Однажды я услышала о начальнике Управления образования Жуковского района Брянской области Татьяне Кларштейн необычные слова. Говоря о своем руководстве, директор одной из районных школ между прочим упомянула: «Знаю Татьяну Эдуардовну давно! И всегда она очень красиво и нестандартно одевалась. Мы все считали, что она сама вяжет и шьет себе одежду – и это у нее прекрасно получалось!»Образ домохозяйки-рукодельницы и одновременно успешного управленца так врезался мне в память, что я решила при встрече обязательно спросить об этой детали Татьяну Кларштейн. И хотя заранее решила задать этот вопрос в числе последних, он нечаянно сорвался с языка в самом начале интервью!
– Нет, это не так! – рассмеялась Татьяна Эдуардовна. – Я не шью и не вяжу. Все эти вещи изготавливали моя мама и сестра, они были увлечены многими видами рукоделия. У меня до сих пор дома хранятся кружевные вещицы, связанные мамой, которые могли бы занять достойное место в каком-нибудь музее! Моя мама была великой труженицей, много работала на земле и была настоящей хозяйкой в доме. Она считала, что женщина обязана много трудиться. Труд, физический или интеллектуальный, помогает преодолеть депрессию, позволяет радоваться жизни и ощущать свои успехи. Ничего просто так не бывает в жизни, человеку все дается только великим трудом. Этот мамин девиз, я считаю, абсолютно верен в отношении как к личной, семейной жизни, так и к работе. Любовь к своему дому, желание заниматься огородом, выращиванием цветов и другими домашними делами – это у меня в характере от мамы. Дружная семья, которая была у меня в детстве, настроила меня на то, что я очень дорожу общением с близкими людьми. Общение – одно из самых больших богатств в жизни! Для меня очень ценно общение с человеком, мировоззрение которого совпадает с моим собственным. Тем, кто живет в провинции, наверное, не хватает общения с интересными, творческими людьми. Поэтому для меня оазисом, глотком свежего воздуха являются нечастые телевизионные интервью с такими людьми, не важно, в какой сфере они себя реализовали. Такое общение, пусть и заочное, обогащает жизнь и оставляет долгую память. Обогащает, безусловно, и совместная работа с коллегами-управленцами. Совсем недавно, например, я вернулась из Калининграда, куда выезжала с группой коллег из Брянской области для изучения методов работы калининградских автономных учреждений. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от этой поездки, я увидела, что автономия реально позволяет повысить заработную плату работникам детских садов и школ. Еще я очень ценю живое общение с представителями образовательных учреждений своего района, прежде всего с учителями, ветеранами образования, молодыми педагогами. Общение с молодежью, детьми – без этого тоже не может быть работы управленца! – Татьяна Эдуардовна, ваши слова говорят о том, что вы тесно связываете свою личную жизнь с управленческой деятельностью! – Я, наверное, из тех людей, для которых работа не просто труд, она лично мне очень интересна! Интересна тем, что я занимаюсь по-настоящему творческой деятельностью – выстраиванием муниципальной системы образования. Система образования для меня живой, развивающийся организм, который работает, если развиваются все компоненты: цели, содержание образования, педагогические и управленческие технологии. Система развивается, если есть взаимодействие образовательных учреждений друг с другом, с семьей, с различными социальными институтами. И при выстраивании этой системы нет шаблонов, нет готовых рецептов, так как в каждом районе, на каждой территории – свои социально-экономические особенности, свои традиции и возможности. Общий вектор, конечно, задается государственной образовательной доктриной. Но чтобы реализовать ее на практике, нужно очень глубоко видеть конкретную ситуацию в своем районе, хорошо знать проблемы и причины, которые их породили, уметь взвешивать свои возможности. Я определяю три ведущие цели при развитии системы образования в своем районе. Первая – повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей. Это главная, пожалуй, цель. Вторая цель – усиление ориентации системы образования на поддержку учебной и социальной успешности каждого школьника. И третья цель – это развитие кадрового потенциала, который позволяет решать новые задачи. И конкретные задачи определяются уже исходя из этих целей. – Какую же задачу вы считаете главной для своего района?- Особенность нашего района в том, что он сельский. 67 процентов общеобразовательных школ составляют малочисленные и малокомплектные. Поэтому ключевой задачей именно для нашего района мы обозначили задачу обеспечения равных возможностей получения качественного образования независимо от места жительства, социальных и экономических возможностей и здоровья детей. В сельских школах сложно удовлетворить потребности в выборе профиля на старшей ступени обучения и в дополнительном образовании. Мы искали и нашли такие сетевые модели, которые позволяют обеспечить индивидуальное образовательное пространство учащимся. Среди таких моделей прежде всего – сетевая модель профильного обучения. В чем ее суть? В рамках этой модели мы отрабатываем очно-заочную форму организации обучения, дистанционный подход. Основной путь – обучение старшеклассников сельских школ профильным предметам на базе профильных классов школ райцентра. Дистанционный подход мы практикуем, но, к сожалению, возможности нашего подключения к Интернету не позволяют работать в режиме онлайн и видеоконференций. Это чисто техническая проблема, над решением которой мы работаем. Пока мы через наш портал управления образования даем учебные задания для ребят из сельских школ, они имеют возможность зайти на этот портал и представить свои решения заданий. Существует модель, которая позволяет удовлетворить потребность в дополнительном образовании учащихся удаленных сельских школ. Два учреждения допобразования – Центр детского творчества и ДЮСШ – имеют филиалы в семи школах района. Кроме того, педагоги Центра детского творчества вахтовым методом ведут занятия в четырех малокомплектных сельских школах. При такой системе есть несколько преимуществ – более рационально используются кадровые и материально-технические ресурсы базовых школ и учреждений допобразования, расширяется образовательное поле учащихся и круг их общения. Уменьшаются неэффективные расходы в сфере образования, есть возможность сохранить ставки педагогов допобразования. В условиях внедрения новых образовательных стандартов это приобретает особую актуальность. Наши модели работают сегодня, и они перспективны. Существуют, например, межшкольные модели поддержки одаренных детей. В районе создан межшкольный центр «Интеллектуал», который дает возможность детям школ, в том числе сельских, углублять свои знания по целому ряду предметов. Работает центр психологической поддержки способных ребят под названием «Шаги к успеху». Эта работа продолжается и в летний период. В воскресные дни работает консультационный пункт на базе Центра детского творчества. Мы используем интеллектуальный потенциал областных центров допобразования, вузов Брянска. Например, наши школьники в очно-заочной форме участвуют в работе областной школы эколого-биологического направления.Чтобы подтвердить эффективность нашей работы, я, пожалуй, приведу несколько цифр. За период участия в реализации ПНП «Образование» из 19 образовательных учреждений Жуковского района четыре школы стали обладателями гранта федерального уровня и получили по миллиону рублей, десять образовательных учреждений удостоены гранта регионального уровня. Почти 80 процентов учителей нашего района имеют высшую и первую квалификационные категории. 12 учителей являются обладателями Премии Президента России, 13 педагогов получили премию губернатора Брянской области. Жуковский район входит в пятерку лучших районов Брянской области по числу обладателей грантов различного уровня в рамках реализации нацпроекта. Это, на мой взгляд, цифры, которые говорят об инновационном потенциале и эффективности работы созданной нами системы образования. – Татьяна Эдуардовна, вы педагог по образованию, имеете опыт преподавательской работы. А как бы вы сформулировали главный урок, который получили от жизни? – Главный урок, который я получила за годы своей жизни и работы, – нужно жить не сегодняшним днем. В массе сегодняшних проблем и задач нужно уметь видеть их корни, в первую очередь исторические, а главное – нужно видеть завтра. Когда складывается такое видение, тогда рождаются и новые оценки, и новый взгляд на жизнь. Нужно ежедневно кропотливо работать прежде всего над собой. Это мое кредо – простое, но в этой простоте есть, наверное, самая большая жизненная правда. В неуспокоенности, в труде я вижу главный двигатель развития.Брянская область
Комментарии