search
main
0

Главное – выбор московской семьи и обеспечение кадрового ресурса в преподавании ОРКСЭ

5 марта 2013 года в Департаменте образования города Москвы прошло совещание по вопросам преподавания модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях Москвы. Совещание возглавили председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина.

В совещании также приняли участие викарии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений и епископ Подольский Тихон, заместитель руководителя департамента Татьяна Васильева, и.о. заместителя председателя Синодального ОРОиК игумен Митрофан (Шкурин), заведующий Сектором ОПК Синодального ОРОиК Герман Демидов, начальники окружных управлений образования, специалисты, представители учреждений высшего профессионального образования и методических служб Москвы, сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, ответственные за преподавание основ православной культуры в викариатствах и благочиниях.Совещание открыл Исаак Калина, обратившийся к участникам со вступительным словом: «Мы все знаем, что введение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» основано на праве выбора семьи. Но при этом мы все понимаем, что выбор имеет смысл только тогда, когда люди выбирают из того, что полностью обеспечено. Думаю, я не открою секрета, что основная масса учителей, работающих в школах (а это учителя среднего возраста), получали образование и воспитывались так, что им сегодня проще всего было бы вести курс, который назван «Основы светской этики». Но думаю, что и этот курс они не очень готовы вести, просто его название кажется нам более знакомым, чем все остальные модули ОРКСЭ. Это создает явно неравновесную систему выбора. Поэтому мне представляется, что главнейшая задача обеспечения именно равного выбора – это обеспечение учителям возможности вести любой из модулей, которые есть в этом курсе, при этом мы прекрасно понимаем, что в Москве, которая по определению центр православной культуры, наверное, важнейшая задача – помощь учительству подготовиться к равному преподаванию модуля «Основы православной культуры». Было бы абсолютно неправильным не воспользоваться теми широчайшими возможностями, которые есть в столице, благодаря тому что в Москве сосредоточена не только образовательная, научная элита страны, но и главные силы Русской православной церкви. Поэтому я очень надеюсь, что взаимодействие между системой образования и РПЦ поможет нашему учительству подготовиться к преподаванию курса «Основы православной культуры» и тем самым поможет московским семьям сделать свой выбор, при этом понимая, что это преподавание обеспечено хорошим кадровым ресурсом». Высокопреосвященнейший митрополит Меркурий  сообщил участникам совещания о взаимодействии Русской православной церкви и Департамента образования: «Я хотел бы особо поблагодарить уважаемого Исаака Иосифовича за уникальную возможность общения сегодня на столь высоком уровне, за его пристальное внимание к курсу «Основы религиозных культур и светской этики», которое он проявлял в должности заместителя министра образования и науки Российской Федерации и на нынешнем посту руководителя Департамента образования крупнейшего мегаполиса, столицы России – города Москвы. Должен с благодарностью отметить, что наше взаимодействие благодаря Исааку Иосифовичу всегда отличалось конструктивностью, реалистичностью подхода и искренней заботой о тех трудах, которые мы вместе пытались совершить. Во многом благодаря этому состоялось то, о необходимости чего мы так долго говорили: решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Отдел религиозного образования и катехизации Московской городской епархии, который возглавил клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии иеромонах Онисим (Бамблевский).Отцу Онисиму поручено в ближайшее время сформировать штат сотрудников. Отмечу, что Отдел религиозного образования и катехизации Москвы по благословению Святейшего Патриарха будет работать в самой тесной взаимосвязи с Синодальным отделом не только по профильным вопросам, но и территориально. Главная задача нашего совещания – согласовать позиции и действия светских и церковных образовательных структур в вопросе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах столицы. Мы делаем общее дело, успех которого зависит от взаимопонимания и реального соработничества между нами. Необходимо сверить наши позиции, в том числе и в понимании перспектив курса ОРКСЭ.Кратко перечислю некоторые, на наш взгляд, главные темы, стоящие на повестке дня.Пресловутая проблема неоправданно низкого процента выбора Основ православной культуры в московских школах. Мне видится, что первопричина здесь одна – взаимное отчуждение, сформированное десятилетиями господства не оправдавшей себя идеологии во всех сферах общественной жизни России и как следствие отсутствие доверия и понимания того, что дело, порученное нам, имеет важнейшее для государства значение. Конечно, здесь нет готовых административных решений, но очень надеюсь, что наша встреча послужит началом преодоления существующего средостения, подскажет правильные, долгосрочные формы соработничества Церкви и школы в воспитании детей. Позволю лишь заметить, что светский характер образования в государственной школе, ее независимость от Церкви, других конфессий де-факто не является запретом на изучение религии в школе на основе религиозных мировоззренческих подходов, то есть так, как ее понимают люди верующие. Светскость совсем не синоним атеизма. В этом смысле школа не отделена от Церкви. И в светской школе есть, говоря научным языком, сфера совместной компетенции государства и Церкви, то есть как раз те задачи, для решения которых мы собрались.Москва в этом отношении уникальна. С одной стороны, здесь представлены практически все конфессии, и это, кроме дополнительных трудностей в организационной работе, несет в себе большой потенциал в области государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия. Так, например, глубоко и качественно продумано изучение традиционной религиозной культуры в еврейских школах. Этот позитивный опыт заслуживает изучения и использования, в том числе в курсе ОРКСЭ. В контексте этого вопроса предложил бы создать совместную группу по проведению независимого опросного мониторинга по школам Москвы для объективного ежегодного отражения состояния готовности школ к преподаванию курса ОРКСЭ по всему спектру проблем, включая выбор, наличие учебных пособий и методической базы, качество подготовки учителей и т. д. Еще одна тема – присутствие официальных представителей Церкви на родительских собраниях в школах при выборе модуля курса ОРКСЭ. Вопрос, который пока остается весьма актуальным. Основой для развития нашего сотрудничества по этому вопросу, полагаю, мог бы стать профессионализм и предельная деликатность во всем. Мы со своей стороны, надеюсь, меня поддержат присутствующие здесь собратья архипастыри, будем рекомендовать для работы по направлению ОРКСЭ только наших лучших представителей, в первую очередь священнослужителей и мирян, имеющих опыт педагогической работы и соответствующее образование. Это относится не только к участию в родительских собраниях и встречах с учителями, но и к подготовке и повышению квалификации педагогов, разработке учебно-методического обеспечения. В свою очередь, обращаясь к тем, от кого зависит порядок проведения родительских собраний, хотел бы сказать, что участие представителей Церкви во встречах с родителями, посвященных выбору модуля, не имеет целью агитацию или проповедь – этого нет. Просто главные слова о православной культуре должны прозвучать от людей, живущих этой культурой, то есть от профессионалов, любящих свое дело и свой предмет. Для упрощения процедуры нашего участия во встречах с родителями полагал бы необходимым сформировать в викариатствах, а затем передать в Департамент и окружные управления образования списки официальных представителей епархии, делегированных для работы со школами. Хочу также выразить сердечную признательность руководству и сотрудникам столичного департамента за качественную подготовку и своевременное издание «Регламента выбора модулей», надеюсь, что, следуя не только букве, но и духу этого документа, вопрос выбора модулей будет снят с повестки дня наших встреч уже в этом году. Вопрос сотрудничества в обеспечении образовательного процесса, то есть весь спектр проблем, связанных с подготовкой учителей, их квалификацией, обеспечением учебными пособиями, консультациями, экспертизой, взаимодействием с семьями школьников. Как сказал Святейший Патриарх, для Церкви важен не столько высокий процент выбора Основ православной культуры, сколько само качество преподавания, улучшение нравственного климата в наших школах. Понимая, что процесс возвращения духовно-нравственной культуры в школу – это всерьез и надолго, качественные показатели представляются несравнимо более ценными по сравнению с количественными. В настоящее время основной базой подготовки учителей стал Московский институт открытого образования. В конце 2012 года Синодальный отдел заключил с ним соглашение, ответственные специалисты по нашей рекомендации будут участвовать в подготовке учителей по ОПК. Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОРКСЭ по ступеням школы (концепция этого расширения находится сейчас на согласовании в Министерстве образования и науки РФ), а также подготовленную ФИРО программу профессионального педагогического образования (бакалавриата), предусматривающую возможность профильной подготовки учителя ОПК, мы рассчитываем на расширение взаимодействия с московскими вузами. Для Москвы нужна комплексная система сопровождения образовательного процесса по ОРКСЭ, тем более что для этого есть необходимые условия. Нужны консультационные и ресурсные центры для учителей на базе православных школ, духовных семинарий, доступная информация на сайтах викариатств, приходов, планирование учебных мероприятий в рамках экскурсий, посещений храмов, встреч с представителями духовенства. Для многих регионов это уже повседневная практика. Надо создавать такую систему и в Москве».О том, как в Москве был введен курс ОРКСЭ, рассказала заместитель руководителя Департамента образования Татьяна Васильева: «В московских школах введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Поэтому я хочу сказать о том, как были проведены организация и обеспечение преподавания курса в общеобразовательных учреждениях Москвы. Распоряжением Департамента образования были утверждены состав городского Координационного совета и план мероприятий по введению курса ОРГСЭ, МИОО доработал методические рекомендации (регламент) по порядку выбора родителями школьников модуля курса в общеобразовательных школах, в соответствии с которыми в учреждениях проходил выбор модуля. Ответственным за учебно-методическое, консультационное, информационное сопровождение курса ОРГСЭ в Москве была определена лаборатория истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО МИОО. Сотрудники лаборатории наладили контакт с коллегами из Тверской области – стажировочной площадки для Москвы – и представителями всех традиционных конфессий. С 1 февраля 2012 года действует московское информационное пространство ОРКСЭ – портал для оказания оперативной методической помощи методистам и учителям. Более 5600 учителей прошли подготовку к преподаванию курса ОРКСЭ в МИОО, в АПКиППРО. В соответствии с рекомендациями Координационного совета Москвы по введению в ОУ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» окружные управления образования сотрудничают с представителями всех традиционных конфессий по оказанию консультативной помощи учителям. В апреле 2012 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Департаментом образования. Учащиеся и педагоги участвуют в творческих конкурсах и мероприятиях, организованных Департаментом образования и традиционными конфессиями: «За нравственный подвиг учителя», «Изучение истории и культуры религий мира», Олимпиада по основам православной культуры, конкурс «Лучший учитель православной культуры».Ректор Московского городского педагогического университета Александр Кутузов сообщил: «С 1 ноября 2012 года в университете создана рабочая группа для организации системы работы по изучению в школах Москвы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В шести совещаниях группы приняли участие практически все заинтересованные ученые и педагоги, занимающиеся проблемами развития духовно-нравственного образования в столичном регионе из МГПУ, МГППУ, МПГУ, Синодального отдела РОиК, Института семьи и воспитания РАО, Института психолого-педагогических проблем детства РАО, Николо-Угрешской духовной семинарии, других образовательных учреждений и общественных организаций. На совещаниях были обсуждены основные проблемы и сложности развития этого направления в столичном образовании, сформулированы вопросы и поставлены основные задачи, некоторые из которых уже успешно реализованы. При МГПУ работает Центр развития духовно-нравственного образования, в структуре университета создана кафедра этики и религиоведения, разработаны магистерские программы «Духовно-нравственное воспитание и образование» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль для курсов повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры народов России», подготовлены материалы для реализации программы «Ликвидация духовно-нравственной безграмотности», проведено совещание учителей православной культуры, в котором приняли участие 87 представителей из всех округов Москвы, в том числе духовенство. Отрадно, что при университете создана Ассоциация педагогов православной культуры в городе Москве, в совет которой вошли представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации и духовенство РПЦ, МГПУ стал учредителем нового журнала «Мир и религия», во всех институтах университета идет активная факультативная работа со студентами, в конце февраля 2013 года состоялась студенческая конференция «Самосознание русского народа». МГПУ готовит системный мониторинг духовно-нравственного образования для определения динамики и тенденций развития этого направления, уже подготовлены технические задания по научно-исследовательским работам: «Изучение воспитательных эффектов деятельности религиозных групп и организаций», «Разработка и апробация тренинговых программ, направленных на формирование у подростков эффективных копинг-стратегий как условия резистентности к влиянию деструктивных сект и организаций», «Исследование психологических особенностей религиозности современной молодежи и создание на основе результатов исследования учебного курса «Психология религиозной личности» для гуманитарных профилей вузов».  МГПУ подготовил соглашения о сотрудничестве с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской православной церкви и макет для сборника по проблемам духовно-нравственного образования, университет ведет работу с Клубом православной молодежи храма Христа Спасителя «Соборяне».Таким образом, МГПУ стал открытой площадкой для конструктивного диалога и решения проблем, связанных с развитием духовно-нравственного образования в столичном регионе».Об опыте взаимодействия с Русской православной церковью при подготовке педагогов общеобразовательных учреждений города Москвы к преподаванию основ православной культуры рассказала заведующая лабораторией истории и культуры религий МИОО Елена Теплова: «Лаборатория истории и культуры религий мира – структурное подразделение МИОО – с 2009 года проводит повышение квалификации учителей Москвы по программе «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» в очной и дистанционной формах в объеме 72 и 144 часов. Для работы на них привлекают преподаватели ПСТГУ. В связи с введением с 1 сентября 2012 года учебного курса ОРКСЭ лаборатории было поручено начать подготовку учителей Москвы с 1 февраля 2012 года. Для слушателей этих курсов на базе православных школ Москвы были проведены семинарские занятия. В этом учебном году на базе ЗАО работают группы учителей, которые планируют преподавать модуль «Основы православной культуры» в учебном объеме 72 и 144 часов. Дистанционная поддержка по модульному курсу ОРКСЭ организована на портале http://mioo.seminfo.ru/. Второй год лаборатория совместно с ПСТГУ проводит конкурс «Лучший учитель православной культуры». Информация о победителях размещена на сайте лаборатории и ПСТГУ. 18 декабря 2012 года было подписано соглашение о совместной деятельности Московского института открытого образования и Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, в котором также предусмотрено сотрудничество в проведении конкурса проектно-исследовательских работ учащихся по социально-гуманитарным дисциплинам «Изучение истории и культуры религий мира» (в части работ по православной культуре: проверка работ, участие на финальном этапе), подготовка вспомогательного учебно-методического пособия для учителей по преподаванию православной культуры в рамках курса ОРКСЭ: издан учебник, который написан с участием представителей РПЦ «Основы православной культуры». 4 класс». О взаимодействии Северо-Восточного окружного управления образования и окружного викариатства рассказала начальник отдела СВОУО Ольга Полякова: «Управление образования уделяет большое внимание введению комплексного учебного курса «ОРКСЭ» в образовательных учреждениях СВАО, рассматривая этот процесс как насущное веление времени. Успех работы во многом зависит от личности педагогов, ведущих этот курс. С 2011 по 2013 год для повышения квалификации по комплексному учебному курсу «ОРКСЭ» в высшие учебные заведения города (ФИРО, МИОО, АПКиППРО) были направлены более 500 педагогов, включая тьюторов, для повышения профессионального уровня преподавателей организован постоянно действующий семинар «Содержание и организация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», что позволило обучить свыше 400 учителей. Сегодня преподавание предмета ведут 294 учителя, из них: 188 учителей начальной школы, 20 учителей МХК, 17 учителей истории и обществознания, 69 учителей других предметов. В течение подготовительного периода (в 2011-2012 учебном году) в округе был проведен цикл совещаний для руководителей образовательных учреждений и их заместителей по введению учебного курса «ОРКСЭ», на которых особое внимание было уделено праву свободного выбора родителями модулей учебного курса, методике проведения и содержанию родительских собраний. С января 2013 года в школах СВАО начался второй цикл родительских собраний, к посещению которых активно подключились представители Русской православной церкви. В отдельных случаях возникали проблемы, было некоторое недопонимание администрации школ важности участия в родительских собраниях священнослужителей, каждая такая ситуация не осталась без нашего внимания. К концу апреля мы подведем итоги этой работы, один из критериев эффективности которой обеспечение возможности свободного выбора родителями одного из модулей. Для решения задач, связанных с изучением учебного курса «ОРКСЭ», родителям обучающихся мы предлагаем принять участие в диагностическом мониторинге «Школа глазами родителей». Анализ результатов диагностики позволяет выявить проблемы, закономерности с целью повышения эффективности образовательного процесса, в том числе и по ведения курса «ОРКСЭ». По теме ОРКСЭ продолжается информационная поддержка родителей через сайт окружного управления образования, образовательное пространство методистов www.seminfo.ru, сайты образовательных учреждений.В качестве положительного примера взаимодействия с Северо-Восточным викариатством Москвы мы рассматриваем сотрудничество с общеобразовательной Православной школой (в усадьбе Свиблово) имени преподобного Сергия Радонежского (директор – иерей Кирилл Киселев). 5 октября 2012 года на территории исторического памятника XVIII века г. Москвы, Подворье Патриарха Московского и всея Руси в усадьбе Свиблово, состоялся традиционный осенний юношеский бал, который собрал воспитанников Суворовского военного училища, Шереметьевской кадетской школы №1778, Православной школы имени преподобного Сергия Радонежского в усадьбе Свиблово, Воскресной школы храма Казанской Иконы Божией Матери в усадьбе Узкое, социально-реабилитационного центра «Отрадное» и других образовательных учреждений. Вечер был посвящен памяти героев 1812 года. На 2012-2013 учебный год составлен график экскурсий в кафедральный собор храма Христа Спасителя для обучающихся образовательных учреждений округа. С начала учебного года проведено 48 экскурсий. Одно из направлений в экскурсионной деятельности – духовно-нравственное воспитание детей, эффективность которого повышается в силу учета возрастных особенностей школьников, благодаря уникальному разнообразию возможных воспитательных средств). Вместе с этим возрастает и мотивация школьников к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества, и психологическое восприятие информации в условиях погружения в сферу изучаемого объекта значительно усиливается. Учащиеся округа в течение многих лет участвуют в Международном московском рождественском конкурсе-фестивале детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда». В конкурсе участвовали 294 работы учащихся из 17 образовательных учреждений округа (школы №1188, 953, 1482, 757, 237, 761, 1316, 1572, 1414, 529, 2044, 1412, 962, 245, 1099, 1430) и детской Школы искусств. 136 работ отмечены дипломами I, II, III степени (из них 44 диплома за I место). Наибольшее количество победителей в школах: №1188, 1414, 757, в Центре образования №1482. Традиционно в январе учащиеся школ округа участвуют в фестивале-конкурсе духовной музыки «Рождественская песнь» – в этом году приняли участие 483 школьника. По взаимодействию с Русской православной церковью интересен опыт отдельных образовательных учреждений. Например, в школе №219 действует добровольное объединение учащихся старших классов, которые помогают восстанавливать храм в селе Архангельском-Тюриково Московской области. Добровольцы школы №1411 участвовали в восстановлении храма Воскресения Христова в деревне Мартюшино Тверской области. В этом году детский коллектив добровольцев школы №242 провел рождественский спектакль «Вифлеемская гостиница» для детей, находящихся на лечении в больнице. (Большое спасибо настоятелю церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов на Лазаревском кладбище, он помог с транспортом для детей.) В рамках укрепления взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному образованию граждан и знакомства с практикой духовно-нравственного воспитания и обучения детей образовательных учреждений Москвы педагоги округа принимают активное участие в программе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя». В прошлом учебном году в нем приняли участие десять педагогов из 5 школ СВАО (ЦО №1482, вечерняя (сменная) школа №203, школа №1416, школа надомного обучения №410, школа с углубленным изучением области знаний «Искусство» №242). Признаны лучшими и стали дипломантами две работы шести педагогов из ЦО №1482 (в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения») и вечерней (сменной) школы №203 (в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения». Нравственные убеждения, духовность, общечеловеческие ценности важны сегодня, как никогда ранее, современное российское общество столкнулось с острой необходимостью приоритетного внимания этим аспектам воспитания подрастающего поколения. Думаю, что, решая эту задачу сообща, усилиями всех социальных институтов в тесном взаимодействии с религиозными конфессиями мы сможем добиться главного – социального мира и стабильности развития общества». Актуальным задачам дальнейшего взаимодействия Церкви и Департамента образования посвятил свое выступление заведующий сектором ОПК Синодального отдела религиозного образования и катехизации Герман Демидов: «Сегодня мы участвуем в эпохальном, символическом событии, отражающем важные тенденции последних десятилетий в системе отечественного образования. 25 октября 1990 года был признан утратившим силу принятый 95 лет назад декрет СНК «О свободе совести», более известный как Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. 29 декабря 2012 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в РФ», статья 87 которого посвящена «особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, теологического и религиозного образования». В частности, в законе говорится, что «…в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации». Очевидна позитивная динамика и в практическом развитии изучения религиозной культуры в школе. В начале 90-х это были отдельные региональные программы, в 2009-2011 годах успешно прошла апробация ОРКСЭ в 21 субъекте РФ. Сейчас этот курс преподают повсеместно, обсуждают перспективы его расширения на основную и старшую ступень общеобразовательной школы.