Базисный учебный план 12-летней общеобразовательной школы
Настоящий базовый учебный план составлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения в школе на 5-дневную учебную неделю с учетом содержания и характеристик образовательных областей, но по учебным предметам, т.к. они – основная понятийная дефиниция учебного плана и процесса обучения.
Представленный базовый учебный план полностью ориентирован на Концепцию 12-летней школы, одобренную Всероссийским совещанием работников образования РФ, и всех требований к разработке Базисного учебного плана, опубликованных в Положении о конкурсе Минобразования РФ.
Базисный учебный план структурно ориентирован на схему 4 + 6 +2, но с условным внутренним делением основной школы на два звена по три года (5-7-е и 8-10-е классы), учитывая возрастные особенности детей и возрастную периодизацию их деятельности, а также учет данных психологии и педагогики при организации процесса обучения. Учитывая тот факт, что этот план составлен на 5-дневную учебную неделю, предусматривается некоторое структурное уменьшение его вариативности по основной школе, которая должна дать именно базовое образование или по крайней мере его фундаментальную достаточную основу. Поэтому часы по выбору в этой части плана несколько сокращены, чего нельзя сказать о начальной школе (кроме 1-го класса) и особенно – о старшей полной школе.
В целях уменьшения многопредметности часть учебных дисциплин в названиях интегрирована между собой, что, разумеется, носит для конкретных школ рекомендательный характер.
Главным достоинством и особенностью данного учебного плана является тот факт, что в нем несколько расширен обществоведческий компонент и он впервые ориентирован (в тон высказыванию Президента РФ В.В.Путина о проблемах нравственности в российском обществе) на систематическое и непрерывное нравственное образование в течение всего периода обучения учащихся в школе, т.е. с 1-го по 12-й класс наряду с обеспечением фундаментальной минимальной общеобразовательной подготовки учащихся, которая в старших классах широко дифференцируется школой в зависимости от профиля дифференциации (естественно-научной, гуманитарной, историко-обществоведческой, художественно-эстетической и др.) при условии выполнения требований государственных образовательных стандартов.
Специальное сообщение учащимся моральных знаний и уроки нравственности проводятся во всех передовых странах мира, включая страны Европейского континента (Англию, Германию, Францию) и страны Юго-Восточного региона (Китай, Японию, Южную Корею, Вьетнам) и др. В Японии, например, с 1868(!) года еженедельно идут уроки этики с 1-го по 12-й классы. Целых полтора века! И ни у кого сомнений нет в том, что это нужно и что это одночасовой недельный курс. В Китае (курс основ нравственности – с 1-го по 11-й класс) и Франции (курс “Философия морали” в старших и пропедевтические курсы морали в рамках курса “Граждановедение” в младших и средних классах) ведутся с послевоенного времени, т.е. более полувека. Ведется курс морали и в современной Германии. Однако базового и систематического курса основ морали и нравственного непрерывного образования в России до сих пор нет. Актуальность и значимость решения этой проблемы в современной России чрезвычайно велика. Думается, что доказывать и объяснять эту аксиому специально не надо! Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно давать общеобразовательная средняя школа в рамках базового компонента учебного плана.
Последнее десятилетие, несмотря на резкое изменение социально-политической ситуации в России в худшую сторону, полный развал нравственного воспитания и воспитательной работы в целом и отстранение от нее большинства учителей в школе, достаточно активно поднимаются вопросы именно нравственного образования, входит в практику и формы научного общения термин “нравственное образование”. Чем же это объясняется?
Школа сегодня в силу объективной необходимости остается главным и, пожалуй, единственным центром, где как-то еще на государственном уровне сохраняются и поднимаются вопросы нравственного воспитания детей и содействия этому процессу вне школы и в семье, и ищет пути его сохранения.
Изменившиеся условия жизни общества требуют, разумеется, и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его нового содержания в самой школе.
Одним из таких подходов к формированию моральной личности школьника является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с 1-го по 11-й класс), т.е. введение обязательного последовательного непрерывного сообщения детям нравственных знаний в учебном процессе, на основе которых только и может вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения школьников.
Оканчивая основную школу, каждый выпускник школы обязан получить соответствующее нравственное образование, т.е. тот минимум нравственных знаний, без которых затруднено его общение в обществе. Не овладев нравственными знаниями, человек не сможет достойно вести себя среди людей. Нравственные знания – основа жизни человека в обществе. Они – главная и исходная часть знаний общественных и их база.
К общественным знаниям также относятся знания политические, правовые, эстетические, философские, религиозные, но все они без исключения тесно связаны с моралью и зависят от знаний нравственных.
Любая политика, эстетический идеал, правовые нормы и религиозные заповеди зависят только от тех нравственных идей, установок и нравственной цели, которые сложились у людей и их общественных институтов. Нравственные знания определяют мировоззрение людей, их деятельность и поведение, дела и поступки.
Мораль является одним из главных направлений функционирования общества и входит составной частью в общий стандарт обществоведческих человека, его нравственного облика как личности, нравственных основ его мировоззрения и поведения.
Таким образом, в общей системе общеобразовательной подготовки школьников важное место должно принадлежать их нравственному просвещению и воспитанию.
Эту задачу не может выполнить ни один из традиционных общеобразовательных учебных предметов, хотя, бесспорно, каждый из них способствует “выработке” у детей нормативных правил, учит обязательности, честности и справедливости, а предметы гуманитарного цикла, особенно литература и история, вообще представляют собой огромное и необозримое поле для нравственного формирования и воздействия. Однако они, разумеется, могут лишь расширить и дополнить нравственные знания школьника. Базовые же знания может дать только специальный предмет, который объяснит детям суть морали и ее содержание, познакомит с нравственными основными понятиями и нормами, раскроет учащимся пути их нравственного становления, будет ориентировать всех школьников на приобретение нравственного опыта и дальнейшее нравственное самоусовершенствование. Такой предмет изучения основ морали и предлагается в данном базовом учебном плане для средней общеобразовательной школы.
Заботясь о решении этой проблемы, коллектив ученых Института общего среднего образования РАО (лаборатория развития нравственного образования) разработал систему обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с 1-го по 11(12)-й класс.
Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые подготовлены учебные программы специальных учебных курсов морали (этики): “Азбука нравственности” (1-4-е классы), “Нравственная грамматика” (5-9-е классы), “Основы морали” (9, 10-11 (12)-е классы). Все эти программы прошли 5-7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений города Москвы и областей РФ в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов учебного плана, а также частично в рамках интегрированных курсов “Окружающий мир”, граждановедения и обществознания.
Ко всем программам разработаны рекомендации для учителей и созданы пробные учебные пособия для учащихся всех трех ступеней обучения в школе. Подготовлен также школьный учебный стандарт предметно-образовательной области “Нравственность” (“Мораль”), который опубликован в книге “Учебные стандарты школ России”.
В Базовый учебный план введен в выпускном классе основной школы курс основ права (правоведения), который крайне необходим выпускникам основной школы, учитывая также тот факт, что многие из них дальнейшую учебу могут не продолжать. Без знания каждым человеком элементарных правовых норм и государственного устройства просто немыслимо существование гражданского общества и правового государства. Происходящий в нашей стране процесс становления гражданского общества и правового государства требует коренного изменения отношения к праву, осознания его ценности как одного из регуляторов основных социальных процессов и способа решения цивилизованным путем возникающих в обществе конфликтов.
В выпускном классе сохранен обзорный вводный курс обществознания, дающий общие знания о человеке и обществе в целях более широкой социальной ориентации выпускников основной школы, а в старших классах этот курс может вестись более углубленно: интегрированно или в виде дифференцированных курсов (политологии, этики, права, эстетики, культурологии, социологии, экономики, экологии и др.). Форма его ведения в старших классах и объем часов решаются школой в зависимости от их профильной дифференциации. Идея введения специльных вводных курсов обществоведения в более младших классах основной школы, учитывая наличие сквозного курса основ морали, в котором изучаются нормы, правила и взаимоотношения людей и который является базой всех общественных знаний, вряд ли будет целесообразна по соображениям дублирования в изложении моральных знаний и обзорности и бессистемности их попутного сообщения, тем более без связи с вопросами воспитания.
Данный Базовый учебный план предусматривает, что при использовании его в национальных нерусских школах русский язык как государственный ведется не менее 3 часов в неделю. В этом случае на родной язык могут быть использованы при необходимости дополнительно часы национально-регионального и школьного компонентов, а также курсов по выбору и частично часов профильной дифференциации в старших классах, могут использоваться и часы дополнительного образования.
В дополнительных формах обучения истории и географии школам целесообразно обратиться к курсу краеведения.
Таким образом, данный Базисный учебный план направлен на качественное обновление содержания общего образования, учитывая также работу по уточнению и отбору содержания планируемых учебных курсов и их вариативность на основе соблюдения базовых учебных стандартов.
Данный базовый учебный план ориентирован на реализацию Федерального закона “Об утверждении Федеральной программы развития образования” от 10 апреля 2000 года #51-Ф3.
Комментарии