В издательстве «Дрофа» активно разрабатывается новая серия электронных изданий для подготовки к ЕГЭ. Главная особенность этих пособий – возможность повторить все темы пройденного курса, выявить пробелы в знаниях и потренироваться с помощью виртуального тренажера. Русский язык – это обязательный экзамен итоговой аттестации. Сегодня мы знакомим с новым изданием «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык». О пособии рассказывает автор, кандидат педагогических наук Татьяна КРУШИНСКАЯ.
Грамотное письмо, основанное на знании норм современного русского языка, умение адекватно воспринимать информацию, формулировать свои мысли, выразительность речи воспринимаются как показатель высокого интеллектуального развития личности, ее воспитанности и образованности. Единый государственный экзамен по русскому языку проверяет сформированность названных компетенций у выпускника среднего учебного заведения, абитуриента.Новое электронное пособие «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», созданное коллективом отдела мультимедийных изданий издательства «Дрофа», призвано способствовать оптимизации процесса подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по предмету. Адресовано учащимся, выпускникам школ, лицеев, колледжей, родителям, учителям.Использование данного пособия психологически подготовит учащегося к сдаче экзамена в той форме, которая существует в настоящее время, позволит адаптироваться к условиям работы с контрольно-измерительными материалами и бланками ответов.В состав пособия входит пять разделов: «Общая информация»; «Тренажер»; «Для учителя»; «Руководство пользователя»; «О программе».В первой главе раскрыты цели ЕГЭ, даны общие указания по выполнению заданий, а также представлены для ознакомления бланки, с которыми предстоит работать учащемуся, абитуриенту, и анимированная инструкция по заполнению бланков №1 и №2.В главе «Тренажер» предложены интерактивные версии вариантов контрольных измерительных материалов, разработанные в соответствии с кодификатором и спецификацией 2011 года и максимально приближенные к «Демонстрационному варианту 2011 года». Всего в пособии 390 заданий. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ.Третья глава учебной программы знакомит учителей со способами работы с пособием: «С помощью материалов этого диска вы можете создавать и распечатывать тестовые задания в форме ЕГЭ. Выберите для проверки знаний один или несколько разделов школьного курса. Определите, сколько вопросов части А и части В будет в тесте, а также сколько вариантов заданий вы хотите создать. Для проверки знаний по всему курсу необходимо выбрать вкладку «Экзаменационный вариант». В этом случае будут созданы полные аналоги экзаменационной работы, состоящие из трех частей (А, В и С) и полностью соответствующие спецификации ЕГЭ». В этой главе указывается на возможность распечатывания материалов, а также подчеркивается основное достоинство содержания пособия: «Все вопросы тестовых заданий составлены в соответствии с документами, регламентирующими разработку контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена», здесь также предлагается ознакомиться с нормативными документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, Спецификация КИМ) на сайте Государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» www.fipi.ru.В главе «Руководство пользователя» содержится четкая и лаконичная инструкция по работе с тренажером. В качестве примера приведем некоторые ее фрагменты.«После того как вы нажали кнопку «Создать вариант», программа сформирует комплект заданий и два пустых бланка для записи ответов. Переключение между ними осуществляется с помощью закладок в верхней части экрана.Отвечать на вопросы можно в произвольном порядке.При выполнении задания на компьютере ответ на вопрос типа А заносится в бланк ответов №1 щелчком мыши на соответствующем поле.Ответ на вопрос типа В предполагает ввод какой-либо последовательности символов, для чего следует поместить курсор в отведенное для этого поле и ввести нужные символы с помощью клавиатуры.Обращаем ваше внимание на то, что исправления и подчистки в бланках единого государственного экзамена запрещены, поэтому программа не позволит вам заменить или стереть введенный символ. Для исправления ответа используйте специально предусмотренные для этого поля бланка.Вопрос типа С предполагает наличие развернутого ответа, который записывается в свободной форме в бланке ответов №2».«Для того чтобы завершить работу и начать проверку ответов (т. е. фактически сдать свой вариант для проверки), следует нажать на закладку «Проверка» в верхней части экрана.Оценивание ответов на вопросы типа А и В производится автоматически. Программа подсчитает набранные баллы и отметит вопросы, на которые был дан неверный ответ. После этого можно либо посмотреть правильные ответы, нажав на соответствующую кнопку в верхней части отчета о проверке, либо приступить к проверке ответов на вопросы части С, нажав на кнопку «Проверить вопросы блока С».Для проверки вопросов типа С вам предлагается сравнить свой ответ с эталонным. Если вы считаете, что отразили в своем ответе какое-либо положение эталонного ответа, то вы должны отметить этот пункт как учтенный. После того как вы отметили все пункты эталонных ответов, которые учтены в ваших ответах, следует нажать кнопку «Посчитать все баллы», которая расположена в конце отчета. После этого программа подсчитает набранный вами суммарный балл».Одним из достоинств программы является то, что она проста и понятна в пользовании.Панель инструментов тренажера представлена в следующем виде: бланк ответов №1, бланк ответов №2, комплект заданий, проверка. В правом верхнем углу находится таймер, который отсчитывает время работы со сформированным вариантом тренажера.Упражнения можно выполнять в произвольной последовательности с учетом индивидуальных возможностей учеников.Контроль и оценка знаний учащихся полностью автоматизированы. Учащийся получает тестовый балл, который представляет собой сумму набранных первичных баллов. Контроль можно проводить в компьютерном классе, когда одновременно тестируются все учащиеся, и в обычной аудитории, имеющей в наличии один или несколько компьютеров, что позволит дифференцировать работу на уроке.Несмотря на то что программу издательства «Дрофа» по особенностям содержания и подачи учебного материала относим к контрольно-диагностическим, учебный материал электронного ресурса (тексты, предложения, отдельные слова) может помочь учителю подготовить и провести урок. Например, при изучении в 8 классе способов выражения подлежащего и сказуемого будет полезным использование следующих заданий раздела «Синтаксис простого предложения»:(1)… (2) Говорить коротко – большое искусство. (3)… оно не приходит само собой. (4) Надо научиться сокращать тексты, на которых строится устное выступление, отсеивать лишнее, ненужное. (5) Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде. (6) Необходима упорная работа над каждой фразой.Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?1) искусство (предложение 2)2) надо (предложение 4)3) научиться (предложение 4)4) надо сокращать (предложение 4)(1)… (2) Жаргон, или арго, – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп. (3) Исторически жаргоны создаются с одной-единственной целью – зашифровать способ общения: «свои» понимают, а «чужие» нет. (4) Существование жаргона в послереволюционной России в известной степени было оправданным: чтобы выжить, чтобы скрываться от властей, нужен был особый язык – код. (5) Можно привести следующие примеры жаргонизмов этого периода: «пахан», «фраер», «вышка», «замочить», «шмон», «стукач», «урка». (6) Эти и другие слова активно употреблялись в речи воров, иных представителей криминального мира, беспризорников, бродяг, торговцев. (7) …такая «низкая лексика» никогда не употреблялась образованными людьми.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?1) существование было оправданным (предложение 4)2) характеризующая речь (предложение 2)3) это нелитературная форма языка (предложение 2)4) слова активно употреблялись (предложение 6)Эти и другие материалы по определенной теме разнообразят урок и при объяснении нового, и при закреплении знаний, выработке умений и навыков.Они могут быть использованы на уроке в ходе тематического повторения (полностью и выборочно), в качестве задания для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. При выполнении домашней работы к одному тренировочному модулю учащийся может обращаться неоднократно; в процессе тестирования он увидит свои достижения и недочеты в освоении темы, а самое главное – абсолютно непринужденно многократно повторит действия в данном случае по распознаванию синтаксических единиц, что сформирует грамматические навыки.Следовательно, пособие целесообразно применять не только на этапе подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, обобщающего повторения русского языка в 10-11 классах, но и при изучении русского языка в основной школе, в 5-9 классах.Основными разделами пособия, по которым может быть организована работа на уроке, являются следующие. 1. Фонетика2. Лексика и фразеология3. Морфемика и словообразование4. Морфология: самостоятельные и служебные части речи5. Синтаксис. Словосочетание6. Синтаксис. Простое предложение7. Синтаксис. Сложное предложение8. Орфография9. Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении10. Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении11. Речь: смысловая и композиционная целостность текста, средства связи предложений в тексте, стили и типы речи12. Орфоэпические нормы13. Лексические нормы14. Грамматические нормы15. Выразительность русской речи, анализ средств выразительности16. Информационная обработка текстов различных стилей и жанровРаботая с тренажером, диагностируя уровень знаний, умений, навыков, выявляя ошибки, ученик сам или с помощью учителя устанавливает их причины (пробелы в знаниях, несформированность навыков). Благодаря объективной оценке работы, осуществляемой компьютером, учитель может составить индивидуальную программу освоения учебного материала для ученика, успешно управлять учебной деятельностью школьника не только в классе, но и дома. А дальше программа поможет отслеживать динамику успеваемости каждого ученика, осуществлять мониторинг усвоения и отработки учебного материала всем классом.Если учитель не имеет возможности в учебном заведении работать с компьютером, то он может призвать учащихся использовать программу во внеурочное время и выступить координатором деятельности своих воспитанников. Мотивацией для начала активной работы может послужить анализ проблем выпускников школ, которые сдавали ЕГЭ по русскому языку в предыдущие годы.Основные проблемы, которые не позволяют получить желаемый результат на ЕГЭ, можно сформулировать так:1) учащиеся недооценивают тот факт, что к ЕГЭ по русскому языку надо готовиться целенаправленно, так как это экзамен в особой форме;2) существует огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на ЕГЭ по русскому языку;3) у многих школьников отсутствуют навыки тестирования;4) на экзамене некоторые неверно понимают формулировки вопросов к заданиям ЕГЭ или по невнимательности ищут не заданный пример (вместо слов с Н указывают слова с НН, вместо примера, называющего подлежащее, указывают ответ с грамматической основой и т. д.);5) часто допускаются технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;6) неправильно распределяется время на выполнение заданий;7) снижает балл за работу написание сочинения без учета критериев его проверки.Эти проблемы учащиеся могут решить, готовясь самостоятельно к сдаче экзамена с использованием электронного учебного пособия, которое позволяет:- самостоятельно работать с учебным материалом;- определить уровень знаний и наблюдать за ростом результатов в процессе подготовки к ЕГЭ;- выявить пробелы в знаниях, провести работу над ошибками;- готовиться к урокам, контрольным работам;- проходить тестирование по одной или нескольким темам в удобном для себя режиме;- психологически подготовиться к сдаче экзамена;- контролировать время выполнения каждого задания и всего теста;- отработать навыки тестирования;- предупредить появление технических ошибок при заполнении бланков;- изучить все формальные критерии, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок за сочинение, и научиться писать сочинение с учетом этих критериев.В тренажере в режиме проверки выполненной работы приведены критерии проверки и оценки сочинения, способы формулирования проблематики исходного текста, указана позиция автора по отмеченным проблемам.Грамотное письмо, основанное на знании норм современного русского языка, умение адекватно воспринимать информацию, формулировать свои мысли, выразительность речи воспринимаются как показатель высокого интеллектуального развития личности, ее воспитанности и образованности. Единый государственный экзамен по русскому языку проверяет сформированность названных компетенций у выпускника среднего учебного заведения, абитуриента.Новое электронное пособие «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», созданное коллективом отдела мультимедийных изданий издательства «Дрофа», призвано способствовать оптимизации процесса подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по предмету. Адресовано учащимся, выпускникам школ, лицеев, колледжей, родителям, учителям.Использование данного пособия психологически подготовит учащегося к сдаче экзамена в той форме, которая существует в настоящее время, позволит адаптироваться к условиям работы с контрольно-измерительными материалами и бланками ответов.В состав пособия входит пять разделов: «Общая информация»; «Тренажер»; «Для учителя»; «Руководство пользователя»; «О программе».В первой главе раскрыты цели ЕГЭ, даны общие указания по выполнению заданий, а также представлены для ознакомления бланки, с которыми предстоит работать учащемуся, абитуриенту, и анимированная инструкция по заполнению бланков №1 и №2.В главе «Тренажер» предложены интерактивные версии вариантов контрольных измерительных материалов, разработанные в соответствии с кодификатором и спецификацией 2011 года и максимально приближенные к «Демонстрационному варианту 2011 года». Всего в пособии 390 заданий. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ.Третья глава учебной программы знакомит учителей со способами работы с пособием: «С помощью материалов этого диска вы можете создавать и распечатывать тестовые задания в форме ЕГЭ. Выберите для проверки знаний один или несколько разделов школьного курса. Определите, сколько вопросов части А и части В будет в тесте, а также сколько вариантов заданий вы хотите создать. Для проверки знаний по всему курсу необходимо выбрать вкладку «Экзаменационный вариант». В этом случае будут созданы полные аналоги экзаменационной работы, состоящие из трех частей (А, В и С) и полностью соответствующие спецификации ЕГЭ». В этой главе указывается на возможность распечатывания материалов, а также подчеркивается основное достоинство содержания пособия: «Все вопросы тестовых заданий составлены в соответствии с документами, регламентирующими разработку контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена», здесь также предлагается ознакомиться с нормативными документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, Спецификация КИМ) на сайте Государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» www.fipi.ru.В главе «Руководство пользователя» содержится четкая и лаконичная инструкция по работе с тренажером. В качестве примера приведем некоторые ее фрагменты.«После того как вы нажали кнопку «Создать вариант», программа сформирует комплект заданий и два пустых бланка для записи ответов. Переключение между ними осуществляется с помощью закладок в верхней части экрана.Отвечать на вопросы можно в произвольном порядке.При выполнении задания на компьютере ответ на вопрос типа А заносится в бланк ответов №1 щелчком мыши на соответствующем поле.Ответ на вопрос типа В предполагает ввод какой-либо последовательности символов, для чего следует поместить курсор в отведенное для этого поле и ввести нужные символы с помощью клавиатуры.Обращаем ваше внимание на то, что исправления и подчистки в бланках единого государственного экзамена запрещены, поэтому программа не позволит вам заменить или стереть введенный символ. Для исправления ответа используйте специально предусмотренные для этого поля бланка.Вопрос типа С предполагает наличие развернутого ответа, который записывается в свободной форме в бланке ответов №2».«Для того чтобы завершить работу и начать проверку ответов (т. е. фактически сдать свой вариант для проверки), следует нажать на закладку «Проверка» в верхней части экрана.Оценивание ответов на вопросы типа А и В производится автоматически. Программа подсчитает набранные баллы и отметит вопросы, на которые был дан неверный ответ. После этого можно либо посмотреть правильные ответы, нажав на соответствующую кнопку в верхней части отчета о проверке, либо приступить к проверке ответов на вопросы части С, нажав на кнопку «Проверить вопросы блока С».Для проверки вопросов типа С вам предлагается сравнить свой ответ с эталонным. Если вы считаете, что отразили в своем ответе какое-либо положение эталонного ответа, то вы должны отметить этот пункт как учтенный. После того как вы отметили все пункты эталонных ответов, которые учтены в ваших ответах, следует нажать кнопку «Посчитать все баллы», которая расположена в конце отчета. После этого программа подсчитает набранный вами суммарный балл».Одним из достоинств программы является то, что она проста и понятна в пользовании.Панель инструментов тренажера представлена в следующем виде: бланк ответов №1, бланк ответов №2, комплект заданий, проверка. В правом верхнем углу находится таймер, который отсчитывает время работы со сформированным вариантом тренажера.Упражнения можно выполнять в произвольной последовательности с учетом индивидуальных возможностей учеников.Контроль и оценка знаний учащихся полностью автоматизированы. Учащийся получает тестовый балл, который представляет собой сумму набранных первичных баллов. Контроль можно проводить в компьютерном классе, когда одновременно тестируются все учащиеся, и в обычной аудитории, имеющей в наличии один или несколько компьютеров, что позволит дифференцировать работу на уроке.Несмотря на то что программу издательства «Дрофа» по особенностям содержания и подачи учебного материала относим к контрольно-диагностическим, учебный материал электронного ресурса (тексты, предложения, отдельные слова) может помочь учителю подготовить и провести урок. Например, при изучении в 8 классе способов выражения подлежащего и сказуемого будет полезным использование следующих заданий раздела «Синтаксис простого предложения»:(1)… (2) Говорить коротко – большое искусство. (3)… оно не приходит само собой. (4) Надо научиться сокращать тексты, на которых строится устное выступление, отсеивать лишнее, ненужное. (5) Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде. (6) Необходима упорная работа над каждой фразой.Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?1) искусство (предложение 2)2) надо (предложение 4)3) научиться (предложение 4)4) надо сокращать (предложение 4)(1)… (2) Жаргон, или арго, – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп. (3) Исторически жаргоны создаются с одной-единственной целью – зашифровать способ общения: «свои» понимают, а «чужие» нет. (4) Существование жаргона в послереволюционной России в известной степени было оправданным: чтобы выжить, чтобы скрываться от властей, нужен был особый язык – код. (5) Можно привести следующие примеры жаргонизмов этого периода: «пахан», «фраер», «вышка», «замочить», «шмон», «стукач», «урка». (6) Эти и другие слова активно употреблялись в речи воров, иных представителей криминального мира, беспризорников, бродяг, торговцев. (7) …такая «низкая лексика» никогда не употреблялась образованными людьми.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?1) существование было оправданным (предложение 4)2) характеризующая речь (предложение 2)3) это нелитературная форма языка (предложение 2)4) слова активно употреблялись (предложение 6)Эти и другие материалы по определенной теме разнообразят урок и при объяснении нового, и при закреплении знаний, выработке умений и навыков.Они могут быть использованы на уроке в ходе тематического повторения (полностью и выборочно), в качестве задания для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. При выполнении домашней работы к одному тренировочному модулю учащийся может обращаться неоднократно; в процессе тестирования он увидит свои достижения и недочеты в освоении темы, а самое главное – абсолютно непринужденно многократно повторит действия в данном случае по распознаванию синтаксических единиц, что сформирует грамматические навыки.Следовательно, пособие целесообразно применять не только на этапе подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, обобщающего повторения русского языка в 10-11 классах, но и при изучении русского языка в основной школе, в 5-9 классах.Основными разделами пособия, по которым может быть организована работа на уроке, являются следующие. 1. Фонетика2. Лексика и фразеология3. Морфемика и словообразование4. Морфология: самостоятельные и служебные части речи5. Синтаксис. Словосочетание6. Синтаксис. Простое предложение7. Синтаксис. Сложное предложение8. Орфография9. Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении10. Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении11. Речь: смысловая и композиционная целостность текста, средства связи предложений в тексте, стили и типы речи12. Орфоэпические нормы13. Лексические нормы14. Грамматические нормы15. Выразительность русской речи, анализ средств выразительности16. Информационная обработка текстов различных стилей и жанровРаботая с тренажером, диагностируя уровень знаний, умений, навыков, выявляя ошибки, ученик сам или с помощью учителя устанавливает их причины (пробелы в знаниях, несформированность навыков). Благодаря объективной оценке работы, осуществляемой компьютером, учитель может составить индивидуальную программу освоения учебного материала для ученика, успешно управлять учебной деятельностью школьника не только в классе, но и дома. А дальше программа поможет отслеживать динамику успеваемости каждого ученика, осуществлять мониторинг усвоения и отработки учебного материала всем классом.Если учитель не имеет возможности в учебном заведении работать с компьютером, то он может призвать учащихся использовать программу во внеурочное время и выступить координатором деятельности своих воспитанников. Мотивацией для начала активной работы может послужить анализ проблем выпускников школ, которые сдавали ЕГЭ по русскому языку в предыдущие годы.Основные проблемы, которые не позволяют получить желаемый результат на ЕГЭ, можно сформулировать так:1) учащиеся недооценивают тот факт, что к ЕГЭ по русскому языку надо готовиться целенаправленно, так как это экзамен в особой форме;2) существует огромная пропасть между знанием правил и умением их применять на ЕГЭ по русскому языку;3) у многих школьников отсутствуют навыки тестирования;4) на экзамене некоторые неверно понимают формулировки вопросов к заданиям ЕГЭ или по невнимательности ищут не заданный пример (вместо слов с Н указывают слова с НН, вместо примера, называющего подлежащее, указывают ответ с грамматической основой и т. д.);5) часто допускаются технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;6) неправильно распределяется время на выполнение заданий;7) снижает балл за работу написание сочинения без учета критериев его проверки.Эти проблемы учащиеся могут решить, готовясь самостоятельно к сдаче экзамена с использованием электронного учебного пособия, которое позволяет:- самостоятельно работать с учебным материалом;- определить уровень знаний и наблюдать за ростом результатов в процессе подготовки к ЕГЭ;- выявить пробелы в знаниях, провести работу над ошибками;- готовиться к урокам, контрольным работам;- проходить тестирование по одной или нескольким темам в удобном для себя режиме;- психологически подготовиться к сдаче экзамена;- контролировать время выполнения каждого задания и всего теста;- отработать навыки тестирования;- предупредить появление технических ошибок при заполнении бланков;- изучить все формальные критерии, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок за сочинение, и научиться писать сочинение с учетом этих критериев.В тренажере в режиме проверки выполненной работы приведены критерии проверки и оценки сочинения, способы формулирования проблематики исходного текста, указана позиция автора по отмеченным проблемам.«Дрофа» напоминает!В издательстве выпущены серии пособий для подготовки к ЕГЭ (в том числе и электронные) по всем дисциплинам! См. www.drofa.ru
Комментарии