Все же и в церковном, и в светском образовании в советский период сформировались определенные стереотипы кастовой замкнутости этих первоначально сообщающихся систем. Действительно, представить себе, что в условиях многолетней монополии единого атеистического мировоззрения возможно нравственное воспитание, основанное на принципах различных религиозных культур, крайне сложно. В этой связи курс ОРКСЭ представляется инновационным и по форме, и по содержанию. По форме – так как родителям вместе с учащимися предоставляется возможность сделать осознанный, подчас первый мировоззренческий жизненный выбор – совместно изучать ту или иную религиозную культуру. По содержанию – так как в отличие от научного атеизма и нерелигиозного религиоведения любой конфессиональный модуль в ОРКСЭ рассматривается и понимается в непосредственной живой связи с формирующей его живой религиозной традицией. И свобода выбора предмета, и связь с современностью – неразделимые факторы воспитательного процесса. Безальтернативность или разрыв с духовной реальностью в этой предметной области превращает ОРКСЭ в элементарный ликбез, не имеющий никакого воспитательного значения. С процедурой выбора все достаточно просто – нужно правильно рассказать о содержании, целях и задачах курса родителям, начинающим педагогам, дать возможность свободно говорить о религиозной культуре тем, кто живет этой культурой и является профессионалом своего дела. Это общее понимание нашло отражение в Регламенте выбора модулей по Москве. К сожалению, из-за того что этот документ имеет только рекомендательный характер, отнюдь не везде он исполняется. Из различных викариатств в синодальный отдел поступают жалобы на то, что на уровне окружных управлений образования или отдельных школ представителям Церкви уже было отказано в возможности встретиться с родителями на родительских собраниях. Во многих округах такие собрания уже прошли, предварительный выбор был сделан без информационной поддержки со стороны Церкви. Вероятно, свободе выбора нужны более жесткие рамки, а регламенту иные полномочия. Другой важный вопрос – качество преподавания ОРКСЭ, которое в первую очередь зависит от учителя и учебника. Полноценная подготовка педагогов может быть только профильной. Применительно к процессу преподавания религиозной культуры в школе об этом говорил глава государства, и это очевидно. В вузах такая подготовка только начинается. В рамках государственного плана работ по введению ОРКСЭ разработана программа педагогического образования, бакалавриат на 4 года. Но это в перспективе, пока основная подготовка реализуется в центрах повышения квалификации и переподготовки работников образования. В Москве это МИОО. С учетом значимости качественной подготовки учителя по ОПК (конечно, и по другим религиозным культурам) было бы важно обеспечить решение этого ключевого вопрос в масштабе всего города. В ином случае, если каждая школа будет посылать учителей на обучение за счет своего бюджета, в соответствии с собственным видением целей и задач процесса, сделать это, наверное, будет значительно труднее. Так или иначе, Русская православная церковь, Синодальный отдел готовы участвовать в этой подготовке, и это уже осуществляется не первый год на федеральном уровне в сотрудничестве с АПКиППРО и ФИРО. В Федеральном перечне учебников на 2013-2014 учебный год есть уже 5 учебников по ОПК, прошедших экспертизу в Синодальном отделе. Это учебники, вышедшие в издательствах: «Дрофа» (авторы Т.Костюкова, О.Воскресенский и др.); «Просвещение» (автор протодиакон А.Кураев), «Русское слово» – два учебника (авторы протоиерей Виктор Дорофеев и др., А.В.Бородина); «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества» – учебник Л.Шевченко. Это те учебные пособия, за содержание которых несет ответственность Русская православная церковь и которые мы рекомендуем в первую очередь использовать в образовательном процессе. Органы управления образованием, Церковь, школа, родители и учащиеся сегодня участвуют в проекте, который имеет потенциал качественно изменить школьную образовательную систему. Известный философ XX века сказал: «Человек обречен быть свободным», нам тоже предстоит свой выбор. Если Церковь будет иметь свободу говорить о своей культуре, это будет действительно живая беседа живых людей о живой культуре, и разговор обещает быть интересным. И свобода выбора, и квалифицированные учителя, и качественные учебники – неизменные составляющие успешной интеграции курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательную программу нашей школы. В успехе этого проекта, безусловно, мы все одинаково заинтересованы».После обсуждения участниками встречи основных вопросов текущего взаимодействия Департамента образования и Русской православной церкви состоялся брифинг для прессы. В брифинге приняли участие журналисты «УГ-Москва», «Трибуны», агентства «ИТАР-ТАСС», «Независимой газеты», Православного телеканала «Союз», радиостанции «Сити ФМ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте