хозяйстве. Поскольку экономика России становится все более рыночной, следует ожидать и преодолевать постоянные социально-экономические колебания и спады, развивающиеся по объективным законам. Эти выводы сыграли роковую роль в судьбе самого ученого-экономиста. Дважды судимый (1930 г. и 1938 г.) и дважды реабилитированный (1962 г. и 1987 г.), Кондратьев предстает ныне полноправным гражданином Российской Федерации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте